МААМ-картинки

«Люби и знай свой край родной». Материал к родительскому собранию

Людмила Морозова
«Люби и знай свой край родной». Материал к родительскому собранию
▼ Скачать + Заказать документы

Люби и знай свой край родной

Знакомство с Самарой

Приветствие детей:

Ребенок 1: Как ветра пролетели столетья

Прошумели крикливой толпой,

И раскинувшись гордо над Волгой

Стоит город Самара родной.

Ребенок 2: Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовет.

Выхожу из дома я:

- Здравствуй, улица моя!

Ребенок 3: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Ребенок 4: Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

Публикация «„Люби и знай свой край родной“, Материал к родительскому собранию» размещена в разделах

С твоей великой рекой,

И неоглядными полями!

Ребенок 5: Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутолимый,

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

Нет необходимости специально разъяснять, какую важную роль в воспитании ребенка играет подробное и продуманное знакомство с родным городом. Тем не менее зачастую бывает так, что даже несложный вопрос ребенка из истории и жизни города ставят нас в тупик. Ведь отвечать на вопросы детей – значит думать и узнавать вместе с ними.

К сожалению, зачастую познания дошкольников о родном городе сводятся к паркам отдыха, аттракционам и цирку. Само понятие «Самара» как огромного, интересного, во многом уникального и неповторимого города остается для них неясным, расплывчатым. А если родной город предстает как нечто непонятное и непознанное – как его можно любить?

По мнению ученых, образы и эмоциональные переживания первых семи лет проходят с нами через всю жизнь. Но если Самара останется просто названием того места, где живет ребенок, названием малозначимым (по сравнению, например, с названием родной улицы, не вызывающим особых чувств в детской душе, то это может стать невосполнимой эмоциональной потерей.

Проблема серьезная. Наибольшее влияние на дошкольника оказывает семья, поэтому без активного участия родителей воспитание юных самарцев становится трудновыполнимой задачей. В чем же состоит это участие? Кратко выделим основное: эмоционально – положительная поддержка интереса ребенка к познанию родного города, внимательное отношение к вопросам ребенка, размышления о прошлом и настоящем Самары, помощь в поиске нужной информации (из справочников, путеводителей, художественной литературы и т. д., помощь в классификации, обобщении, систематизации полученных сведений о Самаре (составление схем, карты, перечней, рисунков и т. д.). Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению родного города.

Конечно, для дошкольника такие виды работы, как справочники и карты, практически нереальны – даже с помощью родителей, и уж тем более самостоятельно. Но путеводители с их обязательными красочными фотографиями и иллюстрациями очень помогают формированию осознанного интереса ребенка. Например, увидев на картинке здание драматического театра, очень похожего на сказочный дворец, ребенок конечно же захочет увидеть его своими глазами, узнать что-то новое и интересное. А вот попробуйте прямо сейчас, из своей памяти, ответить на простейшие вопросы – что это за здание, почему выглядит именно так, когда и кем было построено… Без специальной подготовки – согласитесь, не получится.

А ведь таких памятных и очень красивых, своеобразных мест в Самаре достаточно. И каждое из них не просто достойно внимания (что не нуждается в доказательствах, но и требует подготовки родителей к показу и объяснению. Поэтому начинать необходимо по старой, испытанной системе – от простого к сложному. И не увлекаться очень сложными историческими справками: для ребенка в таком возрасте имя архитектора и точная дата строительства филармонии совершенно ничего не значат. А вот предназначение здания, показ его наглядных особенностей помогают увидеть и понять многое: если мы заговорили о той же филармонии, то характерная форма фасада (в стилизованном виде лиры) и еще более характерные окна – это как раз те детали, на основе которых можно строить совершенно предметный и полезный разговор с ребенком.

Опытные краеведы говорят : «Самары не узнаешь, пока не прошагаешь». Мышление дошкольника еще очень конкретное, лучше усваивается то, что представлено в наглядной форме, то, что можно реально увидеть или пощупать. Поэтому познание родного города детьми дошкольного возраста немыслимо без пеших прогулок.

«Они же маленькие, быстро устают» - возразят некоторые взрослые. Замечание справедливое – поэтому первое требование к таким прогулкам: их небольшая протяженность по времени и расстоянию. Иначе дети за усталостью не получат удовольствия, исчезнет их желание продолжать подобные прогулки в будущем.

Спланируйте время прогулки так, чтобы не торопить малыша, не тянуть постоянно за собой за руку. Если чувствуете, что не успеваете показать ребенку все, что хотели, успокойтесь и не суетитесь. В таких прогулках главное не в количестве просмотренного, увиденного, а радость узнавания нового. Тем более что Самару не напрасно называют «Волжской жемчужиной» - даже краткая прогулка по старой части нашего города принесет ребенку большие и глубокие впечатления.

Тут же возникает один из самых трудных вопросов – выбор маршрута. «Они же маленькие, многое не поймут»- это еще одно из возможных возражений. Действительно не поймут, если вы начнете серьезно, по-взрослому описывать и объяснять различные исторические события, связанные с данным местом Самары или разъяснять особенности архитектурных стилей. Не забывайте, что дошкольники еще не владеют многими понятиями, привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы – и вы попросту станете говорить с ребенком на разных языках.

Например, знаменитая сторожевая башня у стрелки Самары и Волги (по улице Водников) это именно та постройка, с которой начинался город. Ее нельзя обойти вниманием – но если вы начнете рассказ со слов что это «остатки комплексного оборонительного сооружения стрелецких формирований времен четырнадцатого века», то вас не поймет не то что ребенок, но и иные взрослые. Поэтому попробуйте объяснить предназначение этой старинной «избушки» - пусть ребенок представит себе, что рядом нет элеваторов и высотных зданий, что из шатра наверху башни далеко видна река в обе стороны – и даже дошкольник поймет, почему башню поставили именно здесь и почему она, такая вроде бы маленькая, называлась «сторожевой», то есть наблюдательной. Обратите внимание ребенка на толщину бревен, из которых сложена башня – такие бревна не пробить даже из пушки, не говоря уже про ружья и стрелы. Расскажите, как в любую погоду на верхней площадке стоял часовой и смотрел на Волгу или Самарку – не появятся ли вражеские или разбойничьи лодки. Что, закрывшись в этой башне, стрельцы оборонялись до подхода основных сил, которых вызывал посланный гонец. А дальше ребенок и сам нафантазирует себе треск сломанных копий и звон сабель, удары щитов и скачущую под стенами башни вражескую конницу, дымный сигнальный костер на верхушке сторожевой башни и подоспевшую вовремя на подмогу – вон оттуда, сверху, где стоит сейчас элеватор, развернулись лихой атакой конные казаки, ударили русские пушки…

Есть еще и такой совет – для первой прогулки лучше выбрать те места, которые вы сами хорошо знаете и любите. Для кого-то это будет улица, сквер, двор, где прошли детские годы. Здесь было для вас начало знакомства с Самарой, начало жизни – конечно, многое вспомнится и непосредственно при общении с ребенком.

Столько в Самаре интересных мест: улиц, зданий, скверов, площадей и парков! А театры, выставки, музеи, библиотеки – это тоже уникальные частицы культурного наследия Самары. Приобщайте к ним своего малыша. Его открытая душа – благодатная почва для ростков доброты, справедливости, отзывчивости на доброе и прекрасное.

Приготовьтесь к тому, что быстро почувствуете недостаточность, скудность своих знаний о родном городе, к тому, что новую информацию цепкая память малыша будет сохранять значительно лучше, чем ваша. Хотелось бы предостеречь от непоследовательности: есть такая особенность у некоторых родителей. Познание такого города, как Самара – это дело не на один час и даже не на один месяц. Помните поговорку – «Чтобы быстро бросить начатое, не надо и начинать». Но все ваши усилия (в том числе и над собой, все окупится сторицей.

Если позволит зимняя погода, можете начинать знакомство с Самарой уже сейчас – причем для первой прогулки можно избрать именно старый город, а еще лучше – зимнюю набережную. Во-первых,там есть что показать и о чем рассказать, во вторых, вы заложите очень интересную основу на будущее – повтор этих прогулок весной или летом позволят ребенку одновременно с познанием города прочувствовать и разницу в открывающихся видах в разные времена года. К тому же в старой части города и на набережной множество уютных кафе, где вы можете погреться, отдохнуть, угостить малыша заслуженным за добросовестное внимание и пеший переход мороженым или горячим чаем. И снова выйти на красивейшую набережную Средней Волги, показать литой чугунный парапет, который можно увидеть разве что в Санкт – Петербурге, пройтись к заснеженным спускам у берега и наконец, полные впечатлений и приятной усталости, вернуться домой.

Я желаю вам, чтобы знакомство с Самарой стало открытием и для вас, и огромным удовольствием для ребенка. Эти прогулки как раз тот случай, когда можно с полным правом сказать – «Мы сочетаем приятное с полезным».

Публикации по теме:

Сценарно-режиссерская разработка мероприятия (направление духовно-нравственного развития) «Мой любимый город» Тема: «Мой любимый город». Идея: Формирование представления о родном городе, закрепление знаний о гербе, гимне. Формирование гражданского.

Конспект занятия в старшей группе «Символы Санкт-Петербурга» Цель. Расширить представления детей о родном городе, через знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Задачи. 1. Вызвать интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Люби и знай свой край родной». Материал к родительскому собранию
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 16:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Люби и знай свой край родной». Материал к родительскому собранию» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Морозова (УИ 310584) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД