Ольга Неугодова
Консультация «Макетирование в детском саду»
▼ Скачать +Заказ
Макетирование в детском саду, как одно из средств познавательного развития дошкольника
Аннотация: В статье описывается одна из технологий работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС. Описаны занятия с макетами, которые имеют высокую степень развития сюжетно-ролевых игр, и способствует развитию дошкольников.
В настоящее время, педагогам в ДОУ всё сложнее и сложнее в поисках новых направлений образовательного процесса. С внедрением ФГОС необходимо совершенствовать технологии образовательного процесса и реализовывать их в процессе образования. На мой взгляд отдельного заслуженного внимания стоит уделить такой технологии как макетирование. Именно макетирование является связующим звеном разных форм взрослого и детей в свободной детской активности.
Публикация «Консультация „Макетирование в детском саду“» размещена в разделах
Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни дошкольников достойное место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетно-ролевой игры. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать разнообразные поставленные задачи. Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.
Для реализации этой инновационной технологии я поставила перед собой определённые цели, такие как создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств развития дошкольника, и формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.
Существуют разные модели макетов. Это и макеты-модели, и макеты-карты, и универсальные макеты. Ко всем этим макетам, можно применять универсальные подходы работы с ними. Такие как:
- Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций, посещение краеведческого музея, проведение экскурсий, использование ИКТ.
- Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала).
- Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).
- Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).
Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно-тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.
Знакомство детей с объектом происходит постепенно. Я читаю детям произведения художественной литературы по изучаемой теме, мы рассматриваем иллюстрации, посещаем краеведческий музей, проводим экскурсии. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.
Макет – результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. В нашей группе мною созданы настольные макеты на тему :
- «Мир насекомых»,
- «Подводный мир»,
- «Африка»,
- «Север»,
- «Дикие животные в тайге»
- «Ферма»
- «Арктика»
- «Домашние животные».
Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности. Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.
Макеты – модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, которые направляют воображение ребёнка на события, происходящие внутри этих объектов.
Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми.
Таким образом умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности. Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Важная цель применения макета в образовательном процессе ДОУ заключается в том, чтобы в жизни дошкольников достойное место заняло творчество.