Дарья Коньякова
Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартрией
Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является речевое развитие детей в различных его аспектах, в частности, это касается формирования у дошкольников правильного звукопроизношения, различения звуков, развитие у них артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, создает предпосылки к формированию умения правильного построения предложений и пр.
Темочки:
- Дизартрия
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
«Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, которые страдают недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями письма)» Иначе говоря, одной из важнейших причин дизартрии у детей дошкольного возраста является фонетико- фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Преодолеть данное нарушение можно только путем проведения целенаправленной логопедической работы, нацеленной на коррекцию фонематического недоразвития и звуковой стороны речи. Кроме этого, образовательно-воспитательная работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, должна быть направлена не только на коррекцию речевого недоразвития, но также на то, чтоб
подготовить ребенка к дальнейшему полноценному овладению грамотой родного языка.
Фонетико-фонематической недоразвитие речи (ФФНР, являясь нарушением у детей процессов формирования звукопроизношения на родном языке, принадлежит к нарушениям средств общения, что делает его преодоление одной из важнейших задач речевого развития.
Это одно из самых распространённых речевых нарушений, проявляющихся «в нарушении произносительной стороны речи в виду нарушенного фонематического восприятия. Данный вид речевого нарушения существенно снижает качество освоения младшим школьником чтения и письма – ведущей деятельности в начальном школьном обучении».
Для ФФНР характерно наличие трех степеней выраженности
1. а) легкая, при котором наблюдаются недостаточное различие фонем, трудности в звуковом и слоговом анализе, особенно в выделении нарушенных в произношении звуков одной фонетической группы
2. средняя, который характеризуется недостаточной дифференциацией значительного количества звуков из нескольких фонетических групп, даже при их правильном произношении
3. тяжелая, когда навыки звукового и слогового анализа формируются со значительными трудностями и трудно дифференцируется отношение между звуковыми элементами (Г. А. Каше, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.)
В реализации механизма речи принимают участие два анализатора: речеслуховой, отвечающий за прием устной речи; речедвигательный, отвечающий за производство вербальных знаков. Нормальное восприятие речи является важным условием сохранного физического слуха, а также неречевого и речевого слуха.
По мнению ученого, основными функциями речевого слуха являются воспринимающая и воспроизводящая функции. С. Ф. Иванова среди компонентов речевого слуха выделяет ряд следующих:.
Фонетический и фонематический слух это компоненты речевого слуха.
В логопедии выделяются такие стороны речи, как фонетическая и фонематическая. Первая реализует «произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата», а вторая «обеспечивается работой речеслухового анализатора».
«Фонематический слух» это речевой процесс выделения в звучащей речи существенных признаков звуков.
Сенсорной основой речи человека является именно фонематический слух, позволяющий различать фонемы – части слова, служащие для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений.
Фонематический слух рассматривается в качестве способности человека выполнять анализ и синтез звуков речи. Иначе говоря, восприятие фонем родного языка обеспечивается слухом.
К нему относятся следующие категории:
– акустическое чувствование, являющееся врожденной способностью человека воспринимать речь (речевые и неречевые звуки, реакция на звук и определение его источника и направления, восприятие и воспроизведение ритма и темпа речи, умение узнавать предметы по их характерному звучанию);
– акустические фонематические умения, являющееся приобретенным элементом фонематического слуха в следствии обучения и осознанного освоения; такими умениями являются следующие: умение выделять звук в слове; умение запоминать и узнавать звуковые сигналы во всех видах памяти (вербальной, образной, двигательной, кинестетической, аффективной); умения узнавать и различать фонемы, повторять заданные звуки; умение находить буквенное или знаковое соответствие звукам в транскрипции и пр.
Важно также рассмотреть различия в понятиях, как «фонетическая система» и «фонематическая система».
Фонетическая система представлена речевыми звуками, ударением и интонацией.
Фонематическая система представлена системой фонем, каждая единица которой обладает собственными смыслоразличительными признаками: звонкость / глухость, твердость / мягкость, способ образования, место образования.
Под терминами «фонетическое восприятие» и «фонематическое восприятие» понимают следующее-основу фонематического восприятия составляет фонетический и фонематический слух, которые в совокупности представляют собой фонематические процессы, к которым относятся: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Под фонематическим восприятием понимается способность человека к восприятию и дифференциации речевых звуков (фонем).
Фонематический слух реализуется через такие операции, как различение и узнавание фонем слова. Активизация механизмом фонематического восприятия звуков речи обеспечивается поступающими в кору головного мозга слуховыми и кинестетическими раздражениями. Затем происходит обобщение признаков одних фонем и их различение с признаками других, что обеспечивается первичными формами аналитикосинтетической деятельности.
К структуре фонематического восприятия относится фонематический
анализ и фонематический синтез.
Фонематический (звуковой) анализ является операцией мысленного разделения звукокомплексов на составные части (фонемы) : сочетаний звуков, слогов, слов.
Фонематический анализ направлен на :
– определение порядка слогов и звуков в слове;
– установление различительной роли звука;
– выделение качественных основных характеристик звука [66, с. 24].
Реализация фонематического (звукового) синтеза направлена на выполнение операции мысленного составления (объединения) элементов (фонем) в различные звукокомплексы.
Фонематические представления являются способностью подбирать слова со звуком, который задан, а также в соответствии с его местом в слове (начало, конец, середина). Основу фонематических представлений составляют слухо-произносительные представления.
К фонетико-фонематическому недоразвитию приводит нарушение фонематического восприятия, в следствии чего возникает неспособность человека к распознанию отдельных речевых звуков и звукокомплексов, неспособности либо частичной способности образовывать условные связи между звуковыми образами и их значениями.
Таким образом, понятия речевого слуха существует две тенденции:
1) под речевым слухом понимается более общее понятие по сравнению с понятиями «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». При этом фонематический слух и восприятие представляют собой структурные компоненты речевого слуха;
2) понятие «речевой слух» является синонимичным понятию
«фонематический слух».
Кроме понятия «фонематический слух» в лингвистике также рассматривается понятие «фонетический слух».
Термины «фонетическая система», «фонематическая система» используются при рассмотрении фонематических явлений в качестве описательных, а не процессуальных категорий. Исследователи в области логопедии применяют такие термины, как «фонетическая сторона речи» и «фонематическая сторона речи».
Результатом сформированности фонематического слуха выступает категория «фонематическое восприятие», реализующееся через операции фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематического представления.
Речь ребенка носит онтогенетический характер и развивается в течении всей жизни с момента рождения.
Существует два основных этапа формирования вещание: до 2-х лет – подготовительный; от 2-х лет и далее – этап самостоятельного становления речи.
Важным аспектом в развитии речи детей является фонетическая составляющая и развитие у них ряда следующих действий и операций, на основе которых происходит развитие у детей фонетической стороны речи
акустический
анализ звукового
состава слов
выделение и обобщение постоянных, полезных признаков
фонем
различение
и запомина-
ние слов по их
фонемному
составу узнавание слов
в речи
окружающих
расчленение речевого потока по ритму и интонации и
узнавание отдельных смысловых структур по указанным
характеристикам
Фонетическая составляющая
установление связи между звуковой оболочкой слова и соответствующими предметами и
явлениями, которые оно обозначает
Действия и операции, на основе которых происходит развитие у детей фонетической стороны речи.
У ребенка с нормативным речевым развитием фонологическая сторона речи к младшему школьному возрасту уже является сформированной. Примерно в возрасте около 5 лет ребенок с речевым развитием в норме правильно произносит все звуки, овладевает звуком р.
Замены звуков постепенно исчезают. У большинства детей к 6-7 годам уже сформировано правильное звукопроизношение. Примерно у 10% детей могут наблюдаться искажения, замены звуков.
Довольно интенсивно дети с нормативным речевым развитием овладевают слоговой структурой слова. Данный процесс завершается примерно к трем годам. Хотя в возрасте 3-5 лет могут встречаться некоторые нарушения, например, выпадение слогов вследствие большого их количества в слове; перестановки, в частности, в длинных словах; слитие (контаминация) двух слов в одно; ассимиляция; преждевременное произношение следующего слога (антиципация). У детей с речевыми нарушениями такие недостатки наблюдаются в более позднем возрасте.
Речевой слух – это различие в речевом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающих понимание слов, различение их значений. Несформированность речевого слухе делает невозможным общение ребенка с окружающими с помощью речи. Формирование у детей речевого слуха начинается о время восприятия устной речи окружающих и в процессе собственного произношения слов.
Формирования речевого слуха ребенка, конечно, необходимо наличие органов слуха и артикулирования. Однако только объективное существование речевых звуков окружающей среды может объяснить, почему у ребенка формируется речевой слух.
Речевой слух состоит из двух механизмов: разрешения и узнавания. Кроме формирования посредством процесса различения образов фонем, морфем и слов, речевой слух охватывает также процесс узнавания целого, который протекает с помощью других механизмов, чем процесс различения.
Основными компонентами речевого слуха ученые называют: физический слух, фонематический слух, звуковысотный слух вместе с чувством тона, а также чувство ритма вместе с ощущением темпа.
Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов. В силу того, что фонемы реализуются в звуках, которые произносятся, то их произношение должно характеризоваться нормированность, что будет способствовать формированию умения различать их. В случае ненормированного произношения у окружающих у ребенка наблюдаются нарушения в формировании фонематического слуха.
Фонетический слух – это умение слышать не только фонемы родного языка, но и другие звуки, реально произносимые ребенком в родном.
Фонематический слух играет ведущую роль в становлении и функционировании всех видов речевой деятельности, поскольку он осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух при усвоении звуковой стороны речи выступает дважды: один раз на его основе подается образец, второй – результат действия. Главным условием усвоения звуковой стороны языка является четкое различение звука, заданного и звука, который ребенок произносит реально.
Для развития фонематического слуха необходимы следующие условия
– постоянное повторение образца;
– различение звукокомплексов по значению;
– двигательная реализация заданного акустического эталона.
Сложившийся фонематический слух предполагает развитие многих умений, главными среди которых являются: умение слышать отдельные звуки в слове, выделять звуки в словах и сочинять из звуков слова; умение различать на слух все звуки речи, относящиеся к разным фонемам, не смешивая их друг с другом; умение соотносить услышанный звук с определенной фонемой речи.
Развитие фонематических процессов негативно влияет на качество речи ребенка, тормозит овладение грамотой, приводит, в частности, к трудностям в усвоении звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Следовательно, формирование фонематического слуха необходимо считать первичной и очень важной задачей начального этапа обучения любому языку.
Для того чтобы активно использовать подготовленные произношения, ребенок должен уметь на слух различать звуки речи, а также отличать свое правильное произношение от неправильного. Работу над развитием фонематического восприятия следует проводить на протяжении всего периода обучения произношению.
В современном языкознании существует подход (М. Р. Львов, по которому фонематический или речевой слух является составным элементом речевого чувства, возникающего у ребенка при практическом использовании языка на основе внутренних, подсознательных обобщений. От уровня сформированности фонематического слуха зависит и усвоение орфоэпии-«правильное произношение».
-Во-первых, орфоэпия – это совокупность произносимых норм литературного языка, охватывающих правила произношения звуков, звукосочетаний в речевом потоке, ударение слов, а также такие суперсегментные фонетические явления, как интонирование фразы, ритмомелодика.
-Во-вторых, орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка.
Задачи обучения орфоэпии заключаются в:
– формировании и развитии речевого слуха;
– систематической и целенаправленной работе по формированию произносительных умений и навыков;
– развитии речевого чутья, формировании навыков речевого самоконтроля.
Фонематическая сторона речи предполагает способность к различению и дифференциации фонем родного языка. Фонематическая сторона языка обеспечивается работой речевого слухового анализатора.
Согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов способствуют правильное восприятие звуков родного языка и их правильное произношение. В следствии этого у ребенка вырабатывается четкая дикция (подвижность и тонкая дифференцированная работа артикуляционных органов).
Благодаря слуху ребенок овладевает речью. У ребенка наряду с развитием слуха также возникают различные голосовые реакции на: разные звуки, звукосочетания и слоги.
Таким образом, развитие фонетико-фонематического компонента речи у детей носит онтогенетический характер, а также характеризуется последовательностью и поэтапностью в развитии.
.
Примерное исследование фонематического синтеза
Задание № 1. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
Материалом исследования служили слова: мак, ком, рука, лужа, книга, почта.
Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и
составь из них слово м, а, к – мак» и т. д.
Задание № 2. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.
Материалом исследования служили слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка.
Процедура и инструкция. Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и дает инструкцию «Послушай звуки, подумай и
составь из них слово. Например, звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о - дом» и т. д.
Используемая литература
1. Белоус, Е. Н. К проблеме структуры фонематического слуха [Текст]
/ Е. Н. Белоус // Образование и наука. 2009. № 10 (67). С. 122-128.
2. Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи: пособие для учителей [Текст] / С. Ф. Иванова. М. : Просвещение, 1970. 96 с.
3. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / [Текст] / Л. В. Лопатина. СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, Союз, 2004. 192 с.
4. Лурия, А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. М. : Ин- т практ. психологии; Воронеж : МОДЭК, 1996. 64 с.
5. Обучение грамоте и устранение предпосылок к дисграфии у детей с нарушением речи [Текст] / А. В. Касьянова, Е. Б. Дьяконова, С. В. Шевченко [и др. ] // Молодой ученый. 2017. № 20 (154). С. 445-447.
6. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В. И. Селиверстова. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.