Вера Пятинцева
Квест-игра как одна из активных форм работы с родителями в зимний период
▼ Скачать
Статья на тему: «Квест – игра, как одна из активных форм работы с родителями в зимний период»
Актуальность:
Семья и детский сад – это важнейшие институты воспитания, и только совместно с родителями педагог может добиться успешного развития и благополучия ребенка.
В современном мире, когда информационные технологии берут вверх над банальным походом на улицу, организация совместной деятельности детей и родителей на свежем воздухе просто необходима.
Публикация «Квест-игра как одна из активных форм работы с родителями в зимний период» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние квест-игры
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии зимних развлечений
- Темочки
Все чаще и чаще дети и родители отдают предпочтения таким семейным вечерам с использованием интернета и телефонов, забывая о том, как необходима детям прогулка на свежем воздухе.
Анализируя все это, перед педагогами нашего учреждения были поставлены конкретная цель и задачи по привлечению родителей к совместному воспитанию детей в рамках здорового образа жизни. За основу мы решили взять квест – игру, которая по нашему мнению наиболее ярко выражает двигательную активность, как взрослых, так и детей, и положительно влияет на взаимодействие всех участников игровой деятельности.
Квест, сам по себе – это форма взаимодействия участников (детей, родителей, педагогов, которая направлена на формирование умений решать поставленные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.
Выбором сюжета нами была рассмотрена тема: квест – игра «Кто мороза не боится, выходите веселиться». За основу мы взяли зимние игры и забавы.
Цель:
- Вовлечь родителей и детей в образовательный процесс по формированию основ здорового образа жизни.
Задачи:
- Познакомить детей через квест – игру с народными забавами наших бабушек и дедушек.
- Обучить детей и родителей некоторым народным играм на свежем отдыхе.
- Формировать у детей и взрослых привычку к здоровому образу жизни.
- Привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами ДОУ, к непосредственному участию в мероприятиях.
- Развивать у детей физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.
- Воспитывать у детей и родителей волевые качества, коммуникативные способности.
Работая по реализации поставленных задач, мы для себя решили, что главным преимуществом квеста заключается то, что такая форма организации ненавязчиво, вовлекает всех участников в организацию данного мероприятия. С помощью такой игры мы смогли достичь выполнение образовательной цели: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей, а также взаимодействие родителей, как друг с другом, как одной команды, так и с коллективом образовательного учреждения. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей и родителей взаимодействию в коллективе, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Помогает детям и их родителям понять друг друга, научиться взаимодействовать. А это и есть самый действенный способ по укреплению здорового образа жизни.
Этапы организации квест игры «Кто мороза не боится- выходите веселиться» :
1. Организационный момент.
Игра проводится на улице, на территории учреждения. В начале игры ведущий говорит вступительное слово с концепцией поставленной цели.
Переключение внимания детей и всех участников на предстоящую игровую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя, по укреплению здорового образа жизни опираясь на выбранную тему квест-игры :
- деление всех участников на группы, где участники подготовили название и девиз своей команды, а также выбрали капитана команд и отличительные знаки;
- обсуждение правил квест - игры, как для детей, так и для родителей,
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон. Зоны были разработаны с учетом местности ДОУ и возраста детей. В начале пути педагог проводит совместно со всеми участниками игры флешмоб «Кабы не было зимы», а также пару конкурсов на сплочение коллектива.
2. Этапы игры.
В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, в нашем случае их было 5 (станция «Ватрушкино», станция «Клюшкино», станция «Царь-гора», станция «Валеночки», финальная станция «Музыкалкино», на всех этих этапах участники решали различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.)
3. Подведение итогов, награждение.
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку и т. п. В нашем случае - это была часть ключа от сундука, в котором были сюрпризы не только для детей, а так же и родителей. Итогом завершения нашей игры стала собранная картинка ключа, которая давала право на открытие сундука.
Выполнив квест-игру, мы для себя сделали небольшой самоанализ. Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий. Все игры и задания должны быть безопасными. Задачи, поставленные перед детьми должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям. В содержании сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети дошкольного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря. Дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся.
Квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуются одновременно интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и наблюдательность, и находчивость, и смекалку и сообразительность. Это тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств.
Таким образом, при использовании современных способов передачи и обработки информации, индивидуальной работе с родителями и детьми, учитывая их особенности, становится возможным организовать работу с родителями на новом уровне, с учетом требований современного общества.
В результате использования данной формы «квест - игры» повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали все больше проявлять интерес к совместной деятельности с детьми, повысилась их активность, увеличилось число родителей, желающих активно принять участие в жизни детского сада и группы.
Результатом проведенной деятельности является:
- рост активного интереса к вопросам воспитания и развития детей со стороны родителей;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- обогащение педагогического опыта родителей, о чем свидетельствует положительная динамика в развитии детей.
- укрепление физического развития, воспитания интереса к различным доступным видам двигательной активности.