Cветлана Пурова
Технологии организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №5 «Родничок» г. Ворсма
«Лучшее дидактическое пособие к развивающей
технологии (методики)».
Дидактические пособия к технологиям организации познавательно исследовательской деятельности (коллекционирование, экспериментирование, путешествие по карте, путешествие по реке времени). Автор технологии Н. А. Короткова.
Подготовила воспитатель:
Высшей квалификационной
категории
Пурова С. М.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Познавательное развитие. Образовательные технологии
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
2021г.
Я хочу представить вашему вниманию четыре смысловых контекста исследований в детском саду – коллекционирование, экспериментирование, путешествие по карте, река времени.
Коллекционирование в детском саду - способ познавательно -исследовательской деятельности дошкольников. Оно способствует активизации имеющихся знаний, тренирует память, внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость, творчество.
Организуя занятия в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировки, сортировки по видам в рамках общего (родового) понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал ( например: образцы минералов) или образный – множество иллюстративных карточек вырезок ( например: изображения различных видов транспорта).
Тема: «Виды транспорта»
Для того, чтобы познакомить детей с этой темой нужно прочитать рассказ С. Маршака «Почта». Провести беседу о том, как путешествовало письмо и что такое транспорт. Сравним попарно транспортные средства, которые доставляли письмо. Например: самолет – пароход; пароход – поезд; поезд – автомобиль и т. д. Первое основание классификации – среда передвижения: воздушный – водный – сухопутный транспорт. Рассмотрим карточки и рассортируем их на три группы. Выясним, какие виды транспорта есть в нашем городе, кто на каком виде транспорта передвигался, путешествовал. Далее обсудим, что заставляет ехать автомобиль, поезд, самолет (двигатель, мотор). Рассмотрим карточки – иллюстрации с изображениями транспортных средств, приводимых в движение силой животных или природы (ветер, течение реки) : езда верхом и в упряжке, парусники, плоты, воздушные шары и планеры. Наметим еще одно основание классификации: транспорт с двигателем и без двигателя. Заполним классификационную таблицу карточками, разделив весь транспорт на виды по среде передвижения (воздушный – водный – сухопутный) и по наличию или отсутствию двигателя. Например: теплоход – парусник; автомобиль – упряжка животных; самолет – воздушный шар.
Такие же таблицы можно использовать, изучая тему:
«Профессии» : разделим профессии на 3 группы – «Работа с техникой», «Работа с живой природой», «Работа с людьми». Разложим картинки в классификационной таблице.
Виды местности: лес, степь, пустыня.
Здания и строительные сооружения: городские, сельские, отдельные сооружения.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную активность. По мнению академика Н. Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Организуя занятие в рамках данного смыслового контекста, воспитатель привлекает внимание детей интригующим материалом или демонстрацией необычного эффекта.
Тема: «Состояние и превращение вещества»
Вспомним природные явления такие, как ледоход и ледостав дождь и снег. Почитаем рассказ из книги М. Ильина «Приключения воды» или Е. Сегал «Азбука природы». Проведем беседу о круговороте воды в природе, о состояниях вещества (твердое – жидкое – газообразное). Обсудим, можем ли мы устроить круговорот воды: что нужно сделать, чтобы лед превратился в воду, вода в пар, пар в воду и снова в лед. Сначала лед надо растопить – получится вода. Воду вскипятить – получится пар. Пар остынет и прольется дождем. Вывод: состояние вещества зависит от температуры.
Читая сказку «Золотой ключик или Приключения Буратино» нужно спросить у детей, как или с помощью чего из болота можно достать ключик? Подвести к идее использования магнитов, которые обладают свойством притягивания металлических предметов. С помощью магнитов дети находят металлический мусор и ключ от сундука Карабаса - Барабаса на дне поддона, наполненного сухим песком, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы.
Читая сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и «Пузырь, соломинка и лапоть» (Какой предмет на поверхности воды останется дольше других) испытываем предметы из разных материалов на плавучесть (лист бумаги, металлическая пластина, кусочек ткани и кусок дерева). Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Делаем вывод, что лучше всего сделать плот из дерева, так как оно не тонет.
В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (как поднять уровень воды в сосуде) дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Дети кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
В сказке К. Чуковского «Мойдодыр» (Из чего можно получить мыльные пузыри) обсуждали, как при помощи соломинки определить, где находится мыльная вода, а где чистая вода для ополаскивания. Выясняем с детьми, как образуются мыльные пузыри.
В сказке «Колобок» (Какими свойствами обладает песок). Песок состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, на песке остаются следы, мокрый песок темнее сухого, слипается, пропускает воду.
В сказке «Снегурочка» (Почему тает снег) дети проводили опыты со снегом и льдом и обсуждали свойства снега и льда (белый - бесцветный, прозрачный - непрозрачный, сыпучий - хрупкий). Замечаем с детьми, как воздействует температура на снег и лед.
В сказке «Вершки и корешки» (Что нужно для роста растений) делаем выводы о влиянии воздуха, света, тепла и воды на рост растений. Выясняем, для чего растению необходимы вершки, а для чего корешки.
Путешествие по карте
Для занятий в рамках этого смыслового контекста в качестве постоянного материала, нужны: карта и глобус, которые служат своего рода метафорой целостного «пространства мира». Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения. В этот раз мы отправимся путешествовать по нашей необъятной стране «России». Эту тему можно развернуть на основе чтения повести А. Гайдара «Чук и Гек» или повести в стихах С. Маршака «Веселое путешествие от «А» до «Я»».
Путешествие по «Реке времени»
Для путешествия во времени нужна своего рода карта – панно, опредмечивающая метафору «река времени» символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
Тема: «История моей семьи».
Чтобы развернуть эту тему нужно прочитать стихотворение А. Барто «Я расту». Провести беседу об этапах взросления человека (детство, школьные годы, юность и т. д.). Попробуем понять связь поколений: дети и родители, родители – родителей, т. е. бабушки и дедушки детей.
Также можно использовать эти технологии, раскрывая другие темы.