Валентина Викторовна Батяева
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «Кукла-закрутка»
▼ Скачать
«Кукла-закрутка»
Ручной труд в старшей группе
Цель. Совершенствовать умение изготавливать кукол; учить работать с материалом и бережно относиться к готовым изделиям; обогащать словарь (кукла-закрутка, хлопчатобумажная ткань); знакомить с малыми формами фольклора (колыбельные песни, потешки); развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; стимулировать развитие коммуникативных навыков; воспитывать ценностное отношение к семейным и народным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Публикация «Конспект занятия по ручному труду в старшей группе „Кукла-закрутка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Предварительная работа. Беседы о куклах и народных костюмах. Консультация для родителей «Кукла-самокрутка-игрушка для детей». Дидактические игры: Как раньше и как сейчас», «Оденем куклу», «Волшебный сундучок». Выставка изделий юных модельеров «Твой народный костюм».
Материал. Ткань белого цвета (30х30 см для туловища, 30х40см для рук, белая тесьма, наборы традиционной русской одежды (платья, головные уборы, аксессуары).
Ход работы
Воспитатель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, сколько гостей-родителей и детей из других групп пришло сегодня к нам! Давайте поздороваемся с ними! (Дети приветствуют гостей.) Сегодня мы научимся делать куклу. Какаю?
Стук в дверь. На пороге появляется почтальон.
Почтальон. Здравствуйте, дети и взрослые! На адрес вашего детского сада пришла посылка. Получите ее, пожалуйста!
Воспитатель (открывает посылку). Посылка пришла к нам из города Сергиева Посада. Он находится в Московской области. Пишет директор Музея игрушки Российской академии образования Александр Умарович Греков. «Уважаемые педагоги и воспитанники детского сада «Ягодка»! Я работаю директором Музея игрушки. Он основан в 1918 году и является самым крупным музеем игрушки в нашей стране: здесь самые лучшие и необыкновенно красивые куклы. В настоящее время коллекция насчитывает свыше 30 тысяч экспонатов, среди которых игрушки разных стран и народов, и не только куклы, но и детская игрушечная посуда, живописные детские портреты ХVIII-ХХ веков. Наш музей посещают дети детских садов и школ Москвы и московской области. Других регионов России. Посетители музея интересуются историей, культурой, традициями народов. У меня к вам большая просьба: пришлите, пожалуйста, экспонаты для нашего музея. В подарок посылаем вам куклу-закрутку «Нянюшка». С уважением, Греков Александр Умарович».
Посмотрите, какую замечательную куклу нам прислали! Вам понравилась? Давайте и мы сделаем в подарок для Музея игрушки мордовскую куклу-закрутку, нарядим ее в традиционную одежду, чтобы посетители музея поближе познакомились с нашим прекрасным краем- Мордовией.
Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть!
Может, где то бывает красивей,
Но не будет родне, чем здесь!
Воспитатель. Кукла известна с глубокой древности и всегда находила свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где живет человек: от суровых, заснеженных арктических просторов до знойных, безводных песков пустынь, кукла - неизменный его спутник. Как кукла приходит в наш дом?
Девочки вспоминают, что некоторых кукол им подарили, купив в магазине; других - они сами рисовали и вырезали из бумаги, а были и такие, которых им сворачивали или шили бабушки.
Воспитатель. У каждого есть любимая кукла. Кто хочет рассказать о своей кукле? (Рассказы детей.) Куклу создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения, усердия, терпения своего создателя. У каждого народа свои куклы. Сейчас я приглашаю вас посетить наш музей кукол. В котором несколько экспозиций: современные фабричные, театральные, тряпичные куклы (показывает). А здесь вы видите современных кукол, одетых в традиционные костюмы народов Мордовии.
Во все времена девочки больше всего любили играть с куклами. Кукла для девочки словно ребенок для мамы. Они укладывали их в люльки, читали им сказки и пели колыбельные песни. Так кукла помогает стать добрыми и чуткими. А какими куклами играли наши прабабушки и бабушки, когда не было фабрик по изготовлению кукол? (Ответы).
Вы уже познакомились с куклой-закруткой, которую нам прислали в подарок. Их в старину скручивали из ткани, отсюда и произошло ее название. Такая кукла была традиционной не только у русского народа, но и у других народов, в том числе и у нашего. В работе не используются ножницы и иголки. Куклу делали, закручивая ткань и перевязывая ее тесьмой или хлопчатобумажными нитями. (Показывает куклу- закрутку, одетую в традиционный костюм Мордовии). А вы хотите сами сделать такую? (Ответы).
Сегодня я научу вас делать такую куклу. А потом мы нарядим ее. Возьмем хлопчатобумажную ткань и свернем ее в плотную трубочку. Затем согнем ее пополам, чтобы концы трубочки совпали. Это туловище куклы. Теперь выделим голову. Для этого нужно, отступив от верхнего сгиба, перевязать белой тесемкой туловище. Сейчас мы сделаем нашей кукле руки. Для этого возьмем меньший по размеру прямоугольный кусок хлопчатобумажной ткани и свернем его в тугую трубочку. Затем подложим эту трубочку под основание головы, перевяжем еще одной тесьмой. Теперь у нас получилась настоящая тряпичная кукла. Вот ее голова, туловище и руки. А чтобы кукла стала нарядной и красивой, сделаем ей наряд. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика. Звучит национальная музыка, дети самостоятельно конструируют кукол.
Воспитатель. Вот и получилась у каждого из вас кукла, а теперь нарядим ее! Полюбуйтесь на них! Предлагаю нарисовать куклам лица. Девочки, посмотрите друг на друга. Как вы сейчас выглядите? Какое у вас настроение? А какое настроение у меня? (Ответы.) Как вы это определили?
Дети. По глазам.
Воспитатель. Да, действительно, глаза - зеркало души. В них отражается и печаль, и радость. В далекие времена кукле не рисовали глаза и лицо. Но мы с вами отойдем от этих традиций и нарисуем лица нашим куклам-закруткам. Возьмите в руки фломастеры и нарисуйте лица куклам. Пока рисуете, подумайте, какими именами вы их назовете.
Воспитатель предлагает детям пройти к предметам быта (люлька, хинкальница, керамические кувшины, ткацкий станок, ковер, диван, расположенным в зале, и поиграть со своими куклами.
Воспитатель. Чем мы сегодня занимались? Какую куклу мастерили? Почему она так называется? А сейчас давайте выставим ваших кукол- закруток в музее кукол детского сада, чтобы дети и родители могли полюбоваться их красотой. А потом мы их отправим в далекое путешествие, в знаменитый Музей игрушки Сергиева Посада!
Под звуки народной мелодии дети общаются, рассматривают экспонаты музея.