ЖУКОВА НАТАЛЬЯ
Крупотерапия как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В. А.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Публикация «Крупотерапия как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Крупы. Поделки из круп
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
Использование таких технологий решает целый ряд задач:
• закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
• мотивация детей на здоровый образ жизни;
• формирование полезных привычек;
• формирование валеологических навыков;
• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время была связана с жестикуляторной речью.
Движения пальцев рук постепенно совершенствовались — из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом сензитивном периоде необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, мелкую моторику.
Инновационные приемы воздействия становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий. Но мне хочется остановиться на том, который я использую уже не первый год, и на мой взгляд, является целесообразным и эффективным, интересен детям – это крупотерапия.
Суть этой технологий понятна исходя из её названия.
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики пальцев рук. Крупотерапия – одна из разновидностей игровой терапии, традиционные игры с крупой. Крупотерапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Ребенок копает, лепит, рисует на крупе, создает на ней отпечатки, что-то говорит…
«Крупотерапия» – это техника, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Игра с крупой выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Для занятий крупотерапией целесообразно использовать пластиковую, деревянную чашку, коробку, на половину или на три четверти заполненную сыпучими материалами – рисом, горохом, гречневой крупой, фасолью, семенами подсолнечника, ракушками, макаронами. Также в контейнер (сухой бассейн) можно разместить крупу разных видов.
Крупотерапию используем периодически в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагаем чаще, так как отмечено успокаивающее действие сухого бассейна. Ввиду расположения на кончиках пальцев большого количества нервных окончаний, использование данной техники стимулирует речевые центры.
При работе с крупой использую следующие игры
Игра «Золушка» (Помощники)
Раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами
Игра «Разноцветные дорожки»
Из круп разного вида дети насыпают дорожки.
«Игра с горошком»(пальчиковая игра)
На стол насыпать горох и катать его, нажимать пальчиками.
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
Пальчик, пальчик, мой хороший.
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай и другому передай.
Игра «Горох- фасоль»
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей разной формы и из разного материала, дети по описанию должны отыскать. В этой игре идет закрепление умения образовывать относительные прилагательные. Можно на ощупь определить название семян, бобовых, а также найти букву, что бы выложить слово.
Рисование на разноцветном подносе.
Для этого надо высыпать манную крупу на поднос ровным слоем. Сначала рисую сама. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Провести пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: буквы, цифры, хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.
Игра для самых маленьких «Покормим птичек»
Выкладывание
Выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам, цифр, фигур.
Игра «Каша»
Кушая кашу каждый день, не каждый ребенок знает название каши и из какой крупы она сварена. Организуя эту игру, дети узнают все это и учатся образовывать относительные прилагательные.
В сухом бассейне дети обыгрывают сюжетные игры с животными. Фантазии нет границ.
Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, необходимо проводить их в игровой форме: действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием палочек, с открытыми и закрытыми глазами.
При перебирании пальчиками сыпучего материала у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.
Из опыта работы отмечаю, что детям никогда не надоедает играть в сухом бассейне, с крупой. Они сами становятся инициаторами новых игр. Каждый день придумывают что-то новое.