Оксана Цаплина
Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект педсовета» :
«Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии дошкольников»
Форма проведения - Деловая игра
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Выявить и проанализировать эффективность используемых форм работы педагогов с семьями воспитанников.
Публикация «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по реализации техник общения с родителями;
3. Активизировать педагогическое мышление воспитателей, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. Совершенствование системы работы ДОУ по взаимодействию с семьями детей.
Подготовка к педсовету
1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Подготовка материалов и оборудования: «волшебная шляпа», 2 ватмана, полуватманы 4 шт., маркеры, фломастеры, журналы, ножницы, клей, анкеты, ноутбук 2 шт., 2 проектора, 2 экрана, электронная презентация педсовета, столы, мольберты, детская художественная литература, «Дерево мудрости».
План:
1. Игра «Волшебная шляпа»
2. Вступительное слово «Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС» заведующий МБДОУ
3. Деловая игра
• Музыкальный зал 1-я станция «Теоретическая»
• Кабинет считалочка 2-я станция «Мозговой штурм»
• Изостудия 3-я станция «Игралочка»
• Спортивный зал 4-я станция «Арт-терапия в работе с семьями воспитанников»
• Музыкальный зал 5-я станция «Аукцион педагогических идей».
("находка" в области организации взаимодействия с родителями : специальные памятки; достижения детей; нетрадиционные родительские собрания (сценарий); мастер – класс - вместе изготавливаем книгу, лэпбуки, проекты и т. д.)
• Музыкальный зал 6-я станция «Дерево мудрых мыслей».
• Музыкальный зал 7-я станция «Аналитическая»
4. Подведение итогов педсовета, принятие решения.
Домашнее задание:
1. Анкетирование родителей для создания социального паспорта семей.
2. Оформление документации семейных клубов, план на 2023 – 2024 г.
3. Подготовить высказывания известных педагогов прошлого и современности о семье, воспитании детей, о взаимоотношениях в семье на формате 6х8см.
Ход педсовета
Игра «Волшебная шляпа»
Цель – Встреча друг с другом, приветствие.
Численность – все педагоги.
Время – 5-7 минут
Воспитатели передают друг другу «волшебную шляпу» и говорят «Я великий мастер, я лучше всех умею делать…».
Решение предыдущего педсовета
Добрый день, уважаемые коллеги. Наш педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии дошкольников».
Во ФГОС ДО обозначены, основные принципы дошкольного образования, в том числе и такие, как:
«содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»;
«поддержка инициативы детей в различных видах деятельности»,
«сотрудничество организации с семьёй»;
«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В качестве необходимого условия построения образовательного процесса, на основе обозначенных принципов выступает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Анализ работы образовательных организаций специалистами образования выделили основные проблемы взаимодействия образовательных организаций и семьи :
отсутствие системы изучения современной семьи для реализации дифференцированного подхода к взаимодействию;
недостаточная разработанность локальных актов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности сторон (педагогов и родителей);
неоправданное увлечение анкетами и «новыми» формами взаимодействия;
ориентация на количество мероприятий и привлечённых родителей без должного внимания к содержанию;
существенная недооценка педагогами образовательного потенциала семьи;
затруднения при вовлечении семьи в процесс взаимодействия с образовательной организацией и т. п.
И в нашем учреждении педагогический коллектив, заинтересованный вопросами сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников выделили основные направления взаимодействия, при которых учитывался прежний опыт организации по взаимодействию с родителями воспитанников.
В качестве основных направлений взаимодействия были выделены :
педагогический мониторинг (изучить образ жизни семьи; выяснить особенности семейного воспитания; выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений и неиспользованный резерв семейного воспитания, уровень удовлетворённости родителей совместной деятельностью и т. п.) ;
педагогическая поддержка (создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки и взаимопроникновения в проблемы)
педагогическое образование родителей (ознакомить с особенностями развития ребёнка, приоритетными задачами его физического и психического развития; показать возможности развития ребёнка в семье и т. п.) ;
педагогическое партнёрство (установить партнёрские отношения с поддержать родительскую уверенность в собственных педагогических возможностях; расширить сферы родителей в жизнедеятельности самореализации родителей и детей и т. п.).
Данные направления послужили отправной точкой в написании раздела образовательной программы, планировании взаимодействия с семьями воспитанников, как отдельных специалистов, так и образовательной организации в целом.
Особого подхода требует организация взаимодействия с родителями детей раннего возраста, детей подготовительной группы, детей имеющих статус ОВЗ.
Основной проблемой сотрудничества с семьями воспитанников, считают вовлечение родителей в образовательный процесс.
Для её решения в ДОУ были проведены: консультации для педагогов по темам :
• «Правовое регулирование сотрудничества семьи и ДОУ»,
• «Основы изучения семей воспитанников»,
• «Общение педагога ДОУ с родителями воспитанников»,
• «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»,
• «Особенности современной семьи»,
• «Планирование и организация различных форм работы с родителями воспитанников»;
• Составлен социальный паспорт, разработаны планы взаимодействия с семьями воспитанников.
С целью систематизации и обобщения опыта работы по взаимодействию с семьями воспитанников в ДОУ был организован обмен опытом работы педагогами. В ДОУ прошли коллективные просмотры разнообразных форм работы с родителями: тематические собрания с привлечением специалистов, мастер-классы, совместная работа детей и родителей в форме кружка, тренинги, игровые конкурсы, спортивные мероприятия, демонстрация фрагментов занятий с детьми, КВН, викторины, развлечения.
Вся проделанная работа ещё не говорит о том, что взаимодействие с родителями на этом прекратятся. Работу следует продолжать, совершенствовать, искать новые формы взаимодействия, опираясь на педагогический мониторинг. Педагогам предстоит систематизировать методический материал, продумать способы анализа и оценки, вести постоянное наблюдение за процессом, сопоставлять промежуточные результаты, а полученный опыт обобщать
Старший воспитатель : Сегодня педагогический совет предлагаю провести в интересной форме в Деловой игры, в ходе которой мы проанализируем работу по данному направлению и поделимся опытом. Но сначала предлагаю посмотреть фрагмент "Старинный рецепт" (Фитиль 1984) с участием Буркова Георгия Ивановича. Нам предстоит много работать, но в игровой форме.
Старший воспитатель : Предлагаю для начала разделиться на 2 команды по принципу дней рождения - «Кто родился зимой и летом, объединитесь», «Кто родился весной и осенью, объединитесь».
Старший воспитатель : С этого момента вы все – путешественники, которые движутся согласно маршрута по станциям, выполняют различные задания сталкиваются с проблемами, придумывают, как решить проблемы и в конце игры подходят к определенному результату.
• Музыкальный зал 1 станция
• Изостудия 2 станция
• Кабинет считалочка 3 станция
• Спортивный зал 4 станция
• Музыкальный зал 5, 6, 7 станции
На каждой станции вас будет ожидать дежурный по станции. Его задача – направлять и координировать направление выполняемых вами заданий, а так же - подводить итог.
Музыкальный зал 1-я станция «Теоретическая» дежурный по станции воспитатель…
Задание для 1команды.
- Назовите факторы, влияющие на развитие ребёнка в семье.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья - главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Задание для 2 команды.
- Определите функции семьи и детского сада по отношению к ребёнку. Есть ли различия?
Детский сад, как социальный институт в поддержку семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Задание для команд.
1 задание. Определите роль педагога и родителя по отношению к ребёнку. Почему родители отдают ребёнка в детский сад?
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему.
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит много задач: воспитательные, образовательные и просветительские.
ДОУ может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, разобраться с трудностями, возникающими на том или ином этапе становления личности ребенка, но никогда не сможет конкурировать с семьёй.
2 задание. «Современный родитель, какой он?»
Педагогам предлагаются журналы, маркеры, фломастеры, 2 листа ватмана, ножницы, клей.
Сейчас мы попробуем составить портрет современного родителя с помощью материалов, которые лежат у вас на столах. Затем представитель от каждой команды расскажет, какие же они, родители, как вы их видите. На выполнение задания дается примерно 10 минут.
Воспитатели делают коллаж из предложенных материалов, и представитель каждой команды выступает с небольшим рассказом.
Вывод: современный родитель не хороший, ни плохой, он просто соответствует своему времени. Он то боится оказаться некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть воспитательское безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству. То признает свои ошибки, то отрицает мысль о собственных недостатках, чувствует себя «идеальным» родителем.
Современные родители имеют право на выбор собственного пути в реализации своего права в родительстве и нельзя внушать им, что они педагогически несостоятельны.
Воспитателю необходимо отойти от форм пропаганды педзнаний, использовать в общении с родителями не рациональный стиль («Вы обязаны, вы же мать» и т. д.).
Родитель не должен быть пассивным объектом воздействия со стороны педагога. Что происходит, когда нас оценивают? Мы испытываем чувство беспокойства, дискомфорта и унижения. Такое общение не способствует подлинному диалогическому сотрудничеству сторон.
Вывод дежурного по станции.
Кабинет считалочка 2-я станция «Мозговой штурм» дежурный по станции воспитатель….
1 задание. Назовите разные формы работы с родителями. Вариативность форм взаимодействия с родителями в условиях функционирования семейных клубов
Культурно - досуговые
семейные досуги
конкурсы и выставки
экскурсии, посещение музеев, исторических памятников города
Познавательные
семинары
тренинги
практикумы
конкурсы
выставки
педагогические брифинги
деловые игры
педагогические журналы
консультации специалистов различных направлений
педагогические библиотеки для родителей
открытые просмотры организованной образовательной деятельности с детьми
дни открытых дверей
творческие мастерские
Информационно - просветительские
информационные проспекты
альманахи, журналы и газеты, издаваемые для родителей и родителями
открытые просмотры организованной образовательной деятельности с детьми
стенгазеты
выставки детских работ
стенды, папки-передвижки
аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты
дни открытых дверей
Эколого - познавательные
природно-охранные акции
эколого-ориентированная деятельность семьи
эколого-познавательные досуги в природе
семейные походы
Спортивно - оздоровительные
спортивные соревнования, эстафеты, игры
семейный туризм
мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в физическом развитии детей
Направления взаимодействия ДОУ с родителями
Изучение семьи для решения следующих задач:
-создание социального паспорта семей, анализ полученной информации;
-изучение потребностей и запросов родителей, удовлетворенности родителей работой детского сада;
-выявление проблем родителей в воспитании и обучении детей и т. д. ;
-психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей, педагогической и правовой культуры, гармонизации детско-родительских отношений, формирование родительской компетентности;
-включение родителей в содержательную совместную деятельность с ДОУ: участие в управлении образовательным процессом, участие в создании развивающей среды, планирование и проведение различных мероприятий участие в проектной деятельности
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СЕМЕЙНЫХ КЛУБОВ
1. Подготовительный
- создание и анализ социального паспорта семьи;
- разработка анкеты для выявления запроса родителей;
- приказ о создании семейного клуба;
- определение цели, задачи и ожидаемого результата семейного клуба;
- разработка положений семейных клубов;
- сбор информации о ресурсах семей воспитанников;
- разработка перспективного плана взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
2. Внедренческий
реализация перспективного плана клуба с возможной корректировкой планов с учетом предложений участников клуба.
3. Аналитический
- оценка результата деятельности семейного клуба педагогами;
- выявление удовлетворенности родителей деятельностью клуба.
2 задание. Назовите высшую цель и содержание работы если педагог является партнёром? (Высшая цель и содержание работы и педагога и родителя – является – ребёнок. Педагог партнёр опирается на инициативу родителя и предлагает свою помощь, не даёт готовых советов, а вместе с родителями решает проблему).
3 задание. На полуватмане написать темы бесед «Семья» : «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Люди каких профессий были и есть в вашем роду», «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке», «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.», «Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».
Вывод дежурного по станции.
Изостудия 3-я станция «Игралочка» дежурный по станции воспитатель…
1 задание. Педагогам представлена художественная литература для детей, раннего, младшего, среднего, старшего, подготовительного возраста по теме «Моя семья». Игрокам необходимо разложить литературу в соответствии с возрастными особенностями, представить наиболее значимые для дошкольного возраста произведения и в чем главная идея произведения:
Ранний возраст – РНС «Репка»; «Теремок» обр. М Булатова;
Младший возраст - «Колобок», обр. А. Н. Толстого «Волк и козлята», Л. Толстой «Три медведя»;
Средний возраст - обр. И Соколова – Миткова «Зимовье»; обр. М. Булатова «Гуси-лебеди»; обр. В. Даля «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Старший возраст - «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстого; Е. Благинина «Посидим в тишине».
Подготовительный возраст – В. Драгунского сборник; С. Маршак «Двенадцать месяцев», С. Аксаков «Аленький цветочек»; нанайская сказка «Айога».
2 задание. Команда угадывает по слайдам название мультфильмов: «Умка», «Встречайте бабушку», «В яранге горит огонь», «Непослушный медвежонок», «Осторожно, обезьянки», «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Федорино горе», «Марья – искусница» и др.
3 задание. На полуватмане написать дидактические игры на тему «Семья» : «Кто старше?»; «У кого сегодня день рожденья?»; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?»; «Кто ты для бабушки?»; «Огорчится ли мама, если…», «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию», «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»
4 задание. Вместе на столе составьте 2 пословицы о семье :
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Вывод дежурного по станции.
Спортивный зал 4-я станция «Арт-терапия в работе с семьями воспитанников» дежурные по станции воспитатель…
Что вы почувствовали, когда выполняли упражнения?
• Какие техники арт-терапии будете использовать в своей работе?
• Что не понравилось?
• Ваши пожелания организаторам.
Вывод дежурного по станции.
Музыкальный зал 5-я станция «Аукцион педагогических идей» дежурный по станции воспитатель…
Команды встречаются в музыкальном зале. Каждый участник делится одной из своих "находок" в области организации взаимодействия с родителями (специальные памятки, "вместе изготавливаем книгу", "Модель трех вопросов", достижения детей, нетрадиционные родительские собрания и т. д.)
Вывод дежурного по станции.
Музыкальный зал 6-я станция «Дерево мудрых мыслей» дежурный по станции воспитатель….
Притча: Яблоко – плод древа жизни
Древо жизни в мифах почти всех народов-это и мировое древо, то есть ось мира, Вселенной… Именно здесь, под мировым древом, решаются судьбы человеческие, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием, здесь ищут бессмертие и здоровье. И таким деревом в мифах чаще всего была яблоня. И даже если это не яблоня, то плоды древа мира – всегда – яблоки.
Педагоги обмениваются подготовленными заранее высказываниями известных педагогов прошлого и современности, помещая их на "Дерево мудрости".
Вывод дежурного по станции.
Музыкальный зал 7-я станция «Аналитическая» дежурный по станции воспитатель….
Участникам деловой игры предлагается снять прикреплённый символ и положить в корзинку с сиреневый бантом если вам было интересно и познавательно на игре, узнали от коллег что-то новое, в корзинку с красным бантом если вам было сложно быстро ориентироваться в ситуации, для вас было много трудностей. Подведение итогов игры.
Ведущий кратко напоминает ответы участникам игры на каждой станции и делает резюме на каждой станции. Затем подводит итог, о том, насколько компетентными были участники игры.
Вывод дежурного по станции.
Для взаимодействия ДОУ и семьи надо пересмотреть свои роли, свои позиции педагога не как педагога стоящего над детьми и родителями, а как педагога-партнёра. Педагогам следует посмотреть на себя другими глазами. Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как именно они получили для этого специальное профессиональное образование.
Китайская притча «Ладная семья». Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». -И все? -Да, — отвечал старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав, добавил: «И мира тоже».
Проект решения педсовета.
- привлекать родителей к творческому союзу «педагог-ребёнок-родитель» (в течение года, ответственный - старший воспитатель, воспитатели);
- осуществлять педагогическую поддержку воспитания детей используя, и разнообразные формы взаимодействия с семьями ДОУ (в течение года, ответственный – воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель);
- совершенствование системы работы ДОУ с семьёй для создания единой педагогической основы взаимодействия в воспитании и развитии дошкольников.
Литература:
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М. : Изд. дом. «Карапуз», 2001
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методические рекомендации. - Издательство Сфера, 2019
3. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. – Пермь: Меркурий, 2012