Анна Ковалева
Консультация для родителей в детском саду «Как повысить самооценку у ребёнка»
▼ Скачать
«Консультация для родителей в детском саду. Как повысить самооценку у ребёнка».
Самооценка человека формируется с пеленок и влияет на всю его дальнейшую жизнь. Развивать её у ребёнка могут только родители и никто другой. Но что же делать родителям? Как не переусердствовать с развитием? Ведь можно воспитать слишком самоуверенного человека или наоборот – слишком зажатого. Попробуем выбрать, что называется, золотую середину.
Публикация «Консультация для родителей в детском саду „Как повысить самооценку у ребёнка“» размещена в разделах
Зачастую мы не замечаем случайно сказанных фраз, адресованных своему ребёнку, а эти высказывания очень сильно влияют на его дальнейшую судьбу. Если мы будем поддерживать своих детей, хвалить за успехи, то в дальнейшем ему будет легко в самых трудных делах, он будет уверенно идти к цели. Но хвалить надо не за то, что он здоров или красив, а за реальные поступки, сделанные самостоятельно.
Если родители внушают ежедневно и ежечасно своим сыну или дочери, что он ничего не может и у него ничего не получается, то этим самым они растят человека с низкой самооценкой и во взрослой жизни ему будет очень трудно добиться каких-либо успехов.
На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.
ЕСЛИ ХВАЛИТЬ, ТО ПРАВИЛЬНО!
Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:
1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
4. Нельзя хвалить из жалости.
5. Из желания понравиться.
Большую роль в формировании самооценки играет умение ребёнка адекватно оценивать свои действия, поступки. А этому он учится у родителей. Если в семье принято жаловаться на жизнь, на свои неудачи, то эту манеру поведения наверняка перетянет на себя и ребёнок. Необходимо быть оптимистом, чтобы дети перенимали этот оптимизм от родителей. У вас не получилась поделка в детский сад? Рассмотрите с ребёнком вместе – где именно и что вам не очень нравится, что можно изменить или оставить. То, что не получилось или получилось не очень хорошо, можно исправить и в этом нет ничего страшного. И наоборот, если у вас получилась очень хорошая поделка и она вам очень нравится, то не стоит слишком заострять на этом внимания. Можно сказать, что у вас получилось неплохо и если ваша работа займёт призовое место, то не стоит зазнаваться – этим самым вы можете завысить планку в оценке способностей вас и вашего ребёнка.
Ещё одна ошибка взрослых – это сравнение своего ребёнка с другими детьми. Ваша дочь или ваш сын – индивидуальность у него свои успехи, а если он не достигает поставленных вами целей – это полностью ваша вина. Многие родители ставят слишком завышенные цели для своих детей, поэтому дети и не справляются с поставленными задачами. Разберитесь, помогите стать вашему ребёнку лучше, но не через крики, упрёки или сравнения, а в совместной работе над ошибками.
Для повышения самооценки необходимо разнообразие в деятельности детей – слушание музыки, чтение сказок, проведение экспериментов. И при этом необходимо обсуждать всё, что ему интересно, отвечать на вопросы, не оставляя их без ответов. Не нужно ограничивать его, предоставлять право выбора. Больше давайте ему самостоятельности, не оберегайте излишне.
Не отыгрывайтесь на ребёнке, если у вас плохое настроение или что-то не получается на работе. Не стоит перекладывать на детей свои проблемы – споры с супругом, начальником, соседом. Показывайте себя с положительной стороны, подавайте пример и тогда вопрос о самооценке вашего ребёнка не потревожит вас.
7 секретов для детей от 0 до 3-х лет
Кажется, что родителям малышей ещё рано беспокоиться о самооценке. Но на самом деле начинать стоит именно в этом возрасте. Тогда высок шанс, что в более старшем проблема не возникнет вообще.
Есть 7 секретов, как вырастить малыша со здоровой самооценкой :
1. Безусловная любовь — ребёнок не должен заслуживать улыбку или доброе слово, это даётся ему по умолчанию.
2. Телесный контакт — важен не только грудничкам, но и беспокойным тоддлерам. Это даёт чувство важности и защищённости.
3. Здоровый риск — не нужно постоянно всё запрещать и всего опасаться, пусть малыш залезет на табуретку или лесенку, просто будьте рядом и страхуйте.
4. Адекватная похвала — хвалить нужно соответственно возрасту. Для малыша действительно достижение пройти пару шагов, собрать пирамидку или застегнуть кофту, хотя для взрослых этот успех может быть сомнительным.
5. Ласковое общение — взрослые не общаются между собой приказами, с детьми так поступать тоже не стоит. Их так же нужно просить и благодарить.
6. Проговаривание эмоций — особенно важно для малышей, ведь они ещё не понимают, что чувствуют и как это называется.
7. Принятие — не отвергать за шалости, не называть плохим, не обещать кому-нибудь отдать никогда). Ваш ребёнок должен понимать, что он достаточно хорош для вас.
На самом деле, безоговорочно выполнять все 7 пунктов всегда и в любой ситуации почти невозможно. Для этого воспитание самого родителя должно соответствовать всем мыслимым и немыслимым нормам, а этим мало кто может похвастаться в реальном мире. Поэтому стоит хотя бы стараться придерживаться этих правил. И не винить себя, если что-то не вышло, но замечать, когда получилось.
НАКАЗАНИЯ: ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.
1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.