Козлова Екатерина
Консультация для родителей «Как часто вы говорите со своим ребёнком?»
«Мама, я здесь. Послушай меня!»
Как часто вы говорите с ребёнком?
Да постоянно.
«Пошли кушать! Давай собираться.
Пора спать. А ты зубы чистил?”.
Весь день в диалоге.
А теперь ещё раз. Как часто вы ГОВОРИТЕ со своим ребёнком? Болтаете, увлеченно слушаете его рассказы о садике, вместе придумываете истории или фантазируете, рассказываете о своём детстве или на равных даёте советы?
Это не новость, но современные люди перестали общаться. Всё общение перешло в социальные сети, там у каждого свой небольшой мир, в котором комфортно, нас там развлекают.
Публикация «Консультация для родителей „Как часто вы говорите со своим ребёнком?“» размещена в разделах
К сожалению, все чаще можно встретить родителей, которые идут на площадку с ребенком и молчат, едут с малышом в автобусе и молчат, да даже купают ребёнка и молчат. Они привыкают восполнять потребность в коммуникации с помощью соцсетей, уткнувшись в телефон. И в “обычной жизни” им уже не хочется никаких диалогов. Постоянно болтающий малыш вызывает желание невпопад говорить “ага”, чтобы просто отстал.
И вроде бы общение есть. “Спать пойдёшь? Что хочешь — макароны или суп? В садике всё нормально?”. Но в этом нет тепла, души, ОТНОШЕНИЯ. Ребёнок чаще видит мамину макушку, когда она ковыряется в телефоне. Она как бы транслирует сигнал: “Мне там интересно, а с тобой нет”. И это настоящая трагедия.
Общение влияет на отношения в семье.
Знаете одну из причин задержки речи у современных детей? Ребёнок не слышит речь. Раньше жили большими семьями, чаще ходили друг к другу в гости. Все вокруг общались, других развлечений особо не было. И дети росли в этой болтовне.
Сейчас, если родители и дома, то они хотят быть развлекаемыми — телевизором, интернетом, да хоть танками на мониторе. Есть и оправдание: “Я устал (а)”. Соседей мы особо не знаем, живём отдельно от бабушек-дедушек, вот и получается, что ребёнок как будто бы и со всеми, и при этом один.
Чем меньше мы общаемся с ребенком, тем хуже он развивается. Да, у малыша есть то, чего не было в нашем детстве — крутые игрушки, которые и песенку споют, и считать научат. Но для нормального развития личности нужен родитель. Который направляет, показывает и главное, вовлекает в диалог.
Общение влияет на любознательность.
Звучит просто, но почему-то далеко не все родители так поступают. Отвечайте на все вопросы ребёнка развёрнуто. - Мама, а что это такое? - Скорая проехала.
Вроде и ответили, но ребёнку понятнее не стало. Информация не осела, не переработалась, не усвоилась.
Сравните: - Это проехала скорая помощь, автомобиль, на котором передвигаются врачи. Когда кто-то заболел и не может прийти в больницу, врачи садятся в такую машину и быстро едут к человеку домой. Поэтому она и называется «Скорая», т. е. быстрая. Видишь, на крыше горят лампочки? Это специальный сигнал, врачи спешат, и другим машинам нужно уступить дорогу.
Да, для подобного ответа нужно постараться. Это требует определённых ресурсов, а ведь вы спешите в магазин, отвечаете на звонок, готовите обед — в общем, заняты. Но именно такое общение развивает любознательность и эрудицию. И если несколько раз ответить юному почемучке примерно так, то скоро это войдёт у вас в привычку.
Общение влияет на эмоциональное развитие.
Но самое главное, нужно уметь общаться о том, что на душе. Мы, взрослые, сами не умеем говорить о том, что чувствуем. Многие браки распадаются лишь потому, что пара не разговаривала, не обсуждала проблемы.
Научив ребёнка сейчас говорить о том, что его беспокоит, вы покажете, что он интересен вам как личность, и он тоже будет обсуждать с вами то, что его беспокоит. Сегодня это трансформер и Вася из садика, а завтра ваш подросток не променяет вас на плохую компанию потому, что “там его понимают, а дома нет”.
Так как же общаться с ребёнком?
- Говорите обо всем : какая погода за окном, что уже похолодало, скоро снег выпадет. Спросите малыша, чем бы он хотел сегодня заняться. Расскажите о своих планах на сегодня. Общение должно быть двусторонним, поэтому делитесь с ребёнком своей жизнью.
- Задавайте вопросы. И вопросы такие, которые побуждают размышлять, хоть фантазийные: “Как думаешь, а на Луне живут другие Лунтики? А как именно этот попал на Землю? Я думаю, что он полетел путешествовать на ракете, и она упала на нашу планету. А ты?”
- Если ребенок еще не говорит, стимулируйте его речевую активность сами. Называйте всё, что вы делаете, комментируйте действия ребёнка, употребляя понятные (но не исковерканные) слова: “Аня будет кушать кашу. Ай, вкусная каша, с ягодками. Аня, ты любишь ягодки? Сейчас вкусно-вкусно покушаешь, и пойдём с тобой гулять, да?”.
- Слушайте. Часто ребёнок идёт рядом с мамой/папой и что-то рассказывает “в пустоту”. Вам было бы очень обидно, если бы взрослый собеседник так игнорировал, что вы ему говорите. Поверьте, ребёнку тоже обидно. Может, прямо сейчас он этого ещё не понимает, но скоро очень даже осознает. Поэтому приучите себя слушать ребёнка, отвечать ему, погружаться в его истории. Даже если они про волшебных пони и манную кашу из садика.
- За ужином не включайте телевизор. Разговаривайте о том, как прошёл день. Перед сном можно напомнить малышу пару ярких приятных моментов.
- Уберите телефон. Лайки и сообщения подождут. А вот отношения с ребёнком нет.