Юлия Адамова
Коррекционный уголок группы для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речи является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей.
Публикация «Коррекционный уголок группы для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в группах для детей с ТНР. Деятельность детей (самостоятельная и под руководством педагога) наиболее продолжительна. Предметно-развивающая среда обогащает опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включает в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.
В своей группе я организовала речевой уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало; игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью я создаю условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
В основу наполняемости речевого уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляю на основе рекомендаций учителя-логопеда, что делает взаимодействие тесным и плодотворным. Игровой и дидактический материал заменяю или пополняю в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.
Дидактическое оснащение речевого уголка соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи.
Весь материал соответствует возрасту детей. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по лексическим темам предполагает системность в моей работе. Использую игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, это обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал всегда доступный для детей. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Она регулируется воспитателями в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами.
Создавая развивающую среду группы, уделяла большое внимание эстетике речевого уголка, учитывала, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребёнка. Оформление уголка должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время стараюсь научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Речевой уголок я организовала в хорошо освещённом месте, несколько удалённом от игровой зоны, чтобы условия для занятий были более комфортные. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий. Доступ к уголку удобный : дети сами могут подходить к нему и заниматься.
Речевой уголок я наполнила по разделам:
1. Артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Описание взяла из методической литературы: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения».
2. Мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, карандаши и т. д.
3. Дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.
4. Психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.
5. Фонематический слух: игры на дифференциацию звуков.
6. Звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.
7. Лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные); развивающие пазлы, игры «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», лото и др.
8. Грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.
9. Связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.
10. Обучение грамоте: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», буквы, азбуки, кроссворды, ребусы и др.
Занятие в коррекционном уголке я провожу во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатываю артикуляцию звуков, автоматизацию в словах на предметных картинках. Составляем предложения и небольшие рассказы с этими словами. С группой детей организовываю игры по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса. Дети сами подходят к логопедическому уголку : делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
Считаю, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок. Стараюсь следовать этим условиям.
Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.