Николаева Евдокия Васильевна
Программа кружка для детей 4–5 лет «Квиллинг для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка " Квиллинг для детей дошкольного возраста "
Пояснительная записка.
С глубокой древности человек изготавливал различные изделия, стремился сделать их не только удобными для использования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля.
Публикация «Программа кружка для детей 4–5 лет „Квиллинг для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Квиллинг
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Участие детей в процессе изготовления красивых, полезных и нужных вещей, очень важны для их художественного развития, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в желании что-то создавать своими руками.
Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.
Настоящая программа предназначена для развития творческих способностей детей 4-5 лет.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“ Квиллинг для детей дошкольного возраста ” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Структура программы
Настоящая программа рассчитана на работу с детьми 5-6 лет в режиме кружковой деятельности.
В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности.
В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка.
Программа сопровождается перечнем методической литературы.
Цель программы : создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – квиллинг.
Для достижения цели программы имеет значение :
- синтез искусств;
- потенциал нетрадиционной изобразительной техники;
- креативность воспитательно-образовательного процесса;
- уважительное отношение к результатам детского творчества.
Задачи программы :
Образовательные
· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы :
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методические приемы
1. Информационно -рецептивный (направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминание дошкольниками готовой информации).
2. Репродуктивный (направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже знаком).
3. Эвристический метод (направлен на операционное или поэтапное обучение элементам творческой деятельности).
4. Исследовательский (самостоятельное решение целостных задач).
Формы организации работы с детьми
- комбинированная
- групповая
- индивидуальная
Особенности проведения занятий
1. Занятия проводятся с детьми 4-5 лет.
2. Тематика занятий(1 раз в неделю; 36 часов)
3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки).
4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы).
5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные).
6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.
Техническое оснащение занятий. Оборудование и инструменты:
- цветная бумага;
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной;
- клей;
- зубочистка;
- бумажные полоски шириной 5-7 мм;
- ножницы;
- карандаши простые;
- линейка;
- кисточки для клея;
- салфетки;
- клеенка.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- доска;
- плакаты;
- образцы объектов труда;
- инструкционные карточки.
Тематика занятий строится с учетом возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе "Квиллинг для детей дошкольного возраста ”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа “ Квиллинг для детей дошкольного возраста ” рассчитана на 1 год. Продолжительность занятия составляет 20 мин.
Год обучения Количество занятий Кол-во детей в группе
В месяц в год
1 4 36 10
Условия реализации программы :
- наличие материально - технического обеспечения;
- систематичность посещения кружка;
- регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
- участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального значения.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся :
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Перспективный план по освоению техники квиллинг.
Сентябрь
Мониторинг
Октябрь
1. Беседа о квиллинге
Цель: познакомить детей с инструментом и бумагой для квиллинга. Показать работы выполненные в технике квиллинг. Рассмотреть формы выполненные в технике квиллинг.
2. Тема: «Осеннее дерево» (коллективная работа)
Цель: учить детей накручивать полоску цветной бумаги на зубочистку и заклеивать край полоски. Учить наклеивать разреженные круги на веточки аппликативного дерева. Учить работать в коллективе.
Оборудование: жёлтая и оранжевая бумага 15х10, 4 полоски, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
3. Тема: «Дождь» (коллективная работа)
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженные круги. Учить выполнять из разреженных кругов форму «капелька». Продолжать учить работать в коллективе.
Оборудование: 5 полосок голубой и синей бумаги для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
4. тема: «Барашек»
Цель: Закреплять умение скручивать полоску бумаги в спираль и распускать. Выполнять аппликации из скрученных элементов квиллинга «Свободная спираль». Составлять композицию, учить советоваться с товарищем, доводить работу до конца.
Оборудование: листы цветной бумаги зеленого цвета, клей, шаблоны барашек.
Ноябрь
1. Тема: «Яблонька»
Цель: продолжать учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: листок белой бумаги с силуэтом дерева (половина листа А4, зелёная и коричневая бумага, клей, кисточка, зубочистка, 10-12 красных или жёлтых полосок для квиллинга (для яблочек).
2. Тема: «Гриб»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет гриба (на каждого ребёнка, листок белой бумаги 15х20, клей, кисточка, ножницы, зубочистка, 10 коричневых и 10 белых полосок для квиллинга.
3. Тема: «Виноград»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет листа винограда, бумага зелёного цвета, круг белого цвета диаметром 15 см, 15 – 20 полосок фиолетового цвета для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
4. Тема: «Бабочка»
Цель: Учить детей скручивать форму «глазок», развивать внимание и чувство формы. Создавать радостное настроение во время работы.
Оборудование: Бумага для квиллинга разных цветов, клей, распечатка бабочки.
Декабрь
1. Тема: «Снежинка»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Закреплять выполнение форм «капелька» и «разреженный круг».
Оборудование: трафарет круга, 9 полосок голубого цвета и 5 полосок белого цвета для квиллинга, клей, кисточка, ножницы, зубочистка.
2. Тема: «Ветка рябины»
Цель: продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: лист белой бумаги (половинка А4) с изображением ветки, клей, кисточка, ножницы, зубочистка, 10-15 полосок красной бумаги для квиллинга (рябинки).
3. Тема: «Украсим ёлочку»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать разреженный круг.
Оборудование: трафарет ёлочки, клей, кисточка, ножницы, зубочистка, разноцветная бумага для квиллинга.
4. Тема:«Новогодняя открытка»
Цель: Учить задумывать содержание открытки, учить красиво составлять композицию на листе. Воспитывать желание трудиться над подарком.
Оборудование: Шаблон открытки, клей.
Январь
1. Тема: «Ёлочка»
Цель: продолжать учить детей скручивать «капельку».
Оборудование: лист голубого картона 15 на 20 см,14 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
2. Тема: «Снегирь»
Цель: Учить детей выполнять форму треугольник (для клюва). Продолжать учить детей скручивать «капельку».
Оборудование: лист бумаги с нарисованным снегирём без клюва и хвоста, 6 чёрных полосок бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
3. Тема: «Ёжик»
Цель: Продолжать закреплять умение скручивать форму «Глазок», развивать композиционные умения. Формировать уверенность в себе.
Оборудование: шаблоны ежей, клей, картина леса.
4. Тема: «Сердечко на память»
Цель: Воспитывать желание делать подарки близким, доводить дело до конца, развивать усидчивость.
Оборудование: шаблоны открыток, трафарет сердечка.
Февраль
1. Тема: «Снежинки» (коллективная работа)
Цель: продолжать учить детей выполнять формы «капелька», «треугольник”»»
Оборудование: ватман с нарисованными снеговыми тучами, по 15-20 полосок голубой бумаги для квиллинга, клей, кисточка.
2. Тема: «Цветы для украшения торта»
Цель: продолжать учить детей выполнять «капелька» и «разреженный круг», наклеивать цветы на готовую форму.
Оборудование: кусочки торта из картона, 7 полосок розовой, 1 полоска жёлтой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка
3. Тема: «Долька апельсина»
Цель: продолжать учить детей выполнять форму «треугольник».
Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (полукруг).
Оборудование: оранжевые, белые полоски бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистки.
4. Тема: «Воздушный шар»
Цель: Развивать композиционные умения, закреплять умение скручивать бумагу для квиллинга в тугой «Ролл»
Оборудование: цветной картон, ножницы, клей, нитки.
Март
1. Тема: «Солнышко»
Цель: Продолжать учить детей выполнять форму треугольник и разреженный круг из трёх полосок.
Оборудование: лист голубого картона 15х20 см, 12 полосок бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
2. Тема: «Мимоза»
Цель: продолжать учить выполнять форму «разреженный круг», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.
Оборудование: лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листочка, жёлтые полоски бумаги для квиллинга, 2 зелёные полоски для листиков, ножницы, клей, кисточка, зубочистка.
3. Цель: «Мамы любимый образ»
Цель: Закреплять основную форму глазок. Выполнять работу с желанием.
Оборудование: силуэты головы девушки.
4. Цель: «Жираф»
Цель: Воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику, воспитывать самостоятельность, радоваться выполненной работе.
Оборудование: Шаблоны жирафов, краски, кисточки, клей.
Апрель
1. Тема: «Капель»
Цель: продолжать учить детей выполнять форму квиллинга – «капелька», «разреженный круг».
Оборудование: лист белого картона (формат А4) с нарисованными сосульками, 15 голубых полосок для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
2. Тема: «Ландыши для мамы»
Цель: учить детей делать новую форму квиллинга – «глаз»; продолжать учить детей выполнять формы квиллинга – «разреженный круг».
Оборудование: ромб голубого картона с силуэтом стебля цветка, 5 белых полосок для квиллинга (цветочки, 3-4 зелёных (листики, клей, кисточка, зубочистка.
3. Цель: «Цветы в вазе»
Цель: Закрепить основные формы, воспитывать усидчивость, желание доводить работу до конца. Умение составлять композицию повторить симметричное вырезание. Оборудование: клей, цветной картон, цветная бумага, ножницы.
4. Тема: «Подснежники»
Цель: Повторить весенние цветы, воспитывать интерес к занятию, самостоятельность, активность, радость от выполненной работы.
Оборудование: коллаж весеннего леса, ножницы, клей.
Май
1. Тема: «Цветы в вазе»
Цель: продолжать учить детей выполнять формы квиллинга – «треугольник», «капелька», «разреженный круг».Учить детей составлять композицию по образцу.
Оборудование: лист белого картона 15х20 см. с аппликативной вазой и стеблями цветов, голубые, жёлтые, синие, белые, зелёные полоски цветной бумаги для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
2. Тема: «Цветочные фантазии»
Цель: Закрепить умение детей составлять из знакомых элементов квиллинга композицию.
Оборудование: овал, цветные полоски для квиллинга, клей, кисточка, зубочистка.
3. Тема: «Салют»
Цель: Развивать внимание и чувство формы. Воспитывать художественный вкус. Продолжать скручивать форму «Ролла». Оформлять композицию.
Оборудование: клей, картина с изображением кремля.
4. Тема: Выставка детских работ. Подготовка лучших детских работ
Цель: учить оценивать свои работы и работы товарищей. Испытывать радость от выполненной работы.
Учебные и методические пособия:
1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. - М: Издательство «Скрипторий 2003»,2007 г.
2. Хана Линд. Бумажная мозаика. - М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С. В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.
Список детей
Средняя группа№1
1. Александрова Женя
2. Борисова Уйгулана
3. Ефремов Дима
4. Лебедев Ростик
5. Тимофеев Миша
6. Устинов Саша
7. Федотов Алексий
8. Харитонов Алеша
II. Материалы из опыта работы педагога
1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок
2. Инструкционные карты сборки изделий
3. Образцы изделий
4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний
5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Волшебный квиллинг».
Диагностика результатов образовательной деятельности.
Срез творческих и эстетических знаний и умений.
Фамилия, имя обучаемого Организация рабочего места Основы квиллинга Умение пользоваться инструментами и приспособлениями Знание базовых форм и условных обозначений Владение разнообразными приемами Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги Умение пользоваться чертежами и схемами Моделирование художественно-выразительных форм Проявление творчества и фантазии в создании работ Стремление к совершенству и законченности в работе Система оценок: средний уровень, высокий уровень
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка___
Возраст___
Вид и название детского объединения___
Ф. И. О. педагога___
Дата начала наблюдения___
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей
1. Участие в проведении праздников, концертов
2. Участие в конкурсах
3. Работа по образцу.
4. Работа с внесением изменений.
5. Работа над своим вариантом.
6. Конструирование.
7. Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9. Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.
ДИАГНОСТИКА
ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
· Средний уровень – 3б, 4б.
· Высокий уровень – 5б.
уровни
показатели год обучения
С В
1. Участие в проведении праздников, концертов.
2. Участие в конкурсах.
3. Работа по образцу;
4. Работа с внесением изменений;
5. Работа над своим вариантом.
6. Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;
7. Владение техникой.
8. Придумывание композиций.
9. Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.
Средний процент
Содержание программы.
Учебно-тематический план занятий. (1-й год обучения)
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.