Юлия Тюряева
НОД в старшей группе «Кому нужна вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; формировать представления у детей о том, что вода - нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку; познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Ход НОД:
Воспитатель загадывает загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! ( Ответ: вода)
Публикация «НОД в старшей группе „Кому нужна вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Правильно! О чем говорится в загадке, какая бывает вода? (ответы детей)
Воспитатель показывает на глобус: «Посмотрите, сколько воды на нашей планете! А как вы думаете, нужно так много воды на нашей планете?» (ответы детей).
Воспитатель слушает детей, подытоживает все ответы.
Ребята, скажите, а кому нужна вода? Кто не может обойтись без воды? (ответы детей).
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что без воды не было бы жизни на планете.
- Конечно, вода необходима всему живому на нашей планете. Но человек, животное, растение могут утолить свою жажду и какое-то время все же могут обойтись без воды. А есть и те, кто не сможет прожить без воды и несколько секунд. Как вы думаете, кто это?
Ответы детей.
- Да, это обитатели рек и водоемов, морей и океанов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Но сначала немного поиграем.
Физминутка: проводится игра «Море волнуется раз…»
Воспитатель загадывает загадки, после того как дети отгадают загадку, воспитатель выставляет картинку с рыбой на мольберт.
Он живёт в озерах, реках.
Жадный и зубастый
Ловится он человеком
Вкусным он бывает.
Вот малькам от него плохо,
- Ловит и глотает. (окунь)
***
Крупный, любит озёра просторные,
А ещё – камыши поглодать.
Рыба сильная, очень упорная,
Просто так её трудно поймать (карп).
***
Хор лягушек под мостом испугал хвостищем сом.
Видно скучно одному жить усатому сому.
***
Драчун и забияка живёт в воде,
Кости на спине, и щука не проглотит (ерш).
***
Рыба в озере живёт, глубоко зарылась в грязь.
Нет воды, один лишь лёд-до весны проспит (карась).
***
Акула рыщет по морям, Пугая всех и там и сям.
Разинет пасть зубастую:- я всех вас заграбастаю!
***
О дельфинах всем известно - нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки и легки для дрессировки. В океане водится одна рыба, ближе к берегу у дна.
***
Называют все её пила, вот такие значит здесь дела.
У неё большой и длинный нос, он шипами с двух сторон оброс,
Пилит по частям всех, ой-ёй-ёй. Встретившись- беги, пока живой.
Игра «Назови части»
- Скажите пожалуйста, а рыбы все одинаковые? (нет)
(Ответы детей)
-А чем же они отличаются? (цветом, размером, формой)
(Ответы детей)
-А есть у них что-нибудь общее? Рассмотрите внимательно, сравните их между собой. (Да, части тела.)
(Ответы детей)
-У каждой рыбы есть: туловище,голова,плавники, брюхо, хвост, глаза, рот.
- А что есть у рыб, чего нет у животных? Животные покрыты шерстью, птицы перьями, а рыбы …) Чем покрыто тело у рыб? (Правильно, чешуёй.)
- На что похожа форма тела у рыб? (форма тела у рыб похожа на овал)
(Ответы детей)
Почему такая форма рыб удобна? (чтобы было удобней плавать).
(Ответы детей)
- У рыб форма тела обтекаемая - удобная для плавания. Они очень быстро плавают в воде.
- А дышат они чем? (жабрами, которые находятся на голове.)
(Ответы детей)
- У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде и воздух они выбирают из воды через жабры.
- Что рыбы делают в воде? (Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются.)
(Ответы детей)
Питаются рыбы червячками, насекомыми и водорослями. Хищные рыбы охотятся на других рыбок. Большинство рыб плывёт вперёд, волнообразно изгибая тело. Двигаться им помогают плавники: хвостовой и боковые.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска.
- Знаете, дети, как рождаются рыбки? (Большинство рыб откладывают икру, а из икры появляются мальки, а некоторые сразу рождают маленьких рыбок)
(Ответы детей)
Дыхательная гимнастика
Дети встают в круг и берутся за руки.
- Давайте послушаем, как мы дышим (все дети прислушиваются к своему дыханию)
- Вдох (через нос) – все делают шаг вперед, выдох (через рот) – шаг назад.
-Сейчас мы с вами подышали все вместе чем? (воздухом)
- А чем ребята дышат рыбы?
-В воде есть воздух?
Сейчас мы это узнаем.
Экспериментирование
Чем дышат рыбы?
Оборудование: прозрачная емкость с водой, кусочек пластилина.
Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.
Вывод: в воде есть воздух. Когда зимой водоемы замерзают, то воздуха в воде становиться мало, и рыбы могут погибнуть. Поэтому люди специально делают проруби, а чтобы вода быстро не замерзала, в нее кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили?
Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что нового узнали? Молодцы ребята! Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, выполнили все задания.