Татьяна Шакирова
«Любознательность детей — это…»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 36 «Звоночек»
Конспект беседы с родителями «Любознательность детей – это…»
(с конкурса «Учитель года-2013).
Разработала и провела
воспитатель I кв. категории
Шакирова Т. А.
г. Чайковский
2013г.
Беседа с родителями.
Тема: «Любознательность детей – это?»
Публикация «„Любознательность детей — это…“» размещена в разделах
Цель: раскрыть понятие «любознательность», обозначить значимость детских вопросов в развитии любознательности дошкольника, поспособствовать родителям в умении правильно отвечать на них.
Организационный этап: пока родители собираются, тихо звучит запись музыки, столы расставлены полукругом.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада вас видеть. Тема нашей встречи «Любознательность детей - это?»
Прежде чем мы приступим к разговору, предлагаю вам взять телескопы. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? (звездочку, по ней надпись – любопытство). Как вы понимаете это качество у ребенка? (ответы родителей).
Многие из вас правы, а вот как это понятие толкуется в словаре: «Любопытство – это страсть все знать и видеть без цели и пользы». Детское любопытство – это врожденное качество любопытства.
Я предлагаю вам сейчас разделиться на группы по 2-3 человека и решить ситуации, связанные с проявлением детского любопытства.
1. Ваш ребенок разобрал фотоаппарат, как вы отреагируете?
2. Ребенок, увидев прохожего с сумкой, спросил: «А что ты несешь?».
От вас прозвучали правильные ответы, но часто мы, педагоги встречаемся с ситуацией неправильного поведения родителей. Удовлетворение детского любопытства – одна из первых родительских обязанностей. Но как же иногда раздражают эти бесконечные «почему?», и «что это такое?», да еще и в самое неподходящее время! Как можно быть настолько любопытным? Психологи говорят: не только можно, но и нужно. Иначе неосознанное любопытство никогда не перерастет в сознательную любознательность.
А сейчас, еще раз посмотрите на экран с помощью телескопов. Что вы видите? (звезду и надпись – любознательность). Как вы думаете, что, по-вашему, является любознательностью? (ответы родителей). А вот что об этом говорится в словаре: «любознательность означает : любовь к наукам, к познаниям, желание поучаться».
Как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы развивать в детях любознательность? (ответы родителей). Давайте посмотрим, чего бы хотели дети от родителей. (просмотр видеоролика, где дети хотят, что бы родители с ними читали, гуляли, наблюдали).
Как мы видим, детям очень хочется быть рядом с родителями, чувствовать их защиту и поддержку. И еще один важный момент для развития любознательности – это умение отвечать на детские вопросы. Ребенку очень хочется, чтобы его вопрос не остался без внимания. В то же время со стороны родителей не всегда нужно отвечать на детские вопросы, иногда вместо ответа можно предложить встречный вопрос: а ты сам как думаешь? ( например: «ребенок спрашивает: почему завяли цветы?»).
Старайтесь обращать внимание на встречные вопросы, какие будут побуждать ребенка к самостоятельному поиску ответов.
Я предлагаю вам обыграть сценку беседы папы с дочерью.
У девочки возник вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Папа: Вспомни, где живут львы на воле?
Оля: в пустыне.
Папа: как ты думаешь, что такое пустыня?
Оля: в пустыне не растет трава и деревья и кругом песок.
Папа: какого цвета песок?
Оля: желтого! Поняла! Львы желтые, чтобы им легче было в пустыне подкарауливать добычу.
Папа: правильно. У льва маскировочная окраска шкуры. А еще, каких животных ты знаешь, которым цвет шкуры помогает маскироваться оставаться незаметным?
Оля: у белых медведей. Они на севере живут, там снег, льды, поэтому и шкура у них белая.
Папа: а в наших лесах есть звери с маскировочной окраской шкуры?
Оля: есть. Это белка и заяц. Они на зиму шубки меняют на светлые, чтобы быть незаметными.
Папа: почему белка и заяц меняют шубки зимой? Разве они на кого-нибудь нападают, как лев в пустыне?
Оля: нет, они сами прячутся от врагов.
Папа: подумай, зачем животным нужна маскировочная окраска шкуры?
Оля: одним животным, что бы нападать было легче, а другим, что бы прятаться от врагов.
А сейчас давайте снова в телескопы посмотрим на экран. Что вы видите? (звезда – познавательные способности). Мы увидели «вершину» познавательного развития детей – познавательные способности, являющимися индивидуальными качествами человека. К ним относятся: память, воображение, интеллект, воля, разум, талант, которые так необходимы для успешного обучения в школе. Чтобы достичь этой вершины, необходимо нам взрослым поддерживать и развивать любознательность ребенка, основной период который приходится на дошкольное детство.
Мы сегодня говорили о детской любознательности, а мы – взрослые любознательны? Как вы думаете, что находится в этой коробочке? (ответы родителей).
Воспитатель предлагает участникам встречи открыть «загадочную коробочку», в которой находятся памятки по развитию детской любознательности.
Закончить нашу встречу мне бы хотелось китайской пословицей, которая гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Спасибо вам, уважаемые родители, что пришли на эту встречу, которая, надеюсь, для вас оказалась полезной. Желаю вам успехов в дальнейшем воспитании детей.
Литература:
1. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
2. Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 2006 - №8.