Лучший педагог года

Культурный дневник школьника Саратовской области как форма проведения краеведческой работы в образовательном учреждении

Светлана Баранова
Культурный дневник школьника Саратовской области как форма проведения краеведческой работы в образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«На волжских просторах»

«Культурный дневник школьника Саратовской области как форма проведения краеведческой работы в образовательном учреждении»

Автор:

Баранова Светлана Георгиевна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 2 городского округа

ЗАТО Светлый

Саратовской области»

Саратов

2020

Публикация «Культурный дневник школьника Саратовской области как форма проведения краеведческой работы в образовательном учреждении» размещена в разделах

Краеведение — одна из самых распространенных и важных форм внеклассной деятельности. Сущность краеведческой работы в школе заключается во всестороннем изучении своего родного края. В связи с этим существует несколько направлений такой работы, таких как экологическое краеведение, литературное краеведение, историческое краеведение и другие.

Существует большое количество форм работы по этому направлению. Мною были выбраны две из них: проектная работа и исследовательская работа.

На протяжении 2018-2019 учебного года мой класс работал над долгосрочным проектом «Культурный дневник школьника Саратовской области». С целью реализации этого проекта при составлении программы внеурочной деятельности по социальному проектированию за основу были взяты разделы культурного дневника.

Поэтому целью работы являлось формирование мировоззрения младшего школьника и ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России и Саратовской области, духовно-нравственное развитие личности обучающегося в условиях культурного многообразия Саратовского региона.

Задачи:

1. Формирование знаний и представлений о родном крае, любви к своей малой Родине, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края, воспитание чувства патриотизма.

2. Формирование устойчивой нравственной и активной гражданской позиции личности, основ нравственного самосознания, способности осуществлять нравственный самоконтроль.

3. Формирование основ нравственной, эстетической, духовной, экологической культуры обучающегося.

4. Создание условий для развития рефлексивной позиции обучающегося начальной школы на основе фиксации достижений внеучебного характера.

5. Вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность.

Особенностью программы проекта являлся её интегративный характер. Содержательная часть основана на материале таких предметных областей, как русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир.

Содержание работы полностью состояло из разделов культурного дневника :

1 раздел: «Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры города Саратова и Саратовской области.

2 раздел: «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий.

3 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.

4 раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящем свое воплощение в различных жанрах.

5 раздел «Наполним музыкой сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.

6 раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс (значимый в жизни любого современного человека).

7 раздел «Туристические тропы» предлагает школьникам совершить знакомство с природными памятниками Саратовской области.

8 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения

9 раздел «Памятные даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.

Работу над проектом осложняло только то, что мои учащиеся на этот период были первоклассниками. По вполне понятным и объективным причинам объём самостоятельной работы учащихся первого класса ограничен. Полноценный результат мог быть достигнут только при участии в этой деятельности родителей, которые активно за неё взялись.

Далее хочу кратко описать работу над каждым разделом.

1 раздел: «Каменная летопись края»

Работа по этой теме началась с презентации, показанной мной на занятии по социально-проектной деятельности. После такой виртуальной экскурсии было принято решение о том, что к следующему занятию учащиеся с помощью родителей подготовят мини-сообщения с мини-презентациями про памятники города Саратова. Получился прекрасный обмен информацией и впечатлениями. На третьем занятии ребята рассказали друг другу о таких памятниках как «Журавли», «Памятник первой учительнице», «Огней так много золотых», «Памятник Саратовской гармошке», «Памятник Кириллу и Мефодию» и др.

2 раздел: «По святым местам»

По этому разделу была проведена только ознакомительная беседа. Это связано и с возрастом учащихся, и с тем, что в классе есть учащиеся принадлежащие к разным религиозным конфессиям. Этот раздел дневника им было предложено заполнить самостоятельно (при помощи родителей).

3 раздел «Музейное зазеркалье»

Большая помощь в освоении этого раздела была оказана работниками музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского, которые приезжали в школу с серией виртуальных экскурсий. В остальном работа была построена так же как над первым разделом: обзорная презентация учителя, мини-презентации и сообщения учащихся. Дети рассказывали о тех музеях, которые удалось посетить им самим вместе со своими родителями. Ребята рассказали о посещении таких культурных заведений, как Краеведческий музей, музей боевой славы, этнографический музей, музей занимательных наук Эйнштейна и др.

4 раздел «Театральные встречи»

Этот раздел, пожалуй, понравился и запомнился детям больше всего. Первоначально весь класс, вместе с учителем и несколькими родителями, посетил Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю. П. Киселёва. Где ребята посмотрели спектакль «Последний папа». Затем на занятиях по социально-проектной деятельности они были ознакомлены с другими музеями города Саратова. И, благодаря сайту ТЮЗа смогли увидеть ещё несколько отрывков из видео-спектаклей этого прекрасного театра.

Кроме того, именно по этому разделу проходила защита их культурных дневников на школьном конкурсе. Помимо своего рассказа о посещении того или иного Саратовского театра, в этот конкурс вошло также создание своей собственной афиши и ответы на вопросы по теме данного раздела.

5 раздел «Наполним музыкой сердца…»

Два-три раза за учебный год, вот уже на протяжении нескольких лет в нашу школу приезжают артисты Саратовской областной филармонии имени А. Шнитке с различными концертными программами. Этот учебный год не стал исключением. Плюсом к работе по этому разделу идут уроки музыки и регулярные внеклассные мероприятия различной направленности, при подготовке к которым дети разучивают различные музыкальные произведения.

6 раздел «Приглашение к чтению»

Чтение – вид деятельности, который невозможно регламентировать какими-либо временными рамками. Современный образованный человек должен читать на протяжении всей жизни, а не только в период обучения и по необходимости. Поэтому в течении всего времени обучения в начальной школе, учащиеся ведут читательские дневники, в которые записывают прочитанные ими произведения вне школьной программы. Кроме того, мы часто во внеурочной деятельности совместно читаем различные книги. Самым запоминающимся совместным чтением в этом году для ребят стала книга Сергея Константиновича Сергиенко «До свидания, Овраг!». Изучение этого произведения проходило в рамках другого проекта «Делать добро не больно!», который был посвящен домашним животным.

7 раздел «Туристические тропы», 8 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные»

Эти разделы ребята полностью отрабатывали и заполняли вместе с родителями. На занятиях они лишь делились впечатлениями.

9 раздел «Памятные даты»

В последнюю главу своего культурного дневника учащиеся записывали свои впечатления от внеклассных мероприятий и классных часов различной тематики. Здесь есть как традиционные ежегодные праздники такие как «День Матери», «День пожилого человека», «Новогоднее представление», «Фестиваль патриотической песни» и т. п., так и проводимые только в первом классе «Посвящение в ученики», «Прощание с Азбукой» и др.

В качестве примера нашей работы представляю фото культурного дневника одной из учениц класса в качестве приложения 1. Это, пожалуй, самый яркий пример совместной деятельности учителя, родителя и ребёнка. Хочу обратить внимание на то, что 50% записей сделаны самим ребёнком.

Исследовательская деятельность не имеет границ. Человек тысячи лет изучает всевозможные области как собственной, так и природной деятельности, но сказать, что он знает всё, невозможно, ибо жизнь потеряет смысл и интерес.

Литература

1. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006.

2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В. Ф. Феоктистова. – Волгоград, 2010.

3. Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Программа, занятия, работы учащихся. – Волгоград, 2009.

4. Культурный дневник школьника Саратовской области.

5. Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика. – Самара, 2005.

6. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование. – Самара, 1998.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Фотоотчет «Посткроссинг. Письмо из Петровска Саратовской области»Фотоотчет «Посткроссинг. Письмо из Петровска Саратовской области» Фото отчет. Посткроссинг. «Первая встреча «Пчёлок» с «Вербочками» из Петровска Саратовской области. Лариса Гацко. Блог. Пролетело лето.

Посткроссинг на МAAM. Зимний привет из города Петровска Саратовской областиПосткроссинг на МAAM. Зимний привет из города Петровска Саратовской области Фотоотчет. Посткроссинг на МААМ. Зимний привет из города Петровска Саратовской области. Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Презентация «Хвалынский край» для дошкольников и их родителей в рамках проекта «Культурный дневник дошкольника» Уважаемые родители и коллеги! С начала 2019-2020 учебного года в нашей области стартовал проект "Культурный дневник дошкольника". В течении.

Символы Саратовской областиСимволы Саратовской области 2016 год – юбилейный год для Саратовской области, она отметила 80 – летие. Саратовская область – поистине удивительная земля: она раскинулась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурный дневник школьника Саратовской области как форма проведения краеведческой работы в образовательном учреждении
Опубликовано: 24 августа 2023 в 08:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Культурный дневник школьника Саратовской области как форма проведения краеведческой работы в образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Баранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД