Лариса Малышева
Анализ работы «Консультативный пункт»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы «Консультативного пункта» за 2010 – 2011 учебный год.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.
В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев). В основе работы нашего учреждения находится программа Л. А. Венгера «Развитие», занятия по обучению грамоте строятся по принципу развивающего обучения Д. Б. Эльконина.
Публикация «Анализ работы „Консультативный пункт“» размещена в разделах
Исходя из результатов педагогической диагностики детей дошкольного возраста старшей «Б» группы на конец 2010 учебного года, обнаружилось недостаточное развитие фонематического слуха, трудности в проведении звукового анализа слов, в умении дифференцировать звуки у Насти Б. и Алины Б.
Известно, что эффективности в обучении грамоте можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти, при выборе наиболее оптимальной формы организации детей. В результате был организован «Консультативный пункт» являющийся новой формой дошкольного образования, обеспечивающей единство и преемственность семейного и общественного воспитания. Создан индивидуальный маршрут для девочек, главное место, в котором отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Вся коррекционная работа проводилась в присутствии родителей, в результате чего они становились активными участниками в оказании помощи своему ребенку.
Цель программы: Формировать основы овладения грамотой.
Для достижения поставленной цели обозначила задачи:
1. Обеспечить условия для формирования умений интонационно выделять любой согласный звук в слове.
2. Учить детей называть слова с заданным звуком.
3. Развивать фонематический слух, речевое внимание.
4. Обучать звуковому анализу слова через моделирование в виде карт – схем
5. Анализировать предложения с последующим графическим изображением.
6. Формировать навык слогового и слитного способов чтения.
Формы и режим программы
Во время первой диагностической консультации провела обследование артикуляционного аппарата девочек, развитие фонематического слуха, звукопроизношения, словарного запаса, лексико-грамматического строя, связной речи.
На основании полученных результатов определила частоту и время коррекционных занятий. Реализация программы рассчитана на один учебный год, 1 раз в неделю, среда 8 часов утра, продолжительностью 20-30 минут.
Разработала 32 конспекта занятий. Подобрала наглядный, дидактический и практический необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Во все индивидуальные занятия включала всевозможные фонематические игры, занимательные упражнения («Веселый поезд», «Домики для зверей», «Цветочки-лепесточки», «Звуковой кубик» и др, множество загадок, которые сопровождались иллюстративным материалом.
Совершенствуя речевой аппарат, индивидуальные занятия начинала с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек. Для отдыха и снятия напряжения использовались небольшие физкультминутки. Они сопровождали каждое занятие, при этом многие из них соответствовали теме занятия.
В ходе каждого индивидуального занятия Алина и Настя проводили звуковой анализ слов, характеризовали звуки, анализировали предложения.
Следует обратить внимание, что на занятиях проводилась подготовительная работа, которая направлена на обучение детей и родителей определенному навыку, а закрепление его проходило в домашних совместных играх. На основе динамики и уровня развития ребенка формировалось индивидуальное домашнее задание.
На первых порах давала такие задания, с которыми дети легко справлялись, а маме девочек объясняла важность таких заданий для закрепления материала. Успешность при выполнении домашних заданий – необходимое условие и лучшая поддержка мотивации.
Предлагала совместно с Настей и Алиной сделать домашние игры: «Парные карточки», «Звуковое лото», «Звуковое домино» и т. п. Подробно объясняла правила игр и задачи каждого дидактического упражнения, даваемого домой, подчеркивала важность поощрения ребенка. При следующей встрече интересовалась были ли трудности.
В зависимости от запроса родителей предлагала тематические консультации : «Играем с пальчиками», «Покажи и расскажи», «Как выучить с ребенком буквы?», «Семь правил обучения чтению», «Почитаем вместе» - список литературы для чтения родителями детям 5-6 лет;
По итогам работы в мае месяце были проведены диагностические занятия. В результате индивидуальной работы Настя Б. и Алина Б. проводят звуковой анализ слов через моделирование в виде карт – схем, дифференцируют звуки, анализируют предложение с последующим графическим изображением, составляют предложение с помощью букв с ошибками, местами сливая слова, иногда забывают грамматические правила, но при напоминании исправляют свои ошибки, читают слоговым способом. Таким образом, результаты диагностических заданий позволили поставить девочкам средний уровень развития
Итак, анализ результатов знаний, умений и навыков на конец года и посещений родителей с детьми Консультативного пункта показал, что такая новая форма дошкольного образования является очень востребованной. Следует продолжить ее в следующем году.