Попова Лидия
«Концепция психического»: исследования и значимость
▼ Скачать + Заказать документы
«Концепция психического» («theory of mind» - ТоМ) - направление исследований развития представлений детей о психическом мире других людей.
Большинство исследований в рамках изучения «концепции психического» посвящены исходному уровню знаний детей о базовых ментальных феноменах: желание, восприятие, убеждение, мышление, намерение и так далее. Исследователи пытаются определить не только, что знают дети разных возрастов о существовании и функционировании этих феноменов, но и о связи ментальных феноменов с восприятием и поведением.
Публикация «„Концепция психического“: исследования и значимость» размещена в разделах
Например, понимают ли дети, что значит «знать что-то», или осознают ли они, что неудовлетворенные желания обычно вызывают отрицательные чувства и стимулируют новые попытки удовлетворить желания. Особенности выбора предмета изучения обусловили то, что исследования «концепции психического» преимущественно ориентированы на младенцев и детей раннего возраста.
Первые работы в данном направлении были проделаны на шимпанзе. Было выдвинуто предположение, что можно выявить наличие у них представлений следующим образом: один видит, как другой кладет объект «X» в контейнер «А» и потом покидает комнату; затем он видит кого-то еще, кто вынимает «X» из контейнера «А» и перекладывает в контейнер «B» в отсутствии ушедшего. Считается, что индивид имеет понятие о психическом мире другого человека, если будет вести себя так, словно ожидает, что возвратившийся будет искать «X» в контейнере «А».
«Если испытуемый шимпанзе ожидает, что второй шимпанзе полезет в горшок, в котором первоначально лежал банан, это скорее всего покажет, что у него есть представление об убеждениях» [John H. Flavell 2000].
Эти идеи были использованы в начале 80-х годов двумя австрийскими психологами, - J.Реrnеr и Н. Wimmer. Изменив эксперимент, проведенный на шимпанзе, они исследовали понимание маленькими детьми ложных убеждений.
Ложное убеждение — это психический процесс, при котором человек принимает представление о ситуации, не соответствующее реальному положению дел, но которое, несмотря на рассогласование, определяет поведение человека.
Ребенок, понимающий ложное убеждение, понимает природу взаимоотношений между репрезентацией психического и репрезентацией реальности, даже когда они отличаются друг от друга. В заданиях на ложные убеждения различают задания первого порядка (first-order task) и задания второго порядка (second-order task). Задания первого порядка предполагают предсказания того, как человек будет себя вести. Задания второго порядка направлены на определение того, что один человек думает о том, что думает другой человек [Baron-Cohen S. 1985].
В направлении «концепция психического» обман занимает особое место. Он является эффективной экспериментальной моделью различения ментальных феноменов. Кроме исследования собственно «обмана» разные типы его использования можно найти во всех аспектах, изучаемых в рамках данного направления - это ложные убеждения (false belief, различение кажущегося и реального (appearance-reality distinction, игры понарошку (pretend play, понимание ментальных феноменов в социальном взаимодействии и общении (understanding of mental states in social interaction and communication) [Henry M. Wellman, David Cross 2001].
Маленькие дети 3 лет не разделяют свое психическое и психическое других людей, при обмане не используют средства для обмана. В этом случае при взаимодействии с другими людьми они скорее выступают не как социальные субъекты, а как агенты.
Четырехлетние дети по сравнению с трехлетними начинают понимать, что обладают своей концепцией психического и она отличается от концепции психического другого человека. На этом уровне они начинают различать свои эмоции и эмоции других людей; отличать причины собственных эмоций от причин чужих эмоций; понимать обман. Однако их понимание сильно связано с контекстом ситуации, с событием.
Существенные изменения в уровне развития концепции психического происходят в 5-летнем возрасте, особенно, у 6-летних детей. Они способны распознавать обман в разных его формах и сами могут обманывать других, используя возможности маскировки обманных действий (умолчание, контроль внешних проявлений: лицевых выражений, голосовых эмоциональных проявлений, избегание контакта глаза-в-глаза и так далее.).
Нарушения решения задач концепции психического были выявлены у детей с аутизмом, которые не могли решить задачу «Ложные убеждения» первого и второго порядка. Они не могли отделить собственное знание от знания другого человека, были неспособны понимать убеждения другого человека.
Следует отметить социальную значимость данной концепции : только после того, как дети становятся способны распознавать обман в разных его формах и сами могут обманывать других, используя возможности маскировки обманных действий (в 5-6 лет, они могут понять запреты обмана, моральную сторону обмана собственного и других людей, возможность манипуляций их мнениями, убеждениями, желаниями. После этой стадии возможно появление макиавеллизма – социальной способности манипуляции другими людьми [Е. А. Сергиенко 2007].
Поскольку результаты, полученные с использованием экспериментальной модели концепции психического различны, в настоящее время ведутся исследования, посвященные поиску механизмов понимания детьми психического мира других людей, сопоставлению этой способности с другими ментальными феноменами детей.
Список литературы.
1. Е. А. Сергиенко От когнитивной психологии к психологии субъекта 2007 год «Психологический журнал», 2007, том 28, № 1, с. 17-27
2. Е. А. Сергиенко Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд изд. «Институт психологии РАН» Москва 2006
3. Baron-Cohen S., Leslie A. M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»?//Cognition, 1985
4. Henry M. Wellman, David Cross, and Julanne Watson Meta-Analysis of Theory-of-Mind Development : The Truth about False Belief 2001
5. Henry M. Wellman and David Liu Scaling of Theory-of-Mind Tasks Child Development 2004
6. John H. Flavell Development of children’s knowledge about the mental world 2000