Ирина Мироновская
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста с использованием инфографики
▼ Скачать + Заказать документы
«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». К. Д. Ушинский.
На современном этапе развития системы дошкольного образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.
Публикация «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ дошкольного возраста с использованием инфографики» размещена в разделах
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, ежегодно увеличивается. В связи с этим возрастает актуальность проблемы педагогической помощи и обучения детей с ОВЗ.
Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ, поэтому они нуждаются в особом индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной образовательной программы.
Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ОВЗ в нашем детском саду разработаны 4 адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования :
- для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- для детей с задержкой развития;
- для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой;
- для детей с умственной отсталостью тяжелой и глубокой,
по которым ведется работа.
3 - 4 слайд
Хочу с вами поделиться методами и приемами, которые использую в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Это традиционные и нетрадиционные методы.
К традиционным методам относятся:
1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).
2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).
3. Практические (практические упражнения, графические работы).
1. При использовании словесных методов в коррекционной работе я четко формулирую вопросы, часто использую одноступенчатую инструкцию, неоднократно повторяя ее. Мой рассказ лаконичен, четок, эмоционален и выразителен.
2. Особенно широко применяю наглядные методы. Специально планирую и применяю наблюдение - как целенаправленное восприятие объекта или явления. В коррекционной работе я применяю принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств. Иллюстрационный материал подбираю, чтобы был понятен детям, не имел множества лишних деталей, соответствовал изучаемой теме. Схемы предельно четкие и доступны пониманию детей.
3. Из практических методов в работе с детьми с ОВЗ применяю упражнения и дидактические игры. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей, ослабленной памятью, трудностями восприятия. Исходя из опыта своей работы, видно, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Овощи» ребенку необходимо наглядно показать овощ, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.
Нетрадиционные формы и методы работы помогают мне в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
1. Музыкотерапия – я использую музыку для расслабления ребенка, при релаксации в промежутках между занятиями.
2. Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Фиолетовый цвет в небольших количествах способствует выработке гормонов радости, обладает успокаивающим воздействием при нервных и психических нарушениях.
3. Пескотерапия – песок поглощает негативную энергию у ребенка, очищая и стабилизируя его эмоциональное состояние.
5 слайд
В своей работе особое внимание уделяю инфографике.
Инфографика - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Актуальность инфографики обусловлена тем, что у детей преобладает зрительно-образная память.
Задачи инфографики : совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, символами, передача данных в кратком и необычном виде.
Принципы создания инфографики : наглядность, актуальность, лаконичность, образность, последовательность и эстетичность.
6 слайд
В речи детей с ОВЗ существуют множество проблем:
• Неумение согласовывать слова в предложении;
• Маленький словарный запас;
• Нарушение звукопроизношения;
•Неспособность построить монолог.
• Неспособность правильно регулировать темп и громкость речи.
7 слайд
С помощью метода инфографики развиваются все стороны речи:
- внимание;
- усидчивость;
- интерес к обучению;
- воображение;
- зрительная и слуховая память;
- развивает кругозор;
- логическое мышление;
- мелкую моторику.
8 слайд
Самая востребованная техника инфографики в детском саду - мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. Инфографика служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОВЗ. Я ее использовала для :
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
9 слайд
Инфографика (мнемотехника) строится от простого к сложному. Я начинала свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перешла к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
10 слайд
Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – это ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.
11- 12 - 13 слайд
Мнемотаблица– это целая схема, в которую заложен текст.
Последовательность работы с мнемотаблицами строится в три этапа:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
14 – 15 слайд
С помощью таких мнемодорожек разучиваю с детьми чистоговорки.
16 - 17 слайд
Особенно эффективна инфографика при разучивании потешек и стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание мы с ребенком придумывали картинку или знаки –символы и все зарисовывали схематически. После этого ребенок, мог использовать графическое изображение, воспроизводя потешку или стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовую план - схему, а по мере обучения ребенок включался в процесс создания своей схемы. Эти схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку с ОВЗ воссоздать услышанное.
18 – слайд
Параллельно с инфографикой использую речевые игры, настольно-печатные игры, что помогает детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Дети могут самостоятельно работать индивидуально и в группах.
19 – слайд
Уважаемые коллеги! В конце своего выступления, использованный мною данный материал позволил мне добиться следующих результатов:
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, повысилась мотивация к учебной деятельности;
- появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- дети преодолели робость и застенчивость.
20– слайд
Спасибо за внимание!