Галина Веселова
Конструирование как средство развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. «Конструирование, как средство развития мелкой моторики»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее»
В. А. Сухомлинский.
Работая много лет в детском саду - я заметила, что у большинства детей существует проблема с развитием мелкой моторики. Если раньше одежда детей была на шнурках, пуговицах, что безусловно, способствовало развитию детских пальчиков. Сегодня же практически вся обувь на липучках. Одежда на молниях и заклепках, что очень удобно, но не как не помогает развитию у детей мелкой моторики.
Публикация «Конструирование как средство развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для наших детей?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека. В сочетании со зрительной системой и выполнении точных движений кистями и пальчиками рук.
Развивать мелкую моторику руки ребенка мы начинаем уже с первых дней посещения ребенка детского сада. В ясельной группе преобладают хватательные, захватывающие движения. Дети учатся собирать пирамидки, проталкивают предметы в отверстия, собирают крупную мозаику и многое другое. Конечно учим детей одеваться: одевать колготки, тапочки, кофты, самим держать ложку, разминать пластилин, держать карандаш и рисовать свои первые шедевры. Да вся работа с ребенком направлена на развитие мелкой моторики руки ребенка.
Чем старше становится ребенок, тем больше ему нужно уметь делать руками.
Что же способствует развитию мелкой моторики?
Игры с мелкими предметами, с мозаикой, массаж пальцев и кистей рук, пальчиковая гимнастика, собирание пазлов, вырезывание ножницами, занятия по рисованию, лепке, аппликации и конструированию.
На конструировании я и хочу остановиться поподробнее. Конструирование – это способ развития у ребенка пространственного мышления, мелкой моторики, развития речи, развития пространственного ориентирования, математических способностей и всестороннего развития личности. Также развития творческих и произвольных действий.
Дети держа в своих руках детали конструктора, тем самым делают себе массаж, детали конструктора очень приятно держать в руках, вертеть, прикладывать к друг другу, пробовать соединять, откреплять и опять приделывать. Такой массаж рук ребенка благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук дошкольника, также полезен для здоровья детей.
Занимаясь конструированием ребенок помогает себе развивать не только мелкую моторику руки, но и все познавательные процессы. Ученые уже давно доказали, что дети которые увлекались конструированием могут вырасти знаменитыми конструкторами, математиками, архитекторами. Таким детям в школе легко будет даваться математика, черчение, физика и геометрия.
И меня очень радует тот факт, что дети нашей группы с удовольствием занимаются на занятиях по конструированию, а также около 70% воспитанников выбирают конструирование в свободной деятельности.
В группе достаточно богатая предметно развивающая среда по конструированию. В группе есть большой деревянный конструктор «ТОМИК», средний деревянный конструктор «Строитель», Лего (крупный и мелкий, ТЕХНО – конструктор, ЛЕГО Дакта, конструктор «Зиг-Заг», Палочки Кюйзенера, Блоки Дьенеша, сборно-разборные конструкторы из серии «Динозавры», магнитный конструктор, конструктор "Полидрон" и др.
В конструировании существует несколько форм, которыми должны овладеть дети:
-конструирование по образцу (есть во всех группах)
-конструирование по модели (этот вид конструирования разработал А. Р Лурия)
-конструирование по заданной теме (этот вид конструирования подводит ребенка к решению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой)
-конструирование по условию (ребенку предлагаются определенные условия, которым ребенок должен следовать в осуществлении своей постройки)
-конструирование по простейшим чертежам и схемам (этот вид конструирования предполагает, что ребенок делает постройку по схеме, которую ему предложили или ту которую он нарисовал сам)
-конструирование по замыслу (этот вид конструирования считается самым сложным для ребенка, так как ребенок сам должен решать все задачи самостоятельно)
Наши дети чаще всего выбирают конструирование по замыслу. На наших глазах вырастают целые города, древние замки, в которых живут рыцари и принцессы, на лугах гуляют неведомые животные. А сколько роботов и космических кораблей было построено. Я не перестаю удивляться фантазии моих ребятишек.
В подготовительной к школе группе очень большое значение имеет развитие мелкой моторики и в этом нам очень помогает конструирование.
Конструирование способствует формированию умения учиться, раскрывает детям, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний, умений и навыков. Такой познавательный мотив вызывают изменения в психических процессах, эти процессы направляют ребенка на решение учебных задач. Способности выполнять умственную работу, необходимую для усвоения знаний.
Конструирование способствует не только развитию мелкой моторики руки ребенка, но и общему физическому развитию. Также у детей, которые любят играть в конструктор происходит развитие координации движений. Развивается ориентировка в пространстве и на плоскости, развивается фантазия и воображение, улучшается память, ребенок учиться размышлять, ставить перед собой задачу и решать ее.
Конструирование воспитывает у детей силу воли, усидчивость, умение работать не только индивидуально, в паре, но и с подгруппой товарищей, что способствует развитию первоначальных навыков работы в коллективе.
Конструирование помогает ребенку дошкольного возраста получить все необходимые умения, которые ему пригодятся в школе.