Нина Некрылова
Коррекционно-дефектологическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Образовательная область.
Познавательное развитие.
Краткосрочный проект:
«Коррекционно-дефектологическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников»
Выполнила:
Некрылова Нина Александровна
Учитель- дефектолог
с. Великовечное, 2023г
Публикация «Коррекционно-дефектологическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
«Коррекционно-дефектологическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников»
Актуальность проблемы и перспектива.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. «Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися». (Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»). Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфии. На сегодняшний день под понятием дисграфии понимается – частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции дисграфии у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность, играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребенком соответствующих речевых и других навыков.
Дисграфия и дислексия никогда не возникают «из ничего». Дети, страдающие нарушениями чтения и письма, нуждаются в специальной дефектологической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Еще большие затруднения испытывают дети с ОНР, которое проявляется в нарушении не только произносительных, но и лексико-грамматической стороны речи. Такие дети становятся неуспевающими учениками. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Основная задача учителя-дефектолога - предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной различной тяжестью недоразвития речи, что повышает качество учебно-воспитательного процесса. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок письма и чтения очевидна для всех.
Ведущая педагогическая идея.
Своевременное выявление учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставание в усвоении программного материала в школе. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствует развертыванию творческих сил личности ребенка, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, к приобретению знаний.
Цель: составить адекватное представление о профилактике дисграфии и дислексии у несовершеннолетних школьников, планировать и осуществлять дефектологическую работу в соответствии с полученной информацией, прогнозировать возможный результат коррекционно-развивающей работы.
Пути реализации идеи:
1. Изучение психолого-педагогическую литературу о предупреждении нарушений письма и чтения у школьников.
2. Осуществление коррекционной работы, направленной на формирование и развитие компонентов, лежащих в основе письма и чтения.
3. Систематизация игры и игровых упражнений для предупреждения нарушений чтения и письма.
4. Повышение педагогической грамотности воспитателей и родителей по данной теме;
5. Пополнение коррекционно-развивающей среды кабинета.
Основные этапы работы :
1 этап. Определение круга источников информации, поиск и составление списка литературы по данной теме.
2 этап. Изучение передовых исследований логопедов, дефектологов, учителей, занимающихся проблемами профилактики дисграфии и дислексии, обзор информации в Интернет-сети, широкое применение ресурсов Интернет для ознакомления с опытом коллег, посещение семинаров, занятий воспитателей. Изучение нормативно-правовой базы об организации работы с целью оптимизации работы.
3 этап. Проектирование работы по данной теме, составление плана работы.
4 этап. Практическая деятельность.
1. Содержание коррекционно-дефектологической деятельности по предупреждению дисграфии и дислексии у несовершеннолетних.
Основными направлениями работы по предупреждению нарушений процессов письма и чтения являлись:
- проведение дефектологического обследования несовершеннолетних 7-12 лет, исследование неречевых психических функций, состояния моторной сферы;
- преодоление нарушений звукопроизношения;
- коррекция нарушений письменной речи;
- развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико- грамматического строя речи;
- обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.
К мерам ранней профилактики относится целенаправленное развитие у детей тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения навыками письма и чтения. Таким образом, помимо непосредственной коррекции речевого дефекта проводилось развитие психологической базы речи. Данная работа велась по следующим направлениям:
1. Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.
2. Развитие моторики и графомоторных навыков.
3. Формирование и совершенствование пространственных представлений.
4. В процессе работы способствовать развитию у детей следующих психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей.
5. Формирование навыков чтения.
6. Формирование навыков учебной деятельности: умение действовать по словесной инструкции, контроль за собственными действиями.
Практическая часть начиналась с традиционного обследования речи и психических процессов детей. Чем раньше проведено обследование несовершеннолетнего, тем выше вероятность того, что работа будет иметь профилактический характер, корректирующий затруднения в овладении письмом и предупреждающий возникновение его стойкого нарушения. Выявляемое при обследовании количество учащихся с предпосылками возможных нарушений чтения и письма, свидетельствовало о необходимости целенаправленной профилактической деятельности. На дефектологических занятиях в процессе работы с несовершеннолетними использовала различные виды коррекционной работы по устранению и предупреждению речевых недостатков в комплексе. Одновременно с работой над формированием фонематических процессов проводилась работа над артикуляцией и правильным произнесением звука в речи, уточнением, активизацией и обогащением словарного запаса, над развитием и совершенствованием грамматического строя речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций и над связной речью в целом. Кроме того, на занятиях уделялось много внимания развитию зрительного восприятия, мелкой моторики кисти руки, развитию ориентировки во времени и пространстве, развитию психических процессов. В структуру коррекционного дефектологического занятия всегда включала упражнения и игры на запоминание слоговых рядов и цепочек, слоговые таблицы и карточки для чтения, моделирование букв из палочек, упражнения «Закончи узор», пальчиковую гимнастику, физ. минутки на развитие пространственных представлений. Графические диктанты также являлись упражнениями коррекционно-развивающей направленности. Перед каждым графическим диктантом детям загадывалась загадка о том предмете, который они будут изображать на занятии, это стимулировало интерес к заданию, способствовало развитию слухового внимания, мышления, расширению словарного запаса и сведений об окружающем.
На основании своего практического опыта работы дефектологом в СРЦН можно отметить, что во всех областях коррекционно-образовательной деятельности по устранению недостатков устной речи должны обязательно присутствовать дидактические игры, как основной метод профилактики возможных впоследствии отклонений в развитии письменной речи.
Поскольку единой классификации дисграфии не существует, были взяты за основу общепризнанные ее формы, чаще всего встречающиеся в практике дефектологической работы. А именно: акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов, оптическая дисграфия, аграмматическая дисграфия.
С учетом данной классификации мною были предложены, модернизированы и дифференцированы дидактические игры по преодолению речевых нарушений и предупреждению дисграфии у детей :
1. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок акустической и артикуляторно-акустической дисграфии : «Назови слова», «Будь внимателен», «Скажи, как я», «Кто больше».
2. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов: «Кто больше», «Отхлопай слово», «Измени слово», «Антонимы» «Скажи наоборот», «Назови три предмета».
3. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии : «Найди фрагменты изображения», «Что пропало?», «Повтори рисунок по клеточкам», «Распутай буквы».
4. Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии : «Мы считаем», «Один, два, пять», «Большой-маленький», «Закончи предложение», «Из чего сделан».
Ценность занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятия. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными — это «мертвый груз». А главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя- дефектолога и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь несовершеннолетнего как устную, так и письменную.
Приложение 1: Комплексы дидактических игр.
2. Взаимодействие с родителями несовершеннолетних.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми. В работе с родителями использовала различные методы и формы: обсуждение результатов, консультирование, буклеты или обследования ребенка мной и на СМППК, вспомогательные наглядные средства (информационные стенды, пособия, буклеты). В ходе работы с родителями я пришла к выводу, что данный вид деятельности объединяет не только детей и воспитателей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители стали чаще интересоваться успехами своих детей.
Приложение 2: Буклеты: «Артикуляционная гимнастика»
«Дисграфия как проблема для родителей и средства ее решения»
Приложение 3: Консультация для родителей на тему: «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников»
3. Сотрудничество с воспитателями.
Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя. Оба они стремятся к общей цели – корректировать дефекты несовершеннолетних. Для этого воспитателю нужно, чтобы каждый несовершеннолетний имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Организуя работу в этом направлении, я активно выступала с различными сообщениями на педагогических советах, посещала занятия с целью определения степени овладения несовершеннолетними теми или иными речевыми умениями и навыками, что являлось основой для построения в дальнейшем коррекционной работы на дефектологических занятиях. Рекомендовала воспитателям дополнять и видоизменять их занятия направить косвенно на исправление речевых и письменных дефектов, вводить в их структуру упражнения по развитию речевого слуха, развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики рук и т. д. В соответствии с содержанием и планируемыми темпами подбирался дидактический материал, давались рекомендации в работе над рифмой, интонацией, ударением. В течение года присутствовала на педагогических советах, на которых знакомила воспитателей со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих овладение конкретными учениками чтением и письмом, с методами дефектологической работы. Все формы сотрудничества способствовали выработке единых требований к несовершеннолетнему.
Приложение 4: Консультация «Взаимодействие воспитателей и учителя- дефектолога (логопеда)»
Приложение5: Мастер- класс «Для чего нужна артикуляционная гимнастика и как она влияет на связную речь»
5. Результаты методической работы.
- разработка дидактического материала и наглядности по профилактике дисграфии и дислексии у несовершеннолетних (создание картотеки игр и игровых упражнений на развитие познавательных процессов и речи, оформление папок по обследованию речи и автоматизации звуков, изготовление карточек-заданий по развитию фонематического слуха и звукового анализа, и синтеза, составление конспектов индивидуальных и групповых занятий);
- при отчислении из дефектологической группы в большинстве несовершеннолетние:
• Получили полноценные представления о звуковой стороне речи;
• Овладели навыками языкового анализа и синтеза;
• Овладели навыками правильного письма и чтения;
• Получили развитую связную речь.
Результаты работы по коррекции (развитию) письменной речи и чтения за 3 месяца.
Таким образом, изучение данной темы и применение ее материалов на практике дало положительный результат в предупреждении и коррекции нарушений письменной речи.
Профессиональная деятельность на перспективу:
- Продолжить работу над профилактикой нарушений устной и письменной речи несовершеннолетних; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость детей, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии.
- Расширить сотрудничество с педагогами и родителями, продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности.
Список литературы:
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся массовой школы. М., 1991 г.
Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие СПб., 1997.
Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы.
Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи.
Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
Парамонова Л. Т. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.
Парамонова Л. Т. Дисграфия : диагностика, профилактика, коррекция.
Поваляева М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи.
Правдина О. В. Логопедия.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.