Ольга Жосан
Интегрированное занятие. «Мама — солнышко моё!»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ в подготовительной к школе группе: «МАМА – СОЛНЫШКО МОЁ»
Музыкальный руководитель: ЖОСАН ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Задачи.
1. Развивающие:
• Развивать динамический и звуковысотный слух;
• Развивать образное мышление дошкольников: соотносить эмоционально-образное содержание музыки с репродукцией картины;
• Развивать творческие способности детей;
• Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и воображения с помощью игровой ситуации, загадок, ребусов.
2. Обучающие:
Темочки:
• Учить детей слушать и узнавать вокальную и инструментальную музыку;
• Учить чувствовать и воспринимать музыку, упражнять в умении высказываться о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно;
• Продолжать учить детей петь мелодично, без напряжения.
3. Воспитательные:
• Через музыкальное, поэтическое и изобразительное искусство воспитывать у детей любовь и уважение к маме.
Предварительная работа.
Беседы воспитателя с детьми на тему: «Нет милее дружка, чем родная матушка»,
«Как ты помогаешь маме?», «Чем ты порадовал маму». Знакомство с народными пословицами о матери. Чтение стихотворений, сказок о маме.
Знакомство с фортепианной пьесой П. И. Чайковского «Мама», с вокальной музыкой Ф. Шуберта «Ave Maria». Разучивание песен, написанных о маме.
Материал и оборудование.
Репродукции картин: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», Д. Жилинский «Доброе утро», Лукас Кранах «Мадонна с младенцем под яблоней», А. Дейнека «Мать».
Музыкальный репертуар: «Колыбельная», «Мама – солнышко» муз. Л. Чебыкиной, «Цветы для мамы», «Ave Maria» муз. Ф. Шуберта.
Музыкальный центр и аудиозаписи, фланелеграф. Фотовыставка «Мамочка моя».
Ход занятия.
Под звучание колокольчика дети входят в зал. Музыкальное приветствие
Приветствуют гостей, поют.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Вот и мы опять пришли.
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Здравствуйте! (вместе)
М. р. Чтобы узнать, о ком мы поговорим на нашем занятии, отгадайте загадку:
Кто вас, дети, крепко любит,
Пожалеет, приголубит?
Кто заботится, ласкает,
Нежно на руках качает,
Не смыкая ночью глаз,
Кто заботится о вас?
Дети. Мама!
М. р. Мама – самое красивое, доброе, тёплое слово! И не зря, когда говорят о
маме, сравнивают её с солнышком! И наше занятие так и называется «Мама –
солнышко моё». У каждого из вас есть своё солнышко, которое вас греет, любит,
жалеет, ласкает – это ваши мамы! (обращает внимание на выставку фотографий, на которых изображены мамы).
М. р. К нам на занятие тоже заглянуло солнышко, только оно почему-то очень
грустное?
Как вы думаете, что с ним случилось?
Ответы детей.
М. р. Наше солнышко, потеряло свои лучики, и не может согреть нас своим теплом.
Поможем солнышку найти лучики?
Только у нашего солнышка лучи разноцветные, и они соответствуют цветам радуги. А какого цвета радуга? Сколько цветов? Правильно, семь. Значит, у нашего солнышка тоже семь лучей. Ну, а теперь мы должны выбрать, кто, какой лучик будет искать. У меня есть чудесная шляпа, которая поможет выбрать цвет вашего лучика.
Дети по очереди опускают руку в шляпу, и вытягивают цвет своего лучика.
М. р. Ну, что, кто первым идёт на поиски?
Дети. Тот, у кого карточка красного цвета.
М. р. Правильно. А чтоб вы шли в нужном направлении будет помогать музыка, чем ближе вы к лучу, тем музыка громче, чем дальше, тем музыка тише. Начинаем…
Ребёнок идёт по залу, находит луч красного цвета, обращает внимание на обратную сторону луча, прикладывает его к солнышку.
М. р. Вы, наверно, обратили внимание, что на обратной стороне лучика, что-то изображено. Рассматривают, отвечают.
Мама… закрой глаза, прислушайся, и ты услышишь мамин голос, он живёт в тебе самом, его не спутаешь ни с одним другим голосом.
В исполнении муз. рук. звучит отрывок колыбельной песни «Если мама пожалеет…».
Даже, когда вы станете взрослыми, мамин голос будет звучать в вас. Вы всегда будете помнить мамины глаза, мамины руки…
Время мы терять не станем, другой луч отыщем с вами!
2-ой ребёнок бежит за лучом, рассматривает его.
М. р. Что изображено на твоём луче?
Ребёнок. Карточка с символами.
М. р. А вы можете рассказать, что обозначают эти символы?
Показывает по одному каждый символ (цветы- любимые цветы мамы, руки- кем работает мама, тарелка - любимое блюдо мамы, и последний символ - хобби, увлечение мамы).
Вы все были журналистами, и брали интервью у своих мам, и что же они вам рассказали?
Игра «Интервью у мамы».
М. р. Будем солнцу помогать, дальше лучики искать.
3-й ребёнок идёт на поиски луча.
М. р. Что же здесь изображено?. Ноты, солнышко, слово – МАМА!
Какая-то загадка? Кто поможет мне её разгадать?
Дети. Мы будем петь песню «Мама – солнышко».
М. р. Как мы будем петь эту песню?
Дети. Нежно, ласково, негромко, протяжно.
М. р. Сидя или стоя будем петь? Напомнить детям о положение тела при пении.
Внимательно слушаем вступление, стараемся петь протяжно, чётко проговаривая слова, негромко.
Дети исполняют песню «Мама – солнышко».
М. р. А наше солнышко всё ещё грустит, не может оно веселиться без своих лучей-деток.
4-ый ребёнок идёт на поиски лучика.
М. р. А что же на этом луче? Имя незнакомое - Франц Шуберт? Загадывает нам солнышко загадки, а эту мы сможем отгадать?
Дети. Да!
М. р. Кто же такой этот Франц Шуберт?
Дети. Ф. Шуберт – австрийский композитор, и мы будем слушать произведение «Ave Maria», которое обращено к Богоматери деве Марии.
М. р. Молодцы! О мамах пишут картины, сочиняют стихи, музыку. Среди музыкальных произведений есть такие, которые композиторы посвятили всем мамам на свете. Этой музыкой они хотели показать и передать свою любовь, своё уважение, свою благодарность женщине, матери, дающей жизнь человеку.
Но прежде чем мы начнём слушать изумительную музыку Шуберта, давайте внимательно посмотрим на одну картину. Её подлинник находится в Дрезденской галерее, в Германии. это знаменитая «Сикстинская мадонна» итальянского художника Рафаэля. Мы видим деву Марию, держащую на руках ребёнка – своего сына Иисуса Христа. В разных религиях её называют по-разному – и мадонной, и Матерью Божьей. Как вы думаете, какие чувства она может испытывать в этот момент? Чувство любви к своему сыну, нежность, заботу, ласку и одновременно чувство гордости за него картина полна спокойствия, умиротворения.
«Ave Maria» - это гимн, молитва, посвящённая всем матерям.
Прослушивание «Ave Maria».
Какая звучала музыка – светлая или мрачная? Какое настроение у этой музыки?
Как такую музыку нужно слушать – с закрытыми глазами, сидя, стоя, в тишине, внимательно или находясь в движении? Как объяснить выражение «слушаем, затаив дыхание»? Ответы детей.
М. р. Луч ещё один найдём, и посмотрим что на нём?
5-ый ребёнок ищет луч.
М. р. А что же здесь изображено?
Дети. Пауза.
М. р. А как мы с вами помним, пауза – это остановка, отдых. Поэтому и нам с вами можно немножко отдохнуть и выполнить упражнение «Помощники».
Поскорее вы вставайте и за мною повторяйте:
Дружно помогаем маме,
Мы бельё полощем сами.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились (3 раза).
Хорошо мы потрудились.
М. р. Луч скорее отыщите, и задание смотрите.
6-ой ребёнок несёт луч.
М. р. Здесь задание посложнее. Нам нужно отгадать ребус.
Получается слово – пословицы.
Дети рассказывают пословицы о маме.
М. р. Остался последний луч, кто его найдёт?
7-ой ребёнок несёт луч, на котором изображена подарочная коробка.
М. р. Как вы думаете, что мы будем сейчас с вами делать?
Дети. Подарок для мамы!
М. р. Мы все любим подарки, особенно те, которые сделаны собственными руками.
В изготовлении подарка для мамы нам поможет Елена Евгеньевна, проходите за столы.
Детям на выбор предоставляется либо украшение рамки для фотографии, либо аппликация - цветы для мамы.
Под звучание песни дети выполняют работу под руководством воспитателя.
Музыкальный руководитель в это время подставляет солнцу улыбку.
М. р. (после завершения работы). Посмотрите, наше солнышко тоже улыбается, все его лучики – детки с ним.
Мы сегодня узнали как музыка, поэзия, изобразительное искусство помогает передать любовь, уважение, благодарность женщине, матери, дающей жизнь человеку, и вы показали свои знания – молодцы! Но я хочу, чтобы вы навсегда запомнили:
Сколько звёзд на ясном небе!
Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы!
Сколько листьев на ветвях!
Только солнце – одно на свете,
Только мама – одна на свете!
Когда придёте, сегодня домой, обнимите свою маму, поцелуйте её и скажите ей добрые, нежные слова. Не забывайте, что маму нужно чаще радовать. Это мамам нужно, это мамам приятно. Музыкальное прощание. Под звучание колокольчика дети покидают музыкальный зал.