МААМ-картинки

Проект «Маркеры игрового пространства как средство формирования предметно-развивающей среды»

Виктория
Проект «Маркеры игрового пространства как средство формирования предметно-развивающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы

«Среда воспитывает человека… Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды»

Л. С. Выготский.

Обоснование актуальности проекта.

В соответствии с ФГОС ДО организация предметно - игрового пространства и развивающей предметно - пространственной среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Дошкольник – человек играющий, поэтому в стандарте прописано, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Именно с помощью игры ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Благодаря игре можно развивать, обучать и воспитывать ребёнка дошкольного возраста. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой ребёнок проявляет такие качества как выносливость, доброту, сообразительность, фантазию, воображение, то необходимо иметь в развивающей предметно – пространственной среде группы разные пособия и оборудования для развёртывания сюжетно - ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение для умственного и нравственного развития дошкольника, для формирования способностей и становления личности в целом. Выполняя взятую на себя роль, ребёнок стремится подражать взрослым, выполнять разные действия с предметами. Тематическое содержание сюжетов игры становится более разнообразным. Наблюдая за сюжетно - ролевыми играми детей в группе, я пришла к выводу, что для развертывания сюжета игры детям не хватает игрового материала. Многообразие сюжетов затруднительно при использовании традиционных «кухонь», «супермаркетов», «парикмахерских» и прочих общепринятых маркеров бытовой тематики. Чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый маркер пространства воображаемого мира. Моя задача состояла в том, чтобы создать такую предметно – игровую среду в группе, которая обеспечивала бы ребёнка всевозможным материалом для его активного участия в различных видах деятельности. Так как в старшем дошкольном возрасте сюжеты детей возникают от замысла к игрушке, возникла необходимость создания новых многофункциональных маркеров игрового пространств с учетом требований ФГОС ДО и возрастных особенностей детей. Маркеры позволяют создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии. Они способствуют формированию игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми. Используя маркеры, дети самостоятельно организовывают и преобразовывают игровое пространство.

Публикация «Проект „Маркеры игрового пространства как средство формирования предметно-развивающей среды“» размещена в разделах

Цель проекта : разработать модель маркера для развивающей предметно пространственной среды сюжетно-ролевых игр, в которой дети будут проявлять самостоятельную активность, творчество и фантазию.

Задачи:

- организовать родителей для участия в изготовлении маркера игрового пространства;

- внедрить в практику игровые маркеры;

- повысить уровень развития творческих способностей детей в разных видах деятельности;

- создать эргономичное пространство группы с помощью маркера игрового пространства.

Основное содержание.

Маркеры игрового пространства – это игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра) и решается проблема. Многофункциональные маркеры игрового пространства могут применяться, как в совместной деятельности детей с педагогом, так и в самостоятельных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно - исследовательской, способствовать развитию двигательной активности ребенка. Универсальная конструкция должна быть: многофункциональна; трансформируема; вариативна; отвечать гигиеническим требованиям; безопасна в использовании детьми; эстетична; соответствовать возрастным категориям детей от 3 до 7 лет; иметь гендерную специфику; занимать мало места при хранении.

Для того чтобы изготовить маркер, я обратилась за помощью к родителям. На родительском собрании я показала презентацию по применению игровых маркеров. Родители заинтересовались такой идеей и предложили свою помощь в изготовлении игрового материала. Мы с детьми приступили к изготовлению атрибутов для будущих игр, подобрали игрушки – персонажи и сложили в контейнеры по темам. Родители предложили изготовить игровой маркер из пластиковой панели. Лист белой пластиковой панели разрезали на 8 равных частей по 50 см. и склеили их между собой армированным скотчем белого цвета. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Из конструкции легко можно построить борт самолета, машину, корабль, террариум, аквариум, арену цирка, и т. д. На готовую конструкцию по всей длине, с внешней и внутренней стороны, мы наклеили самоклеющуюся ленту – липучку. Для организации игры разработали и изготовили тематические банеры, на разную тематику распечатали цветные картинки, заламинировали их и на обратной стороне также наклеили самоклеющуюся ленту-липучку. Например, в сюжетно – ролевой игре «Самолёт» к модулям прикрепляется картинки с изображением иллюминаторов, как внутри, так и снаружи. Только внутри салона в окнах иллюминатора можно видеть облака, радугу, тень самолета, города, моря и т. д. В кабине пилота крепятся картинки с изображением приборной доски. Внутри «воздушного судна», дети устанавливают штурвал и стульчики. Атрибутами игры являются кепка пилота и наушники, поднос с продуктами и журналами для стюардессы.

Различные способы использования модульной конструкции в группе, подсказывают сами дети. В соответствии с сюжетом игры дети из маркера создают нужную постройку, добавляют атрибуты, распределяют роли. Благодаря соблюдению принципа доступности, у детей есть возможность самостоятельно изменять пространство в своей группе в любое время. По окончании сюжетно - ролевой игры маркер легко складывается и убирается в определенное место для хранения, занимая мало места в группе.

Сроки реализации и этапы проекта.

Этапы работы над проектом.

I этап подготовительный:

- составление плана работы;

- изучение проблемы по теме проекта;

- привлечение родителей к совместной работе над проектом;

- ознакомление родителей с темой и целью проекта;

- распределение обязанностей между участниками проекта (родители, дети, педагоги);

- создание мотивации у детей и родителей к изготовлению декораций, предметов оперирования;

- подбор игрушек-персонажей, иллюстраций и картинок к сюжетно-ролевым играм;

- подбор и изучение методической литературы.

II этап практический:

Работа с детьми:

- изготовление с детьми ролевых атрибутов (плащ-накидку, скафандр и одежду для космонавтов, бескозырки для моряков);

- проведение познавательных бесед (в рамках НОД) о профессиях водителя, дрессировщика, спасателя, пилота и др. ;

- просмотр видеороликов и презентаций «Экзотические животные», «Смешанная группа животных», «Спасатели приходят на вызов», «Волшебная книга МЧС - правила вызова» и др;

- проведение дидактических игр;

- апробация с детьми изготовленного маркера игрового пространства в сюжетно ролевых играх «Моряки», «Подводное путешествие», «Космонавты», «Водитель», «Зоопарк».

Работа с родителями:

- проведение индивидуальных бесед с родителями на тему «Ведущая роль игры в развитии ребёнка»;

- изготовление стойки для руля, штурвала и тематических декораций;

- изготовление ширмы для банеров;

III этап итоговый:

- проведение открытого показа сюжетно-ролевой игры «Спасатели»;

- подведение итогов, анализ.

Механизмы реализации.

Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности воспитателя, родителей и детей.

На начальном этапе проекта, мною была изучена ситуация по игровой деятельности в группе и проведено ряд мероприятий. На родительском собрании родители в доступной увлекательной форме узнали о важности сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольников, познакомились с условиями необходимыми для организации игры, проанализировали предметно пространственную среду в группе. С помощью презентации, я наглядно показала родителям, что такое маркеры игрового пространства и как я могу использовать их в обучении сюжетно-ролевой игре.

Провела с родителями индивидуальные беседы на тему: «Ведущая роль игры в развитии ребёнка».

Родители предложили свою помощь в изготовлении маркера игрового пространства.

Мы с детьми приступили к изготовлению атрибутов для будущих игр, подобрали игрушки – персонажи и сложили в контейнеры по темам. Нашли интересные цветные картинки к сюжетно-ролевым играм.

Результатом нашего проекта был открытый показ сюжетно-ролевой игры «Спасатели».

Системная работа дала свои результаты: все участники педагогического процесса увидели интересные, увлекательные стороны игровой деятельности с маркерами игрового пространства, которые обеспечивают максимальную активизацию детей. Маркеры дают возможность рационально использовать пространство групповой комнаты, сэкономить место, создать уют и привнести «изюминку» в интерьер группы.

Конечные результаты.

Маркеры игрового пространства создали такую развивающую предметно - пространственную среду в группе, которая обеспечивает ребёнка всевозможным материалом для активного участия в различных видах деятельности. Естественная, комфортабельная обстановка в группе, насыщенная предметным и игровым материалом, вызывает у детей эмоционально-положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Созданная мною совместно с родителями и детьми в группе предметно-развивающая среда, позволяет обеспечить свободную творческую деятельность в соответствии с желаниями и склонностями детей. Используя маркеры, ребёнок самостоятельно организовывает и преобразовывает игровое пространство, игра увлекает и доставляет радость. Действуя в игровой ситуации приближенной к реальным условиям жизни, ребёнок легче усваивает материал любой сложности.

Универсальный маркер игрового пространства, предназначен для совместной и самостоятельной деятельности детей, где они могут осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, организовывать игровую, двигательную, познавательную деятельность, а также легко периодически изменять игровой материал и моделировать пространство группы по своему желанию. Педагог моделирует пространство группы в соответствии с задачами, которые решает на данный момент. Моя роль заключается в том, чтобы создать возможность для детей использовать окружающее пространство в разных видах детской деятельности.

Таким образом, я убедилась, что игровые конструкции являются необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребёнка, а так же развивают детскую фантазию и воображение.

Свой опыт использования игровых маркеров я рекомендую для работы другим педагогам, родителям в семейном воспитании.

Обоснование социальной значимости проекта.

Главной составляющей данного проекта является ознакомление дошкольников с предметным и социальным окружением.

Чтобы сделать данный процесс доступным и результативным, я использую напольный многофункциональный маркер игрового пространства с универсальными наглядно - дидактическими пособиями, с помощью которого можно наглядно показать детям социальный мир «изнутри», помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как участника событий, преобразователя.

При организации и проведении игр-занятий с игровым маркером, педагог, проявляя творчество, включает вариативные игровые, проблемные ситуации, которые позволяют сделать работу с детьми ещё более успешной и значимой, а ребёнок сможет реализовывать свою активность по отношению к окружающей действительности.

Литература:

1. Мандыч И. В. «Маркеры игрового пространства в предметноразвивающей среде ДОУ». Выступление на Городском Методическом Объединении.

2. Смирнова А. Н. «Многофункциональные ширмы».

3. Тихонова Л. Н. «Игровые маркеры как условие совершенствования социально – игрового пространства дошкольного учреждения». Сборник научно – методических материалов.

4. Интернет источники:https://www.maam.ru, https://nsportal.ru, https://pedportal.net.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

К аттестации о создании предметно-развивающей среды в ДОУ Создание предметно-развивающей среды. В сентябре я аттестовалась на высшую категорию и возможно кое-что Вам поможет при заполнении портфолио,.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Маркеры игрового пространства.Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Оформление предметно-развивающей среды в раздевалкеОформление предметно-развивающей среды в раздевалке Мои дети подросли и мы переехали в новую группу. В группе нам все нравилось, а вот раздевалка нам показалась скучноватой. И на помощь нам.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. По количеству участников: групповой Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца) Участники.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Создание предметно-развивающей среды в ДО Развивающая предметно – пространственная среда в группе, созданная мною, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Маркеры игрового пространства как средство формирования предметно-развивающей среды»
Опубликовано: 22 февраля 2020 в 14:37
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Маркеры игрового пространства как средство формирования предметно-развивающей среды»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория (УИ 186499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД