Ким Наталья
Культурно-досуговая деятельность в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-досуговая деятельность в детском саду
Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников и трогательных утренников. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме ребята получают новые знания и раскрывают творческие способности, становятся инициативнее и самостоятельнее.
Публикация «Культурно-досуговая деятельность в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Что же такое досуг – это совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями
Досуг в детском саду представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка.
Культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует решению следующих задач. Они на экране:
- культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;
- развитию детского творчества в различных видах художественной деятельности;
- развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;
-созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
- формированию коммуникативной культуры детей;
- расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;
- формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.
Виды КДД многообразны.
Их можно классифицировать следующим образом:
отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.
Остановимся на каждом из этих видов.
Отдых.
Это деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка. Способность саморегуляции (определение необходимости расслабиться, сменить вид деятельности) формируется к старшему дошкольному возрасту. Профилактику переутомляемости у воспитанников младших и средней групп организует педагог. Отдых не предполагает лежание на диване или сидение на стульчиках. Педагог во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат, обеспечивая чувство комфорта во время занятий детьми разными видами деятельности : играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., т. е. под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности
Выделяют пассивный и активный отдых
Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности - занятия гимнастикой, физкультурой, подвижные игры, работа на участке, игры с песком, снегом, прогулки, игровая деятельность, спортивный отдых.
Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Рассматривание красивых объектов, непринужденная беседа на тему, волнующую ребенка, размышления, беседа со взрослым, чтение книг, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, рассматривание иллюстраций в книжном уголке.
Фонотека у меня в помощь воспитателям музыкальных мультфильмов, релаксирующие видео и т. д.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенок, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы.
Самообразование происходит в свободное время, то есть является одним из видов культурно-досуговой деятельности.
Виды самообразования:
- игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические и др. ;
- коллекционирование различных предметов, хобби;
- экспериментирование;
- самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность;
- познавательные беседы;
- экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы;
- посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.
Творчество также рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит бесследно.
У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду: центры, студии.
В нашем ДОУ это изостудия, хорового пения, театральная и детский оркестр.
Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Особое значение праздник имеет для детей. Главная задача праздника – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.
В этой культурно-досуговой деятельности дошкольники являются активными участниками, демонстрируют свои таланты, а также посильно помогают в подготовке и оформлении помещения.
Виды праздника:
- народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, день Ивана Купалы, весеннее-летние игрища, Осенины;
-государственно - гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;
-международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
- православные: Рождество Христово, Троица;
- бытовые и семейные праздники: день рождения, выпуск в школу, традиционные праздников детском саду или в группе;
- праздники, которые придумываются взрослыми с целью доставить детям радость ( например: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Оригами» и др.).
Праздники занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.
Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада, опыт работы педколлектива.
Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.
Оформление яркое, красочное, торжественное. В подготовке участвует весь педагогический коллектив д. сада, но особая роль отводится муз. руководителю и воспитателю возрастной группы. Основная нагрузка ложится на взрослых.
На праздниках дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития.
Развлечения. Этот вид культурно-досуговой деятельности компенсирует рутину, безэмоциональные моменты в повседневности. Развлечения вызывают чувство радости у детей и неподдельный интерес. К участию в развлечениях привлекаются родители воспитанников.
Развлечения в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.
Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей:
• Радуют их
• Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями
• Содействуют творческой активности
• Организации дружного коллектива
• Способствуют всестороннему развитию (дошкольники знакомятся с различными видами искусств и литературой, их лучшими образцами; возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус; способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу; позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и уверовать в свои возможности).
Виды развлечений:
- концерты: (могут быть приглашённые артисты или сами дети).
тематические, исполнение музыкальных произведений, литературных произведений;
произведения народного творчества;
детской художественной самодеятельности, музыкально-литературные;
- народные игры: потешки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности;
- познавательные вечера:
КВН и викторины, посвященные жизни и творчеству композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов;
обычаям и традициям народа, региона, страны;
экологические и посвященные природным явлениям и др. ;
- спортивные: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, веселые старты, аттракционы спортивного содержания;
- театрализованные представления: (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя).
Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.
Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров: народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.
Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.
Инсценировка на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах.
В старших – показывают дети.
Инсценировка сказок, рассказов, песен, сценки (в старших группах сами дети).
детская музыкальная опера, мюзиклы, музыкальные ритмопластические спектакли;
- забавы: масленичные и рождественские гуляния, вечера загадок и сюрпризов.
- Зрелище: посещение театра, музея, цирка, просмотр видео и телефильмов, детских телевизионных передач, слушание аудиозаписей
На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, приобрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества, такие как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, жизнерадостность и т. д.
К организации развлечений предъявляются следующие требования :
- разнообразие содержания;
- художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;
- занимательность содержания, новизна его элементов;
- доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;
- направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,
- соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида
К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.
Продолжительность досугов зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.
• в первой младшей группе — 20– 25 минут;
• во второй младшей группе — 25–35 минут;
• в средней группе — 35–40 минут;
• в старшей группе — 40-50 минут;
• в подготовительной группе — 50-60 минут.
Проведение досугов должно быть систематичным и продуманным.
Составляется перспективное планирование организации КДД музыкального руководителя.
Оно предполагает проведение мероприятий совместно с преподавателем физической культуры, педагогами дополнительного образования, воспитателями. Составляется план взаимодействия с педагогами.
Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен нести новизну, быть сюрпризом. Ответственные за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги ( оптимальным является чередование организаторов детского досуга: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, и др.).
Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтических вечеров, инструктор по физическому развитию – спортивные развлечения в спортивном зале или на улице, музыкальный руководитель - музыкальные гостиные, вечера любимых песен, и др. Эти и другие формы развлечений планируются и проводятся четыре раза в месяц для каждой группы.
Например, в нашем ДОУ в любой возрастной группе досуги проводятся ежемесячно по графику:
1 раз в неделю –физкультурный досуг
1 раз в неделю праздник или музыкальное развлечение
2 раза в неделю досуг организует воспитатель
Итого 4 раза в месяц.
Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение отводится в свободное время в образовательном процессе в утреннее и вечернее время.
При планировании досуга мы учитывается время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в нашем детском саду
Например, вечер игр после Нового года посвящен зимним забавам, в которые дети играли на празднике. Осенью вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме
В марте я организую с детьми 6-7 лет игры с инструментами как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».
Развлечения вызывают чувство радости у детей и неподдельный интерес. Вместе с тем появляется стимул к получению новой информации, а если ребёнок является участником развлекательного действия — совершенствуются и закрепляются практические умения и навыки, приобретённые во время занятий.
Организация досугов требует учета возрастных особенностей детей
Возраст 3-4 года
У детей четвертого года жизни: непроизвольность и небольшой объем внимания, утомляемость, спонтанность в проявлении эмоций. Им еще недоступно понимание соревнования (кто быстрее, поскольку для них интересен сам процесс. Любимые забавы малышей – это прятки и догонялки. На этой основе я варьирую различные игровые ситуации со сказочными персонажами: Петушки убегают от Лисы, Зайцы прячутся от Волка, Поросята разбегаются по своим домикам, и т. д. Дети любят, когда обращаются именно к ним, называя по имени. Для них важен тактильный контакт: погладить Зайчика, покормить Петушка. Дети с удовольствием выполняют игровые действия по показу. На этой основе можно импровизировать инсценирование детских песенок, маленьких сказок, стихов и потешек.
Например, на развлечении «Песенные посиделки» взрослые или старшие дети исполняют знакомые песни, сопровождая их образными движениями, которые повторяют малыши (чаще всего они подпевают и двигаются одновременно). На таких развлечениях широко используются мягкие игрушки, театральные куклы, приглашаются сказочные персонажи, которых играют старшие дети или взрослые.
Дети с большим удовольствием двигаются под музыку. организую движение в виде простейшего танца или образного движения, например, «выход медведя», использую детали костюмов (шапочки персонажей, яркую атрибутику - платочки, искусственные цветы, колокольчики, ленточки, и др.
Кульминацией детских развлечений является сюрпризный момент. Чаще всего, это появление сказочного персонажа, который приносит какие-нибудь игрушки, а затем проводит с детьми игру.
Кукольный театр для малышей показывают дети 6-7 лет. Кукольный театр завершается общим просмотром мультфильма по той же сказке.
Содержание досуговой деятельности выстраивается на основе интеграции различных образовательных областей: изобразительной деятельности, детской художественной литературы, музыки, и др.
Возраст 4-5 лет
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, у них лучше развита произвольная память, внимание, речь. В «Песенных посиделках» дети 4-5 лет уже более активны, они могут исполнять 2-3 любимые песни из репертуара младшей группы. Одновременно педагог может им спеть более сложную песню с ярким воодушевляющим припевом, который все дети научатся повторять, а может быть и подыгрывать себе на шумовых инструментах. Важно петь, сидя с детьми в кругу, что всех объединяет и превращает детский «хор» в истинное музицирование, цель которого — пение для себя. Поскольку пение будет происходить без аккомпанемента, песни должны быть предельно простыми, например, «Петушок», «Зайчик». «Вышла курочка гулять».
Дети 5-го года жизни уже по-другому воспринимают театральную игру, принимая роль «артиста» и «зрителя». Обыгрывание маленьких песенок (например, народной песни «Белые гуси», или «На мосточке» А. Филиппенко, стихотворений, маленьких сказок («Теремок». «Колобок») может быть импровизационным с использованием различных видов кукол или в форме драматизации.
Возраст 5-6 лет
В развитии произвольности внимания, памяти, поведения детей 5-6 лет происходит «скачок» : старшие дошкольники способны к более длительному произвольному вниманию, легко запоминают загадки, тексты небольших стихотворений и песен. Дети 6-го года жизни более самостоятельны в исполнительской деятельности, могут выполнять действия не только по показу, но и в соответствии со своим замыслом (а не просто спонтанно, как было в младшем возрасте). Это открывает новые возможности в расширении тематики досугов, использования различных форм интеграции.
Танцевальные развлечения могут быть организованы в форме детской дискотеки, импровизации свободных ритмичных танцев под современную музыку, что способствует спонтанному выбросу физической и эмоциональной энергии детей. Другой вариант - сочинение танцев, в которых найдут место сольные импровизации детей. Образно-игровые движения, столь любимые детьми, могут соединяться с ряженьем и стать спонтанным маленьким спектаклем на 2-3 минуты.
Возраст 6-7 лет
У детей 7-го года жизни уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений
Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе.
Дети проявят яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают содержание многих литературных произведений (большинство детей в этом возрасте уже сами читают).
Тематика музыкальных фильмов, рекомендованных для досугов, может быть дополнена сказочными операми на основе классической музыки: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», мультфильмом «Щелкунчик».
«Песенные посиделки» как развлечение приобретают новое качество и могут стать истинно любимым музицированием, так как репертуар, накопленный за несколько лет в детском саду, позволяет делать выбор и попеть всем от души. Сюжетные песни во время развлечения могут быть инсценированы, некоторых персонажей дети озвучивают шумовыми инструментами.
В своей работе использую такие формы развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки. Например:
• «Песенные посиделки» — пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен;
• «Мы играем и поем» — игры с пением (по показу, без предварительного разучивания, аттракционы;
• «Танцевальное ассорти»— свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;
• «Магазин музыкальных игрушек» — свободные игры с инструментами, которые могут заканчиваться импровизированным оркестром.
• «Кукольный театр» — всевозможные варианты кукольных представлений: от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;
• «Кинофестиваль» - просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам, операм, балетам в условиях музыкального зала;
• «Театральные встречи» — выступления бывших выпускников, театральных групп с различными спектаклями в детском саду;
• «Посиделки с родителями» - совместные развлечения, на которых родители исполняют (по желанию) песни, танцы, читают басни, стихи, и др.
Развлечения не требуют такого большого и кропотливого труда, как это бывает на праздниках. Дети легче идут на контакт, их не смущает та большая ответственность и эмоциональные переживания по поводу собственного выступления. Тут есть возможность импровизировать, вступать в споры, меняться ролями, самостоятельно опробовать разные виды деятельности. Тут нет официальности, торжественности, заорганизованности.
В нашем саду традицией стало приглашать родителей на развлечения. Они с удовольствием принимают участие в играх, хороводах и конкурсах.
В течение учебного года проводятся консультации для родителей, на которых указываются задачи организации досугов в детском саду, намечается план будущих культурных событий, поощряется инициатива родителей в подготовке и участии в мероприятиях, даё тся список рекомендаций для организации домашнего досуга: Таким образом, родителям предоставляется возможность сотрудничать с педагогическим коллективом ДОУ и стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Многие развлечения мы стараемся связать с народными традициями. Хотя из года в год они повторяются, но в разных вариантах и формах проведения.
На Рождество мы с воспитателями и с детьми с удовольствием наряжаемся в костюмы, ходим по группам и колядуем.
На Масленицу устраиваем веселые традиционные игрища с песнями, танцами, конкурсами на улице.
По мотивам русских народных сказок проводим театральные недели в детском саду 2 раза в год
Главной, приоритетной задачей КДД является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что является чрезвычайно важным для современного ребенка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни). Реализация этого условия требует от педагогов сделать детский досуг игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения психологического комфорта необходимо следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать то-то не так).
Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов – это три «И» : Интеграция - Игра - Импровизация. Если педагоги владеют этими тремя «ключами», значит, они готовы к организации и проведению легких и веселых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к их переутомлению).
Именно поэтому я стараюсь найти такие формы работы с детьми, которые были бы и интересны и полезны и имели интерактивную форму участия детей. Сегодня я познакомлю с авторской формой организации развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Фестиваль русской народной культуры»
Преимущество данной технологии в том, что она не требует специальной подготовки детей. Предполагает активное участие родителей и педагогов дополнительного образования.
В процессе мероприятия дети с помощью маршрутного листа последовательно движутся по станциям.
Изюминка заключается в том, что виды детской деятельности постоянно меняются, время пребывания не затянуто, мы отводим 10 минут, это позволяет предупредить утомляемость и потерю интереса, помогает создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку.
Познакомлю со структурой данного мероприятия.
1 часть- торжественное открытие фестиваля. В данном мероприятии мы привлекали учащихся школы №20.