Ефимова Валентина Александровна
Предметно-пространственная развивающая среда групповой ячейки
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: проектирование предметно- пространственной развивающей среды групповой ячейки.
Задачи:
- удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом;
- обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции;
- развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Характеристика группы :
Публикация «Предметно-пространственная развивающая среда групповой ячейки» размещена в разделах
В нашу группу ходят 26 детей. Их возраст колеблется 4 до 7 лет. В группе 16 мальчиков и 10 девочек. Группа - общеразвивающая. Дети нашей возрастной группы соответствуют физическим и психологическим данным детям данного дошкольного возраста. Есть ребенок –инвалид, дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда, есть дети, речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей – чистая речь.
Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы, прежде всего, учитывали ее соответствие возрасту детей, а так же уделили внимание условиям, обеспечивающим безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Мы старались, чтобы обстановка в нашей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, способствует развитию их двигательной активности.
Мебель в игровых зонах переставляется, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель (мягкий уголок, что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома.
В работе с детьми мы используем не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействуем с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
Детский сад работает по образовательной программе «От рождения до школы». Поэтому все центры в развивающей среде созданы в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде : учтены основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы учитывали следующие параметры:
• содержательно-насыщенная, развивающая;
• соответствующая возрасту детей;
• трансформируемая;
• полифункциональная;
• вариативная;
• доступная;
• безопасная;
• здоровьесберегающая;
• эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе мы разделили на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса:
уголок продуктивной деятельности, игровые центры, уголок физического развития, центр специфических видов деятельности, познавательно-исследовательский центр.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в старшей группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания мы уделяли созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно - печатные игры.
Центр духовно-патриотического воспитания.
В центре находится материал для знакомства детей с государственной символикой России (герб, флаг, фотография президента, гимн, с «малой родиной» — детским садом, близлежащими улицами, родной деревней, знаменитыми жителями, достопримечательностями города Кирсанова, его архитектурой, профессиями, характерными для жителей города. Имеются фотоматериалы, иллюстрации, альбомы. Присутствует материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
Центр сюжетно - ролевой игры
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Мы в своей группе постарались создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые («Ателье», «Почта», «Салон красоты», «Супермаркет», «Поликлиника», «Семья».)
В игровых уголках имеются:
• Машины разного размера и назначения.
• Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, корзинки и пр.).
• Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отображающие простые жизненные ситуации и действия
• Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр:
Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами) : стол, стулья, мягкая мебель. Атрибутика для создания интерьера. Куклы: пластмассовые; имитирующие ребенка – младенца (голыш). Коляски для кукол.
Спальня (для игровых действий, игры с куклами) : кроватки разных размеров, с постельными принадлежностями, люлька-качалка; куклы-младенцы в конвертах; шкаф для одежды с комплектами постельного белья, пеленки для кукол – младенцев, одежда для кукол, наборы зимней и летней одежды.
Кухня (для игровых действий, игры с куклами) : кухонный стол, стулья, плита, шкаф для посуды, холодильник, набор кухонной посуды, набор столовых приборов.
Прачечная: гладильная доска, утюжки.
Парикмахерская, салон красоты: (для игровых действий, игры с куклами) : столик с зеркалом, набор расчесок, бижутерия из разных материалов (но не опасных для жизни и здоровья ребенка);
игрушечные наборы для парикмахерских, игровые модули.
Магазин: касса, весы; баночки, бутылочки ; наборы продуктов, овощей, фруктов, ягод; сумочки, корзиночки из разных материалов. Деньги-заменители.
Больница: одежда с символом (медицина – красный крест, набор «Доктор».
Школа: звонок, учебники, тетради, пеналы, ручки, карандаши, линейки, ластики; рюкзаки.
Гараж: разные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоток, отвертки, насос, шланг, многоуровневая парковка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, би-ба-бо, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Музыкальный уголок.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно - прикладному искусству.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». Развивающие игры : счётные палочки и схемы к ним. «Сложи узор, сложи Квадрат», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм. Игрушки для сенсорного развития детей : пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.
Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, разнообразные комнатные растения, лейки.
Центр экспериментирования
В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т. д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря.
Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи.
- Игры по звуковой культуре речи
- Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо».
- Игры и пособия на развитие речевого дыхания : «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
- Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения «Чьи игрушки», «Звуковое лото», «Логопедическое лото», «Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
- Картотека артикуляционных игр и упражнений.
- Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
- Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».
Центр книги.
В старшем возрасте в центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, мы делали акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.
Во время образовательного процесса устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми нами используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
Центр ароматерапии
Чтобы дети реже болели в садике, мы всем коллективом, а также с помощью родителей решили организовать для детей ароматерапию. Для этого родители сшили специальные мешочки и наполнили их целебными травами. Перед сном дети вдыхают ароматы этих трав.
Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно- пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС.