Ирина Гриценко
Конспект занятия «Линейный календарь»
«Линейный календарь» – специальный дидактический материал, который создается по месяцам в совместной деятельности с детьми.
Авторы технологии «Линейный календарь» – Е. Г. Юдина и Е. В. Бодрова, составители Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ПРО детей».
Линейный календарь предназначен для формирования у детей начальных представлений о времени.
Методика используется также для формирования у дошкольников навыков счета, математических и логических представлений.
Подготовка к изготовлению календаря
Цвета календаря по месяцам подбираются совместно с детьми с учетом соответствия цветов в природе:
- осенние месяцы – жёлтый (оранжевый) цвет,
- зимние месяцы – белый (голубой) цвет,
- весенние месяцы — голубой (зеленый) цвет,
- летние месяцы — зеленый (красный) цвет.
С левой стороны (или сверху) к календарю прикрепляется полоска с названием месяца.
Сетка календаря изготавливается воспитателем.
Листы А4 склеиваются вместе с детьми в одну полоску.
Воспитатель вырезает символы (цветные или черно-белые) для обозначения будничных, выходных и праздничных дней. Дети раскрашивают символы, наклеивают их, обводят цифры, буквы названий месяцев.
Чем же полезен для ребёнка линейный календарь:
использует общепринятые, понятные ребёнку символы ;
прост в изготовлении и легко усваивается ребёнком ;
развивает математическое мышление и готовит в школу
Линейный календарь— это не только полезный инструмент для организации времени, но и увлекательное занятие для детей. Он помогает детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц, год и сделать понятие времени понятным и доступным.
Каждый день на Утреннем сборе в учебной зоне группы мы отрабатываем навыки счёта, последовательность числового ряда, дней недели, месяцев, формируем математические и логические представления. В нижней части нашего календаря есть специальные клеточки для особенных дней. Ребята рисуют символы, которые обозначают их дни рождения, важные события в жизни группы, детского сада или всей страны. А ещё мы отмечаем на линейном календаре погоду и температуру. Поэтому линейный календарь помогает нам связать числа с днями недели, событиями, днями рождения- это делает обучение более интересным и запоминающимся.
Материалы
Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов. Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.
Рекомендации
Линейный календарь отличается от календарей, которые родители используют дома, поэтому рекомендуется ознакомить родителей с этим новым форматом и объяснить, почему детям легче пользоваться таким календарем. Многие родители после таких объяснений начинают использовать подобный календарь с ребенком и у себя дома.
Работа с календарем
Линейный календарь на месяц вывешивается на уровне глаз детей и так, чтобы он был виден всем детям.
Во время Утреннего круга дети вместе с воспитателем хором повторяют числа, останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню.
Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующую клеточку и, дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. Впоследствии дети сами зачеркивают числа.
После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц.
Использованные источники:
1. Бодрова Е., Юдина Е. ПРО детей. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : Университет детства, 2020.
2. Козлова, И. В. Использование инновационной технологии «Линейный календарь» в формировании у дошкольников временных представлений / И. В. Козлова, О. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5264/ (дата обращения: 28.10.2022).