Васильева Анастасия
Рецензия на программу дополнительного образования по тестопластике «Волшебное тесто» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рецензия
на программу дополнительного образования по тестопластике «Волшебное тесто»
Разработчик: Васильева Анастасия Владимировна, воспитатель группы № 3.
Программа «Волшебное тесто» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических разработок: И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», И. А. Лыкова «Цветные ладошки», О. А. Гильмутдинова «Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», И. А. Лыкова «Мы лепили, мы играли», Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте», Горичева В. С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина».
Темочки:
- Поделки. Мастерим с детьми
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
ПЧисленность детей составляет 15 человек. Занятия по тестопластике «Волшебное тесто» посещают дети по интересам и запросам родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Цель программы : раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, развитие самостоятельности при планировании своей деятельности, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Задачи:
Образовательные :
знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
формировать представления об основах техники безопасности;
создавать условия для творческой самостоятельности;
формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
Развивающие:
развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
развивать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
Воспитательные:
воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;
воспитывать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание убирать за собой.
Содержание программы соответствует нормативным документам, состоит из:
-рецензии
-пояснительной записки
-учебного плана
-учебно-тематического планирования
-диагностического инструментария
- перечня ожидаемых результатов
-перечня информационно - методического обеспечения
-приложения
Таким образом, формированию личности ребенка в творческом его развитии способствует такая организация творческой деятельности, когда каждый ребенок не только рождает идею, но и сам является её реализатором. Для этого используются разнообразные приемы :
-игровые приемы (приход героя и т. д.)
- игровые упражнения для самостоятельного использования инструментов для лепки (стека, печатки и т. д.)
-показ технологических приемов
-рассматривание игрушек, скульптур и т. д.
Диагностика развития творческих способностей у детей проводится 2 раза в год (начало года и конец). Формы подведения итогов реализации программы :
-организация выставок детского творчества
-праздники дарения
презентация результатов работы на родительском собрании. Ожидаемые результаты:
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов
воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
1. Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью простого и доступного материала как соленое тесто можно сделать много интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похвастаться: "Это я сделал сам!" Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего "я".
Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. Когда на Руси вошло в обычай празднование Нового года, люди стали дарить друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в себе особый смысл - символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких фигурок - "хлебосол".
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Учит не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоятельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией, тестопластика решает релаксационную функцию, снимает психоэмоциональное напряжение, особенную ценность приобретает для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое настроение, повышает самооценку, чувство удовлетворения. Во время занятий с тестом, дети работают за одним большим столом, это объединяет, даёт возможность видеть результаты друг друга, обращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуникативную потребность детей в процессе творчества.
При правильном замесе - не крошится, не трескается, не имеет запаха, приятно на ощупь. Долго сохраняется при бережном обращении, а в случаях поломки изделия не образует острых углов. Тесто - это натуральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому, дёшев и лёгок в приготовлении и использовании. Детям работа с тестом доставляет наряду с познавательными навыками массу удовольствий и радостных мгновений.
Преимущество солёного теста :
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.
Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.
Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с нетрадиционным материалом для лепки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с нетрадиционным материалом.
На занятиях дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т. д. ;
получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
здесь нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
заинтересованный в конечном результате ребенок учится усидчивости и концентрации;
свободное общение во время занятий дает предпосылки к коллективному творчеству;
само по себе тесто является теплым, экологически чистым, легко стирающимся и доступным материалом.
Методические рекомендации по организации ИГР – занятий
При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:
1. Не мешать ребенку творить.
2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.
3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.
4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его
5. Поддерживать инициативу детей.
6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.
Функции тестопластики :
* Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.).
* Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
* Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
* Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
* Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.
Срок проведения: октябрь – май
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Форма организации: подгрупповая
Длительность занятий: 15-25 минут
Место проведения кружка: группа
Структура занятия:
Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
Рассматривание образца.
Объяснение, показ приемов лепки.
Лепка детьми.
Физкультурная пауза.
Доработка изделия из дополнительного материала.
Рассматривание готовых работ.
Способы лепки:
Конструктивный –лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
Скульптурный – из целого куска, превращая его в фигуру.
Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Рецепт соленого теста :
- 2 стакана муки;
- 1 стакан соли;
- 3/4 стакана воды.
При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла.
Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике.
Советы:
- При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой – так детали будут лучше держаться.
- Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом.
- После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите их и смажьте растительным маслом.
Цель программы
Создать условия для эстетического развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно - прикладное искусство. Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук.
Задачи программы
Образовательные :
1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
2. Учить соблюдать правила техники безопасности;
3. Учить стремится к поиску, самостоятельности;
4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
3. Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Принципы построения работы
• От простого к сложному.
• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• Научность.
• Доступность.
• Системность знаний.
• Воспитывающая и развивающая направленность.
• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
• Активность и самостоятельность.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методические приемы
• показ технологических приемов.
• рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки.)
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов. (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Методы и приемы обучения.
Последовательное знакомство с различными видами лепки:
Конструктивный - при этом способе лепки образ создается из отдельных частей.
• Скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска.
• Комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный
• Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости.
• Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы модуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных кусочков, из шариков, из валиков.
• Лепка из колец.
Словесный метод:
• Беседа, рассказ;
• Объяснение, пояснение;
• Вопросы;
• Словесная инструкция
Наглядный метод:
• Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, игрушки, скульптурные изделия)
• Показ, выполнение работы (частично, полностью);
Примерная структура занятий
- Приветствие, пальчиковая игра;
• Демонстрация изделия из теста, рассматривание, мотивация;
• Уточнение приёмов лепки, лепка;
• Индивидуальная помощь;
• Положительный анализ детских работ;
• Прощание.
Дети младшего дошкольного возраста начинают осваивать простейшие способы лепки (рельеф, скульптурный, лепки на форме, осваивают приёмы декорирования, заданный образ воплощать в лепке, могут получать радость от проделанной работы, попросить помощь взрослого.
Форма сотрудничества с семьей
Организация работы с семьей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. С целью расширения информационного поля и компетентности родителей по вопросам обучения приемам тестопластики организуются следующие формы сотрудничества:
-презентации кружковой работы;
-индивидуальные беседы и консультации;
-презентации продуктов детской деятельности (выставки);
-организация «дней открытых дверей» (по желанию педагога и запросам родителей);
-организация итоговых мероприятий (в конце полугодия
Материально-техническое обеспечение
С целью успешной реализации программы созданы необходимые условия для организации занятий и игровой деятельности детей :
1. Групповая комната, оснащенная детской мебелью и местом для релаксации и отдыха
2. Инструменты и приспособления для художественно-изобразительной деятельности :
• доска, покрытая фольгой, - это рабочее место;
• материал - солёное тесто;
• скалка для раскатывания теста ровным слоем;
• вилка, расческа, стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках;
• пластмассовые лопатки;
• штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с песком, шаблоны удобны для вырезания теста;
• кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу, а также разглаживает неровности на поверхности;
• стаканчики для воды;
• краски (акварельные, гуашь или акриловые, чтобы раскрасить высушенные работы;
• прозрачный лак понадобится для закрепления красок и защиты изделия от влаги;
• салфетки бумажные, тканевые;
• бумага белая, цветная, картон, (для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков);
• природный материал (семена, травы, крупы и другие);
• ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки;
• бросовый материал (бусинки, пуговицы, зубочистки, проволока для изготовления усиков, и другие);
• тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.
• влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.
3. Наглядный материал:
• иллюстрации,
• народные игрушки,
• образцы изделий.
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный
-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
-Освоить приёмы вдавливания;
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
-Освоить приёмы прищипывания, ощипывания маленького кусочка теста.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
-Научиться раскрашивать работу гуашью.
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3. Итоговый
-Самостоятельно решать творческие задачи.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
5. Диагностический инструментарий (см. приложение)
Оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста
Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.
Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход
Высокий уровень:
-Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Умеет самостоятельно достигать цель;
-Проявляет начало творческих способностей.
-Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
-Недостаточная самостоятельность;
-Замысел реализуется частично.
Низкий уровень:
-Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
-Отсутствует самостоятельность, интерес;
-Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
6. Ожидаемые результаты освоения программы дополнительного образования
• У детей стойкий интерес к тестопластике как во время занятий, так и в свободное время.
• Дети ответственно относятся к выполнению работ.
• Стремятся к самостоятельному, качественному выполнению образа.
• Аккуратно выполняют задание, доводят начатое дело до конца.
• Умеют помогать друг другу при выполнении коллективной работы.
• Имеют представления о народных промыслах.
• Уверенно делят тесто на части соответственно замыслу.
• Владеют техническими приёмами лепки.
• Лепят работы разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным.
• Лепят предметы, передавая их характерные особенности.
• Имеют представления о роли цвета в мелкой пластике.
• Умеют составлять простые композиции.
• Рассказывают о последовательности выполнения своей работы, отвечая на вопросы педагога.
• Соблюдают правила по технике безопасности.
- получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой.