Елена Редичкина
«Логопедический словарь для дошкольников». Обучение детей правильному произношению звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Работа
над правильным
произношением звука Ж
. Правильная артикуляция звука Ж.
Губы немного округлены и выдвинуты вперед.
Зубы на расстоянии 1 мм.
Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Спинка языка приподнята форма языка напоминает чашечку.
Мягкое небо поднято.
Голосовые связки работают. Горло дрожит.
. Этапы работы над звуком :
а) артикуляционная гимнастика:
Публикация «„Логопедический словарь для дошкольников“, Обучение детей правильному произношению звуков» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
1) «Наказать непослушный язычок» - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки - пя-пя-пя.
2) «Кто дальше загонит мяч» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук (Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
3) «Маятник» - погладить языком верхнюю губу из стороны в сторону.
б) работа над изолированным звуком :
1. «Жук жужжит» - ж-ж.
2. «Пчелы» - ж-ж-ж.
3. «Точильщик» - жжж.
в) работа над автоматизацией звука :
жа-жа-жа-жа
жо-жо-жо-жо
жу-жу-жу-жу
жи-жи-жи-жи
г) произносим слоги :
жда – ждо – жду – жди
жур – жар – жор – жир
жал – жол – жил – жул
лаж – лож – луж – лиж жа-жо-жу-жи, ож
жо-жо-жо-жо
жу-жу-жу-жу
жи-жи-жи-жи
д) произносим слова :
жаба жатва жало жарко журавль
желудь кожа лужа пожар лыжи
медвежонок ежи ужи рожь стрижи
е) работа над звуком во фразовой речи :
Предложения
Женя живёт на первом этаже.
Моржи не любят жары.
Одежда намокла от дождя.
Загадки
Шесть ног без копыт.
Лежит – жужжит,
Упадет – землю роет (жук).
В золотой клубочек
Спрятался дубочек (желудь).
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти (журавли).
Чистоговорки
Жа – жа – жа – есть иголка у ежа.
Жи – жи – жи – под кустом сидят ежи.
Жу – жу –жу – молоко дадим ежу.
Же – же – же – снег на улице уже.
Пословицы и поговорки
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Ему скажи, да укажи, да в рот положи.
Дружба – дружбой, а служба – службой.
Скороговорки
Жужжит жужелица.
Жужжит, кружится.
Испугались медвежонка.
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком.
Стриж с стрижихой
И стрижонком.
Работа
над правильным произношением звука С
. Правильная артикуляция звука С.
Губы растянуты, слегка прижаты к зубам.
Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине её проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты.
. Этапы работы над звуком :
а) артикуляционная гимнастика:
1) Упражнение: губы в улыбку, в трубочку.
2) Пошлепаем непослушный язычок.
3) Фиксация языка за нижними резцами.
4) «Пропеллер»
б) работа над изолированным звуком :
1) песенка водички: с - с – с.
2) «Насос»
в) работа над автоматизацией звука :
са – са – са – са ас са – со – су – сы
со – со – со – со ос со – са – сы – су
сы – сы – сы – сы ыс сы – су – са – со
су – су – су – су ус су – сы – со – са
г) произносим слоги :
ска – сла – сма – сва
слу – смы – сно – спо
спа – сму – спо – сны
сто – сту – ста – сты
д) произносим слова :
сахар сало салат сокол сом сыр
оса крыса мусор песок колосок
квас класс матрос фокус рис
е) работа над фразовой речью:
Предложения
Сидела синица на сосне.
Слетела с сосны на снег.
Сосна согнулась от снега.
Стихи
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Чистоговорки
Су – су – су – грибы выросли в лесу.
Са – са – са – под кустом сидит лиса.
Ус – ус – ус – мы несем домой арбуз.
Ас – ас – ас – пили мы из кружки квас.
Загадки
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается (собака).
Новая посуда, а вся в дырах (сито).
Высоко он летит, а в нем летчик сидит (самолет).
Пословицы и поговорки
По секрету всему свету.
Слово – серебро, молчание – золото.
Соловья баснями не кормят.
Всему своё время.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Потешки
Солнышко – ведрышко,
Выйди из-за облачка,
Сядь на пенёк,
Погуляй весь денёк.
Скороговорки
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы домой.
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.
Работа
над правильным произношением звука Ц
. Правильная артикуляция звука Ц.
Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сжаты или находятся на расстоянии 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Смычка образуется круто выгнутой передней частью спины языка.
Мягкое нёбо поднято.
Голосовые связки разомкнуты.
. Этапы работы над звуком :
а) артикуляционная гимнастика:
1) «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
2) «Почистить зубы» - рот открыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
3) «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
б) работа над изолированным звукам :
«Лошадка, тапочек» - цок – цок, цок.
«Тихо - тихо» - ц – ц – ц.
в) работа над автоматизацией звука :
ца – ца – ца – ца ац ца – цо – цу – цы
цо – цо – цо – цо оц цо – ца – цы – цу
цы – цы – цы – цы ыц цы – цу – ца – цо
цу – цу – цу – цу уц цу – цы – цо – ца
г) произносим слоги :
цып – цап – цоп – цуп
цум – цам – цом – цым
цак – цок – цык – цук
д) произносим слова :
цветы цыпленок цапля циркуль цифры
овца пуговица ножницы пальцы
отец дворец боец заяц молодец
е) работа над звуком во фразовой речи :
Предложения
У куста заяц.
Москва – наша столица.
Принцесса живет во дворце.
Чистоговорки
Цо –цо – цо – покатилось яйцо.
Ца – ца – ца – на лугу стоит овца.
Цы – цы – цы – в огороде огурцы.
Ец – ец – ец – вот и сказочке конец.
Загадки
Нарядные сестренки весь день
Гостей встречают, медом
Угощают (цветы).
Был белый дом,
Чудесный дом.
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо (цыпленок).
Пословицы и поговорки
Цыплят по осени считают.
Конец – делу венец.
Поговорка – цветок, пословица – ягода.
Летит скворец – зиме конец.
Считалки
Цып, цып, цып, цыплятки!
Есть водица кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Потешки
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу!
Если хочешь, прокачу!
Посмотри, как я красива.
Хороши и хвост и грива!
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Скороговорки
В цветнике цветут цветы.
Цапля цокала птенцу:
«Цаплям серый цвет к лицу».
Цыплёнок и курица пьют водицу на улице.
У соседнего колодца целый день водица льётся.
Работа
над правильным произношением звука Ш
. Правильная артикуляция звука Ш.
Губы немного округлены и выдвинуты вперед. Зубы на расстоянии 1 мм. Язык широкий, лопатообразный. Кончик языка приподнят к верхним альвеолам («бугоркам», но не касается твердого нёба, с которым образуется щель. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам.
Мягкое нёбо поднято.
Голосовые связки не вибрируют.
Выдыхаемая струя воздуха обильная, теплая.
. Этапы работы над звуком :
а) артикуляционная гимнастика:
1) «Гармошка» - рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не открывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
2) «Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
3) «Вкусное варенье» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
б) работа над изолированным звуком :
1. Шар лопнул – ш-ш-ш.
2. Лес шумит – ш-ш-ш.
3. Гусь шипит – ш-ш-ш.
в) работа над автоматизацией звука :
ша – ша – ша – ша аш ша – шо – шу – шы
шо – шо – шо – шо ош шо – ша – шы – шу
шы – шы – шы – шы ыш шы – шу – ша – шо
шу – шу – шу – шу уш шу – шы – шо – ша
г) произносим слоги :
шка – шко – шку – шке
шан – шун – шин – шен
куш – каш – кош – кеш
д) произносим слова :
шкаф шакал шайба
шашка шахматы
тишина лапша горошина кувшин
мышь ёрш карандаш ландыш малыш
е) работа над звуком во фразовой речи :
Предложения
У кошки шесть котят.
Саша ела шоколад.
Шапка лежит в шкафу.
Чистоговорки
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – на листочке я пишу.
Аш – аш – аш – аш – мы построили шалаш.
Шь – шь – шь – шь – за стеной шуршала мышь.
Ши – ши – ши – ши - что-то шепчут камыши.
Загадки
На квадратиках доски
Караси свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков (шахматы).
Стоит дом, кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт (школа).
Пословицы поговорки
Кошке игрушки, а мышке слезки.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Поспешишь – людей насмешишь.
Знай больше, а говори меньше.
Потешки
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь – не спишь»,
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Скороговорки
Маша дала Ромаше
Сыворотку из-под простокваши.
Шел Фрол по шоссе к Саше
В шашки играть.
У Прошки с плошкой
Вышла оплошка –
Плошку Прошка
Перевернул.
Работа
над правильным произношением звука Р
. Правильная артикуляция звука Р.
Губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Мягкое нёбо поднято.
Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
. Этапы работы над звуком.
а) артикуляционная гимнастика:
1. «Пулемет» - напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произноси «д – д – д».
2. «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
3. «Грибок» - рот открыт. Язык присосать к нёбу.
б) работа над изолированным звуком :
1. Рычит собака – ррррр.
2. Машина – тррр.
3. Котик – мурр – мурр.
в) работа над автоматизацией звука :
ра – ра – ра – ра ар ра – ро – ру – ры
ро – ро – ро – ро ор ро – ра – ры – ру
ры – ры – ры – ры ыр ры – ру – ра – ро
ру – ру – ру – ру ур ру – ры – ро – ра
г) произносим слоги :
рва – рву – рвы – рво
жра – тру - тры – тро
дра – дру – дры – дро
арт – урт – орт - ырт
д) произносим слова :
радость рак ручка рома роза
матрос жаворонок кружка ерш гора
шар мир товар сахар комар зубр
е) работа над звуком во фразовой речи :
Предложения
У коровы рога.
На рынок привезли рыбу.
У Ирины красные рукавички.
Чистоговорки
Ра – Ра – Ра были мы в гостях вчера.
Ро – ро – ро потерял петух перо.
Ру – ру – ру мышка спряталась в нору.
Ры – ры – ры у ребят в руках шары.
Ор – ор – ор мы пошли гулять во двор
Ур – Ур – Ур во дворе кормили кур.
Загадки
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (река)
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячее.
До чего же хороши
Солнца белые лучи (ромашка).
Потешки
Шёл Егор через двор,
Нёс топор - чинить забор.
На дворе горка,
Под горкой норка.
В этой норке крот
Норку стережёт.
Скороговорки
На дворе дрова топорами рубят.
На дворе дрова, у дров детвора.
Летели три вороны –
Черны, пестроголовы.
Все бобры добры
Для своих бобрят.