Веретенникова Елена Борисовна
Логико-математическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
Сегодня логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда на пропедевтику у детей 4 – 7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:
Публикация «Логико-математическое развитие дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
- оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;
- представление возможных изменений объектов и предвидение результата;
- изменение ситуации, осуществление преобразования;
- активные результативные действия как в практическом, так и в идеальном плане.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь, так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счёт. Измерение, классификация, сериация и др.).
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, что создаёт условия для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.
Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствуют развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребёнка.
Однако в практике логико-математические игры во всём своём многообразии не нашли должного применения. Чаще всего они используются бессистемно. Основные причины этого явления, вероятно, состоят в следующем:
- воспитатели недооценивают значимость логико-математических игр в развитии у детей математических представлений и в успешном переходе к логическому мышлению (после 5 – 6 лет);
- педагоги недостаточно владеют игровыми методами логико-математического развития дошкольников;
- в играх, игровых обучающих ситуациях зачастую детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя; ребёнок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом обучающей игровой деятельности (он не деятель, не творец, не открыватель, не мыслитель).
Правомерно требуют решения вопросы:
- систематизации логико-математического содержания в соответствии с возрастными возможностями детей;
- раскрытия разнообразия способов поддержки ребёнка в логико-математической деятельности;
- совершенствования педагогической компетентности педагогов.
Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приёмы.
Дидактические пособия для логико-математического развития детей дошкольного возраста.
Важнейшими дидактическими пособиями логико-математического развития дошкольников являются :
- логические блоки Дьеныша и комплект логических геометрических фигур, изготовленных по типу блоков;
- цветные счётные палочки Кюизенера и их плоский аналог – разноцветные полоски;
- наглядно-дидактические пособия для игр с блоками и палочками.
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников.
Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне исключения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам предлагается проблемно-игровые методы.
Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятые ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.
Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного возраста реализуются с использованием разнообразных средств.
Средства реализации проблемно-игровых методов логико-математического развития :
- логические и математические игры («Кубики для всех», «Логика и цифры», «Играем в математику», «Логическая мозаика», «Геоконт», «Логоформочки», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат» и др.);
- проблемные ситуации, задачи вопросы;
- творческие ситуации, задачи, вопросы;
- экспериментирование и исследовательская деятельность;
- логико-математические сюжетные игры.
Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:
- последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;
- обеспечения детской активности в поиске решения;
- стимулирования детской самодеятельности.
Логические и математические игры:
«Сложи квадрат» Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части, формирование логического мышления и умения развивать сложную задачу на несколько простых.
«Найди и назови» Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
«Только одно свойство» Цель: закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру и охарактеризовать её.
«Составление геометрических фигур» Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки.
Задания:
- составь квадрат и треугольник маленького размера;
- составь маленький и большой квадрат и т. д.
Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игрового метода рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения исследовательскими действиями, умением формулировать собственные мысли (предположения) о способах поиска и результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации – способность развитию творческих способностей ребёнка.
Структура проблемной ситуации включает проблемные вопросы, способствующие осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности.
Взрослый может, например, задать такой вопрос: «Как распределить все блоки по трём обручам (отдельно расположенным в пространстве?» Дети предлагают варианты ответов (рассортировать блоки по цвету, по форме, по размеру). Каждое предложение обсуждается, принимается или отрицается.
В проблемные ситуации для детей включаются занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки (и другие виды нестандартного математического материала, поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность. Например, на столе лежат две красные палочки, между ними чёрная. Педагог задаё т вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы чёрная палочка стала крайней, не трогая её?»
Не длительное экспериментирование, включенное в проблемную ситуацию, становится одним из средств разрешения проблемы, обогащения её; усиливает практическую направленность. К примеру, детям из 5 палочек (розовой, красной, сиреневой, бордовой и оранжевой) нужно составить лесенку. Сначала они высказывают свои предположения о вариантах построения лесенки (односторонняя со ступенями справа, односторонняя со ступени слева, двусторонняя со ступенями слева и справа и др.)
Проблемная ситуация разрешается поэтапно:
1) осознание и принятие проблемы;
2) высказывание детьми предположений;
3) практическая проверка предположений;
4) обоснование рационального способа решения проблемной задачи.
Для сюжетной логико-математической игры, специально сконструированной для детей, характерны игровая направленность деятельности; насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами; наличий ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение мер, во время постройки «дома» (игра «Логический домик») ребёнок, делая очередной ход, ориентируется на связи между предметами, нарисованными на «кирпичиках» (главном строительном материале). Это могут быть связи сходства или отличия по окраске, форме, назначению, принадлежности. Соблюдения этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений (математических связей).
Методическое обеспечение:
З. Н. Михайлова, Е. А. Носова
Логико-математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьеныша и цветными палочками Кюизенера. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
З. А. Михайлова
Игровые задачи для дошкольников. – СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
З. А. Михайлова
Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : Просвещение, 1981.
Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая
Логика и математика для дошкольников : методическое пособие. – СПб. : Акцидент, 1996; СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
А. А. Смоленцева, О. В. Суворова
Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб, : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
А. А. Смоленцева А. А., О. В. Пустовойт
- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Сост. : Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. СПб. : Корвет, 2001.
Е. С. Ермакова, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева
Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший дошкольный возраст. Учебное пособие. – СПб. : Речь, 2007.