Светлана Кожевникова
Проект «Ковролинограф и его использование в играх и на занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Ковролинограф и его использование в играх и на занятиях.»
Автор:
Кожевникова С. В.
Воспитатель 1 котегории.
1. Актуальность и реализация педагогического проекта
При проведении мониторинга, я выявила проблему: результаты мониторинга показали, что показатели познавательно-речевого развития детей значительно ниже других показателей. В связи с этими результатами возникли следующие вопросы:
1) Как повысить познавательно-речевой уровень развития малышей;
2) Достаточно ли разнообразна развивающая среда для познавательно-речевой деятельности малышей.
Публикация «Проект „Ковролинограф и его использование в играх и на занятиях“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Фланелеграф, ковролинограф
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Поставленные вопросы помогли определить тему педагогического проекта «Обновление развивающей среды. Создание ковролинографа».
Ковролинограф – это удобное приспособление для игр и занятий. Прототипом ковролинографа был фланелеграф. Фланель, которая использовалась для него, обладает свойством прищеплять к себе другие кусочки фланели. Для фланелеграфа использовались бумажные картинки, приклеенные на фланель. Фланелеграф необходимо устанавливать под наклоном, чтобы картинки удерживались на поверхности. От резких и неаккуратных движений, картинки могут падать.
Для игры на ковролинографе используются бумажные картинки, картинки из коврового материала и других различных материалов. Липучки легко пришиваются, клеятся или крепятся степлером. На мой взгляд, для детских занятий ковролинограф более удобен по нескольким причинам:
• картинки и игрушки легко крепятся на ковролин, не падают;
• чтобы ее оторвать необходимо приложить усилие.
Для активных малышей с пока еще несовершенными движениями очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения.
Традиционный ковролинограф - это кусок петельчатого однотонного ковролина, прибитый к стене и оформленный рамкой из деревянных реек. Можно обойтись и без рамки, но для аккуратности лучше обработать края оверлоком.
После оформления ковролинографа возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия «педагог – дети – родители».
1. Определение целей, задач, участников проекта, его длительность
Цель проекта :
Развитие у ребенка 2-3 лет в детском саду и дома познавательно-речевых способностей через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательно-речевой, художественно-эстетической с помощью ковролинографа.
Задачи для детей:
• Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
• Воспитывать дружеское отношение друг к другу, развивать взаимопонимание с детьми и взрослыми при совместном использовании ковролинографа.
Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для познавательно-речевого развития детей.
Задачи для педагога:
Развивать любознательность, речь, познавательные интересы и способности у детей раннего возраста.
Участники проекта :
1) Педагоги и сотрудники: воспитатель, младщий воспитатель;
2) Дети 1 младшей группы;
3) Родители.
Длительность проекта :
8 месяцев.
Ожидаемый результат.
Дети: проявляют интерес к деятельности с ковролинографом; овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении картинок и игрушек; проявляют дружеское отношение друг к другу; учатся взаимодействовать.
Родители: обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
2. Этапы реализации проекта
Реализация проекта включает в себя 3 этапа.
1. Подготовительный этап.
Определение педагогом темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап реализации.
a) Содержание деятельности родителей:
• подбор тематических картинок и их подготовка к использованию на ковролинографе;
• изготовление дидактических игр.
b) Содержание деятельности педагога:
• эстетическое оформление дидактических игр;
• написание перспективного плана мероприятий, занятий, игр с использованием ковролинографа; создание презентации на данную тему.
Перспективный план игр и занятий.
Сентябрь Дидактическая игра «Овощи и фрукты»
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей и фруктов. Обогащать словарный запас.
Октябрь Сенсорная игра «Кто живет в воде?»
Цель: Познакомить детей с рыбками и животными, обитающими в воде.
Продолжать учить детей активно участвовать в беседе, активизировать и пополнять их природоведческий словарь.
Развивать внимание, мышление, память, учить отчетливо, произносить слова, развивать мелкую моторику и координированные движения рук.
Воспитывать интерес к обитателям воды, развивать общие познавательные интересы у детей.
Ноябрь Беседа «Наши игрушки» (использование предметных картинок)
Цель: Развивать понимание речи взрослых. Формировать навыки договаривать слова. Узнавать игрушки изображенные на картинках, после прочтения стихотворений. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и картинкам.
Декабрь Дидактические игра «Веселые гномы».
Цель: знакомить детей с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре радуги; воспитывать внимательность и усидчивость.
Январь Рассказывание сказки «Теремок»
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, благодаря использованию ковролинографа; упражнять в словообразовании. Закреплять усвоенные ранее навыки наклеивания
Февраль Сенсорная игра «Разноцветные зонтики»
Цель: продолжать учить детей выбирать предметы определенного цвета по словесному обозначению или показу;
развивать зрительную память;
формировать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаясь при ее выполнении.
Март Дидактическая игра «Вот веселая семейка: Петушок да курица…»
Цель: Продолжать обучать детей выбирать предметы определенного цвета по словесному обозначению или по показу, развивать зрительную память; закреплять в речи детей названия основных цветов; закрепить знания о домашних птицах.
Апрель Итоговое мероприятие: Выставка игр и пособий, сделанных в группе и в домашних условиях.
Цель: развивать у детей внимательность; учить рассматривать игры; вызвать желание поиграть в одну из них.
3. Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
1) Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательно-речевую и др.);
2) Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на оформленные дидактические игры и сказки;
3) Использование ковролинографа совершенствует способности у детей:
• развивает логическое и творческое мышление, внимание, воображение, память;
• развивает координацию общей и мелкой моторики, ориентацию в пространстве;
• развивает зрительное, тактильное и слуховое восприятие;
• сплачивает группу, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками;
• создает положительный эмоциональный настрой в группе;
• развивает умение действовать соответственно правилам игры.
4) Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на повышение показателей;
5) Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия «педагог – родители».
6) Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Таким образом, совместные занятия и игры с педагогом, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий и развивающей среды делает пребывание ребенка в дошкольных учреждениях радостным и полезным.
Перспектива на будущее: разработать перспективу проекта «Веселые игрушки».
Литература
1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. : Просвещение, 1988. – 210 с.
2. https://33cows.blogspot.ru/2013/02/blog-post_5.html
3. https://www.babyblog.ru/community/post/rukodelie/1867129
4. https://www.solnishko.lv/index.php/124-bebi-klub/razv/1368-kovrolinograf
5.https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/konspektyi-zanyatiy-po-oznakomleniyu-s-hudozhestvennoy-literaturoy/news6323.html
6. https://vospitatel.com.ua/zaniatia/igry/kartoteka-podvijnyh-igr.html