Екатерина Почекунина
Конспект занятия в подготовительной группе «В мире камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Познание» в подготовительной группе
«В мире камней».
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „В мире камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Ожидаемые результаты:
1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях
2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.
Материалы: сундучок ощущений, наборы камней, карта России; лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, и салфетки на каждого ребёнка,
ноутбук,экран, проектор, подарки и сюрпризы.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко! Сегодня у нас гости давайте поприветствуем их! Здравствуйте
-Сегодня утром я получила необычное письмо. Телеграмма от Гномика, который приглашает нас посетить Каменную страну. Ну, что хотите побывать в гостях у гнома,который живёт в каменной стране (ответы детей)
Раз два три повернись в стране волшебной очутись (дети закрывают глаза воспитатель выставляет гнома и шкатулку)
Здравствуй, гном! Мы откликнулись на твое приглашение, что ты интересного приготовил для нас! Какая у тебя красивая шкатулка, можно мы в нее заглянем? Ребята, что это? (камни)
Воспитатель:
Верно, это – камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте). А что вы знаете о камнях? (ответы детей). Гном разрешил рассмотреть нам его коллекцию (рассматривание камней).
А сейчас давайте отправимся в лабораторию гнома где мы с вами будем проводить опыты с камнями
Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.
— Покажите мне самый большой ваш камень.
— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.
— Все ли камни одинакового размера?
Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (в речке, в море)
— Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)
Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.
Опыт № 3. Определение твёрдости.
— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.
— Что произошло с пластилином? Почему?
— А с камнем? Почему?
Вывод: Камень твёрдый, прочный.
Опыт № 4. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт № 5. Определение температуры.
— Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.
-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.
-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)
Вывод: камни имеют разную температуру.
— Как можно согреть холодный камень?
-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.
Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.
Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)
Опыт № 6. Плавучесть.
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
— Как это можно проверить?
-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)
Достают камень из воды, вытирают его салфеткой
— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?
Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.
Опыт № 7. Камни издают звуки.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?
-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.
Вывод: камни могут издавать звуки.
Опыт № 8. Рассматривание камней через лупу.
— Как называется этот прибор? (Лупа.)
— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)
— Посмотрите на свои ладошки.
— А теперь посмотрите на них через лупу?
— Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.
— Что интересного вы увидели?
— Молодцы, вы очень внимательные!
Воспитатель:
Гномик приглашает нас на выставку каменных изделий. Скажите, какие изделия делают из камня? (статуэтки, украшения, скульптуры, сувениры, памятники и др.) Многие украшения выполнены с драгоценными камнями. (Рассматривание изделий и иллюстраций из камня, воспитатель рассказывает, что из какого камня сделано (янтарь, гранит, нефрит и др.) Показ слайдов.
Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру С другом мы пойдём гулять
С другом мы гулять пойдем,
Речку — каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
(руки вперед, движение «волна»)
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
(руки над головой в форме «крыши»)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).
Поблагодарим гномика за гостеприимство, за то, что так много узнали нового о камнях.
Ну а теперь нам пора возвращаться в группу давайте закроем глазки! Раз два три вот и в группе мы.
Расскажите коротко мне где мы сегодня побывали, о чём узнали?
А на память о нашей встрече я дарю вам эти блокноты и карандаши, предлагаю нарисовать в них то, что видели и о чем узнали. А ваши рисунки вместе с письмом поместим в этот конверт и отправим гномам в Каменную страну. Наш Гном приготовил нам и нашим гостям сюрприз. Давайте заглянем в шкатулку,что же это? Это же волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите каждый по три камешка себе и угостите наших гостей.