Старокожева Олеся Алексеевна
Конспект урока «Композитор — имя ему народ»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Композитор-имя ему народ»
Цель: активизировать творческую активность познавательного интереса к наследию нашей страны
Задачи урока :
Обучающие: осознать музыкальную речь как способ общения между людьми
Развивающие: развивать словарь детей на основе эмоционального восприятия произведения
Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к народной музыке
Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД) :
Публикация «Конспект урока „Композитор — имя ему народ“» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Регулятивные – планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, осмысление учебных действий, самооценка учебной деятельности.
Познавательные – овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Личностные – понимание функции музыки в жизни людей, развитие познавательного интереса к новому учебному материалу, развитие творческих способностей детей.
Коммуникативные – формирование умения аргументировать свои ответы, умения осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование:
компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс;
Ход урока
1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята! Давайте начнём наш урок с исполнения знакомой нам песни «Светит месяц»
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни, о чем мы будем говорить на уроке? (О русской народной музыке)
2. Открытие темы урока
-Можем ли мы назвать имя композитора, написавшего русские народные песни (народ) Итак тема нашего урока “ Композитор имя ему народ”. А что мы можем узнать из русских народных песен?
Дети: О том, как жили люди, чем они занимались?
3. Основная часть
Учитель: Давайте посмотрим, правы люди, когда говорят, что народная песня – зеркало жизни народа.
(Эпиграф на доску)
Попробуйте, вспомнить какие вы знаете жанры русской народной песни в которых отразилась жизнь русского народа и загадать напеть эти песни.
(Дети напевают песни и называют жанры)
-Как вы думаете, чем сопровождали русские люди исполнение песен (игрой на русских народных инструментах)
-У вас в конвертах находятся рисунки инструментов и народных и симфонических. Ваша задача: найти и вывесить на доску р. н. деревянные – духовые инструменты; струнно-щипковые инструменты; кнопочно-язычковые инструменты.
- Какой группы инструментов у нас не хватает (Ударные инструменты)
-Назовите эти инструменты. (ложки, бубен, трещотка, рубель)
-Вот как много мы можем узнать о жизни наших предков из русских народных песен. Интересно, а можно ли узнать из народных песен, как живут люди в других странах?
-И что для этого нужно сделать? (Можно, нужно послушать песни других народов)
Учитель: Ребята, внимание: я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по разным странам на крыльях музыки. И так вперед. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали?
Слушание японской песни «Сакура»
-Как вы думаете, куда мы попали?
-Давайте поточнее узнаем. Внимание на слайд. Что это за страна (Япония)
-Да. Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умели видеть бесценную красоту окружающей их природы.
Ребята, вы заметили какие деревья на слайде, точно в розовой пелене. Это Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.
Давайте разучим эту песню “Сакура”.
-Дайте характеристику музыке и обратите внимание на лад. Итак, какая музыка по характеру (Напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная, любование природой)
-Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть какой-то необычный лад? (необычное звучание. Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор)
-Этот лад называется пентатоника - пятиступенчатый лад без полутонов. Ребята, послушав музыку, мы можем сказать какие японцы по характеру. (Спокойные, неторопливые)
- Отправляемся дальше. Куда мы попали?
(Слушание песни “Санта Лючия”)
-Что может изображать мелодия? (в этой стране есть теплое море, яркое солнце, живут очень певучие люди)
-В какой стране находится город Неаполь?
Учитель: Давайте исполним песню.
(Разучиваем песню “Санта Лючия)
- Мелодия по характеру песенная или танцевальная?
- Какие люди живут в этой стране, чем они занимаются?
Отправляемся дальше. Куда мы попали?
(Слушание белорусской песни “Реченька”)
А что мы можем сказать об этой стране? (это русская песня, она напевная распевная, песенная)
-Вы правы, песня очень похожа на русскую народную песню. Но это другая страна – Белоруссия. Как это можно объяснить?
-Это близкие народы. У нас общие корни. У нас общие предки. Мы славяне. Поэтому у нас так много похожего в языке, в музыке, в культуре, истории.
(исполняем песню)
4. Итог урока
-Что нового узнали на уроке? С песнями каких стран мы сегодня познакомились? Так можно ли узнать из народных песен о жизни любого народа?
-Верны ли слова “Народная песня – зеркало жизни народа”?
-Спасибо, ребята, за урок. Оцените свою работу на уроке, выбрав русскую балалайку:
• красного цвета те, кому было интересно на уроке,
• зеленую те, кому было трудно на уроке.