Получи документы

«Концепция психического»: исследования и значимость

Попова Лидия
«Концепция психического»: исследования и значимость

«Концепция психического» («theory of mind» - ТоМ) - направление исследований развития представлений детей о психическом мире других людей.

Большинство исследований в рамках изучения «концепции психического» посвящены исходному уровню знаний детей о базовых ментальных феноменах: желание, восприятие, убеждение, мышление, намерение и так далее. Исследователи пытаются определить не только, что знают дети разных возрастов о существовании и функционировании этих феноменов, но и о связи ментальных феноменов с восприятием и поведением.

Публикация «„Концепция психического“: исследования и значимость» размещена в разделах

Например, понимают ли дети, что значит «знать что-то», или осознают ли они, что неудовлетворенные желания обычно вызывают отрицательные чувства и стимулируют новые попытки удовлетворить желания. Особенности выбора предмета изучения обусловили то, что исследования «концепции психического» преимущественно ориентированы на младенцев и детей раннего возраста.

Первые работы в данном направлении были проделаны на шимпанзе. Было выдвинуто предположение, что можно выявить наличие у них представлений следующим образом: один видит, как другой кладет объект «X» в контейнер «А» и потом покидает комнату; затем он видит кого-то еще, кто вынимает «X» из контейнера «А» и перекладывает в контейнер «B» в отсутствии ушедшего. Считается, что индивид имеет понятие о психическом мире другого человека, если будет вести себя так, словно ожидает, что возвратившийся будет искать «X» в контейнере «А».

«Если испытуемый шимпанзе ожидает, что второй шимпанзе полезет в горшок, в котором первоначально лежал банан, это скорее всего покажет, что у него есть представление об убеждениях» [John H. Flavell 2000].

Эти идеи были использованы в начале 80-х годов двумя австрийскими психологами, - J.Реrnеr и Н. Wimmer. Изменив эксперимент, проведенный на шимпанзе, они исследовали понимание маленькими детьми ложных убеждений.

Ложное убеждение — это психический процесс, при котором человек принимает представление о ситуации, не соответствующее реальному положению дел, но которое, несмотря на рассогласование, определяет поведение человека.

Ребенок, понимающий ложное убеждение, понимает природу взаимоотношений между репрезентацией психического и репрезентацией реальности, даже когда они отличаются друг от друга. В заданиях на ложные убеждения различают задания первого порядка (first-order task) и задания второго порядка (second-order task). Задания первого порядка предполагают предсказания того, как человек будет себя вести. Задания второго порядка направлены на определение того, что один человек думает о том, что думает другой человек [Baron-Cohen S. 1985].

В направлении «концепция психического» обман занимает особое место. Он является эффективной экспериментальной моделью различения ментальных феноменов. Кроме исследования собственно «обмана» разные типы его использования можно найти во всех аспектах, изучаемых в рамках данного направления - это ложные убеждения (false belief, различение кажущегося и реального (appearance-reality distinction, игры понарошку (pretend play, понимание ментальных феноменов в социальном взаимодействии и общении (understanding of mental states in social interaction and communication) [Henry M. Wellman, David Cross 2001].

Маленькие дети 3 лет не разделяют свое психическое и психическое других людей, при обмане не используют средства для обмана. В этом случае при взаимодействии с другими людьми они скорее выступают не как социальные субъекты, а как агенты.

Четырехлетние дети по сравнению с трехлетними начинают понимать, что обладают своей концепцией психического и она отличается от концепции психического другого человека. На этом уровне они начинают различать свои эмоции и эмоции других людей; отличать причины собственных эмоций от причин чужих эмоций; понимать обман. Однако их понимание сильно связано с контекстом ситуации, с событием.

Существенные изменения в уровне развития концепции психического происходят в 5-летнем возрасте, особенно, у 6-летних детей. Они способны распознавать обман в разных его формах и сами могут обманывать других, используя возможности маскировки обманных действий (умолчание, контроль внешних проявлений: лицевых выражений, голосовых эмоциональных проявлений, избегание контакта глаза-в-глаза и так далее.).

Нарушения решения задач концепции психического были выявлены у детей с аутизмом, которые не могли решить задачу «Ложные убеждения» первого и второго порядка. Они не могли отделить собственное знание от знания другого человека, были неспособны понимать убеждения другого человека.

Следует отметить социальную значимость данной концепции : только после того, как дети становятся способны распознавать обман в разных его формах и сами могут обманывать других, используя возможности маскировки обманных действий (в 5-6 лет, они могут понять запреты обмана, моральную сторону обмана собственного и других людей, возможность манипуляций их мнениями, убеждениями, желаниями. После этой стадии возможно появление макиавеллизма – социальной способности манипуляции другими людьми [Е. А. Сергиенко 2007].

Поскольку результаты, полученные с использованием экспериментальной модели концепции психического различны, в настоящее время ведутся исследования, посвященные поиску механизмов понимания детьми психического мира других людей, сопоставлению этой способности с другими ментальными феноменами детей.

Список литературы.

1. Е. А. Сергиенко От когнитивной психологии к психологии субъекта 2007 год «Психологический журнал», 2007, том 28, № 1, с. 17-27

2. Е. А. Сергиенко Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд изд. «Институт психологии РАН» Москва 2006

3. Baron-Cohen S., Leslie A. M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»?//Cognition, 1985

4. Henry M. Wellman, David Cross, and Julanne Watson Meta-Analysis of Theory-of-Mind Development : The Truth about False Belief 2001

5. Henry M. Wellman and David Liu Scaling of Theory-of-Mind Tasks Child Development 2004

6. John H. Flavell Development of children’s knowledge about the mental world 2000

Публикации по теме:

Игры с дошкольниками для снятия психического напряженияИгры с дошкольниками для снятия психического напряжения Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?»Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация для родителей «Значимость игры для детей» Мы ссорились, мирились. Мы ссорились, мирились И спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается игра,.

Личная концепция по проблеме «Воспитание экологической культуры у дошкольников» АЛГОРИТМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА. [/h3] 1. Обоснование проблемы:В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования»Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. - Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Презентация «Научная концепция педагогической деятельности»Презентация «Научная концепция педагогической деятельности» Научная концепция педагогической деятельности: «Осуществление преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой» Районный.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии воспитанниковЗначимость сюжетно-ролевой игры в развитии воспитанников Вы наверное согласитесь, что игра в развитии детей была и остается ВЕДУЩЕЙ в развитии детей! Несомненно существует множество видов игр в.

Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Значимость уроков изобразительного искусства в развитии памяти у детей Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Концепция психического»: исследования и значимость
Опубликовано: 26 августа 2020 в 16:32
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Концепция психического»: исследования и значимость» (включая файлы) размещена пользователем Попова Лидия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД