Татьяна Чукалина
Конспект занятия «Маленьким деткам — большие права»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
• Ознакомление детей с Конвенцией ООН о правах ребенка; формирование правовой культуры.
• способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний
Задачи:
1. Дать детям общее представление об их правах;
2. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;
3. Учить рассуждать делать выводы;
4. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Публикация «Конспект занятия „Маленьким деткам — большие права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Программное содержание:
О/ О Познавательное развитие:
1. Упорядочить, систематизировать знания детей о принадлежности к человеческому сообществу, о гражданских правах детей в мире;
2. Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
3. Учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
О/ О Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать.
2. Воспитывать заботливое отношение к малышам, учить помогать им.
О/О «Речевое развитие»
1. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
2. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
3. Продолжать работу по обогащению бытового, обществоведческого словаря детей.
Оформление:
• картинки с изображением прав детей;
• шляпа;
• волшебный сундучок;
• игрушки;
• детские рисунки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Ход занятия:
Звучит музыка. Входят дети.
Воспитатель:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
В: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Давайте вместе вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей.
- А кто помнит, что такое же такое право? (Высказывания детей.)
Право – это возможность человека что-то делать, иметь, которая даётся и охраняется государством. (выучить с детьми)
- А как называется документ, в котором прописаны все права детей? (Конвенция о правах ребёнка). Правильно, Конвенция о правах ребёнка – это закон, который был принят 20 ноября 1989 года ООН. 20 ноября исполнилось 25 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций обязательной для исполнения государствами Конвенции о правах ребенка.
СЛАЙД 2
В: Ребята, я предлагаю вам создать цветок, но цветок не простой, а правовой.
В:Посмотрите, у нас в группе волшебный экран. Всё что нам нужно для создания правового цветка находится на этом экране. Давайте посмотрим, что же в нем находится.
Сердцевина - «КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО».
СЛАЙД 3
Давайте подумаем, какой первый лепесток будет в нашем правовом цветке :
Свидетельство о рождении.
- Что это за документ?
- О каком праве он напоминает?
Ответы детей (О праве на жизнь, на имя, фамилию, отчество.)
СЛАЙД 4 право на жизнь
- Зачем нам нужно имя?
…Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени)
-Ребята, у каждого человека есть имя. Имена это слова, но особые. Они значат очень многое. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли смелыми, крепкими, добрыми, милыми, например: Добрыня - делает добро, Людмила - милая людям.
-Ребята, а Вы знаете, что обозначают ваши имена? Вот сейчас мы и узнаем, а для этого мы поиграем в игру «Шляпа знакомств».
Игра «Шляпа знакомств».
В: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество и рассказать, что обозначает имя вашего ребёнка
(рассказы о значении имени своего ребёнка)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
(Воспитатель крепит лепесток) .
В: - Ребята, вот вы родились, вам дали имя, вы растёте, а ещё вы имеете право на заботу!
СЛАЙД 5
Воспитатель обсуждает с детьми право на заботу со стороны взрослых:
1. Что такое забота?
2. В чём она проявляется?
3. Как вы заботитесь о членах своей семьи?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
(Воспитатель прикрепляет лепесток)
СЛАЙД 7 Право на образование
В: Посмотрите на картинку и назовите следующее право. (Право на образование)
-Скажите, для чего и зачем нужно учиться?
-Когда пойдёте в школу, вы должны стать прилежными учениками, как вы думаете, что это значит
( Ответы детей:
мы будем слушать учителя, выполнять домашние задания, каждый день ходить в школу)
В: Верно, вы узнаете много нового и интересного!
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Будь внимательным»
-Хлопните в ладоши те, кто всегда готов прийти на помощь другу!
-Подпрыгните те, кто всегда слушается родителей!
-Присядьте те, кто равнодушен и безразличен к окружающим.
-Повернитесь те, кто всегда со всеми делится!
-Присядьте те, кто считает себя добрым!
-Подпрыгните те, кто обижает ребят.
-Схватите себя за ухо те, кто любит грубить? Можете потрепать себя за ухо, чтобы помнить, что это плохо!
-А сейчас проверим вашу готовность к школе (С детьми выучить все ответы)
*Назовите дни недели, когда не ходите в д\сад?
*Назови соседей числа 5?
*Сколько раз в году бывает день рождения?
*Сколько пальцев на одной руке?
*На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
*Как называется наша планета?
*Кто первый космонавт?
*Как называется наша страна?
*Главный город?
*Наш город?
*Когда это бывает, что лист с дерева опадает?
*Когда все вместе в первый раз, вы пойдёте в первый класс?
- Молодцы, хорошо готовитесь к школе!
(Воспитатель крепит лепесток «Право на образование»)
В: Ребята, а сейчас посмотрите на следующую картинку. О каком праве она говорит?
– Верно, право на семью.
Слайд 8 право на семью
- Скажите, благодаря кому вы появились на свет (мама, папа, бабушка, дедушка)
- Если сказать это одним словом - одна большая семья!
- Да, семья – это близкие люди, родной дом самое дорогое, что есть у человека!
- Приглядитесь повнимательнее к своим родным. Ваша улыбка, походка, цвет глаз напоминают кого- то из родных.
- Ребята, а как вы думаете, зачем люди создают семью
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
(что бы жить вместе, помогать друг другу, растить детей и т. д.)
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игу"Назови ласково" Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
В: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека.
Слайд 9 право на отдых
В: Посмотрите на экран О каком праве нам может рассказать эта картинка? (Право на отдых)
- Как можно отдохнуть детям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
В: Ребята, вы можете одни и с друзьями: Петь, играть и веселиться, Бегать, прыгать и резвиться!
- Вот так вы весело использовали свое право на отдых! (Воспитатель крепит лепесток)
В: О каком праве дальше мы будем рассказывать, давайте посмотрим. Воспитатель достаё т игрушки: Заяц и Петух. Двое детей разыгрывают сценку:
Петух: Плачешь ты о чем косой?
Заяц: (Сидит на пенечке плачет)
Жил я в лубяной избушке
Здесь, на этой вот опушке
А лисица в ледяной.
Как растаял лед весной
Жить ко мне она пришла
Да меня и прогнала.
Петух:
Не горюй, приятель, вскоре
Твоему поможем горю
Покажу лисе косу
Живо выгоню лису.
СЛАЙД 10 ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ
В: Ребята, вы наверное, догадались, как называется эта сказка? Какое право зайчика было нарушено в этой сказке? (право на жилище (Каждый ребенок имеет право на жилье и неприкосновенность жилища)
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно)
- Почему?
( Ответы детей:Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи) Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды! (Воспитатель крепит лепесток)
В: Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть на нашем экране
(картинка про больного ребёнка и врача)
Слайд 11 право на медицинский уход
В: О каком праве этот рисунок напоминает? (О праве на медицинский уход)
Ребенок:Если заболело ухо, если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач.
В: Правильно, врачи вам всегда помогут, но у вас есть и обязанность - это стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, больше есть овощей и фруктов (Воспитатель крепит лепесток) .
В: А сейчас давайте ещё раз вспомним на что мы имеем право
СЛАЙД 12
Молодцы, вы справились с заданием!
В: Какой красивый, яркий а главное, ВАЖНЫЙ, получился у нас правовой цветок. Каждый из вас теперь знает свои права, и вы никогда не должны нарушать прав других людей. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
- А правовой цветок, который у нас получился, мы повесим в родительском уголке для родителей и для детей.
В: Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок настоящие права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!