Вера Уфимцева
Коллективные творческие проекты в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Коллективные творческие проекты в детском саду»
Старший воспитатель В. А. Уфимцева,
высшая квалификационная категория,
МКДОУ детский сад «Петушок»
В последнее время в практике дошкольных учреждений активно применяется инновационный метод проблемного и интегрированного обучения. Это метод проектов. Основа этого метода - самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. В переводе с греческого проект – путь исследования.
Публикация «Коллективные творческие проекты в детском саду» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя». Для детей дошкольного возраста характерно стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, они хотят все знать. Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет проектная деятельность.
Проектирование как вид педагогической деятельности и как этап любой отдельной деятельности.
Актуальность проблемы:
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что наши дети должны знать и уметь много больше.
Помогают нам решить эту проблему проекты. Что же такое проект? Есть несколько понятий.
«Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающийся созданием творческих работ.
Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Что такое метод проектов?
Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Проект - форма организации совместной деятельности педагога и ребенка.
Признаки проекта : присутствие новизны, наличие реальной проблемы, практическая направленность, широта его использования.
Из практики работы нашего учреждения текущего учебного года использованы такие формы работы с педагогами по проектной деятельности :
- разговор об актуальности проектного метода для разностороннего развития ребенка;
- работа с педагогами по документу ФГОС ДО;
- формулирование целей и задачей проектного метода;
- обмен педагогов опытом работы по написанию проектов в ДОУ на семинаре – практикуме.
А также организованы и проведены:
- педагогический марафон «Проектная и исследовательская деятельность в воспитании дошкольников»;
- педсовет «№1» с освещением в повестке плана вопроса: «Проектная деятельность в летний период»;
- фестиваль педагогических проектов;
- организованные просмотры ННОД в рамках реализации проектов педагогов;
- мастер – классы: «Лэпбук «Матрешка», «Платковые куклы», «Игры для детей»;
- консультации: «Значимость проектных методов», «Способы разработки проектов».
В практике нашего ДОУ используются следующие виды проектов :
- исследовательские - творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, дизайна, презентаций;
- информационно – практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи, др.);
- творческие (оформление результата в виде праздника, детского дизайна, др.);
- ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы).
Для реализации проектов педагоги используют в совместной деятельности: сбор копилок, создание коллекций, наблюдение, восприятие художественной литературы, экспериментирование, исследовательскую деятельность, игру, продуктивная деятельность, экскурсии, выставки и решение проблемных ситуаций.
Обязательное участие и родителей в проектной деятельности :
-сбор копилок информации и материалов;
-помощь в изготовлении нового продукта;
-слушатели и участники презентации проектов;
-создание семейных газет, портфолио;
-создание книг детских рифмовок, загадок, сказок;
-изготовление дидактических пособий, моделей.
Активная работа ведется в ДОУ по реализации коллективного творческого проекта, целью которого является творческое развитие всех участников образовательных отношений.
Основные задачи коллективного творческого проекта :
- сотрудничество и сотворчество участников образовательных отношений,
- воспитание культуры общения
- развитие у детей воображения, любознательности, исследовательских способностей.
Коллективные творческие проекты могут реализовываться в виде рукотворного конкурса, семейного праздника и мини – музея.
Особенности таких проектов : нетрадиционная тематика, обязательное участие семей воспитанников (для улучшения детско-родительских отношений, наглядный результат совместной деятельности участников.
Коллективный творческий проект «С добром в сердце» предложен педагогом – психологом Шишлаковой Г. Д. Цель: творческое развитие всех участников проекта. Поставили задачи для реализации проекта :
- воспитывать у детей положительные качества характера;
- способствовать сплочению коллектива;
- мотивировать детей и родителей на совершенствование добрых поступков, добрых дел во благо других людей;
- углублять представление у детей о доброте;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
- способствовать эмоциональному, духовно - нравственному и интеллектуальному развитию детей.
Срок реализации проекта обозначен на шесть месяцев.
Определены участники проекта : дети, коллектив детского сада, родители.
Этапы реализации: целеполагание, подготовительный, основной, итоговый.
Мероприятиями основного этапа стали: выставки акции ярмарка лозунги, рассказы подарки к праздникам, праздники фотогазеты, папки – раскладушки.
Во всех группах изготовлены аппликации, рисунки, оформлены стены групп, совместные с родителями творческие газеты.
Оформлена выставка «От улыбки станет всем светлей». Во многих работах выставки «От улыбки станет всем светлей» символом стало «солнышко».
Участники проекта охотно откликнулись на акцию «Самый чистый участок» в осенний период времени, но продолжилась акция и зимой.
Через привлечение членов семьи ребенка к акции формировалось у родителей и детей желание принимать участие в совместных действиях, организованных в ДОУ.
Не пропущена вниманием акция «Брошь для воспитателя ко Дню дошкольного работника». Многие родители совместно с детьми проявили индивидуальное творчество. В старшей группе активные мамы организовали мастер – класс по изготовлению броши. В нем принял с удовольствием участие один из пап. В итоге броши получили все работники детского сада на торжественном вечере, посвященному Дню дошкольного работника.
С ноября по декабрь проведена акция «Кормушка для птиц». В некоторых группах воспитатели организовали конкурс «Лучшая кормушка». Оценку провели сами родители. Кормушки развешаны на верандах, деревьях.
В течение зимы все участники (дети, родители, работники детского сада) кормили птиц.
Через «Ярмарку добра» одни участники создавали «Дерево добра» и на листьях дерева отмечали совершаемые добрые поступки. Другие на своем примере показывали, что значит делать добро. Дети самостоятельно оценивали поступки детей, подводили итог в конце дня.
С добром в сердце ко «Дню защитника Отечества» воспитатели, мамы, бабушки, дети готовили подарки, сувениры, оформляли выставки.
Выставляли в приемных папки – раскладушки, стенгазеты, фотовыставки.
С детьми ко «Дню защитника Отечества» проведены НОД, совместные игры с папами и дедушками, итоговые развлечения.
К Международному женскому дню 8 марта «Руками матери» организовали
выставку творческих работ. Оформили фотогазеты «Моя мама маленькая», стенгазеты «Моя мама, бабушка самая лучшая», а также подготовлены детские сочинения о маме, подарки, сувениры, открытки.
Итогом стали совместные с детьми игры, праздники, посиделки, развлечения.
Часть участников проекта подготовили призывы «Будь добрее», многие приняли участие в дискуссии «Что такое доброта?», подготовили высказывания и доклады о доброте.
Результатом долгосрочного проекта стало оформление большой стенгазеты и демонстрация ее в холле детского сада. Планируется продолжение работы по теме: «День Победы», включая и «Солдатский платок», и «Бессмертный полк», а также «Солдатское письмо». Обязательная выставка совместных рисунков «Нет войне».
Механизм реализации творческого проекта :
1 этап – организационный (постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; подбор литературы; организация развивающей среды в группе;
2 этап – практический (виды деятельности, формы работы);
3 этап – заключительный (презентации, газеты, праздники, др.)
Что еще отличает у нас коллективные проекты?
В первую очередь – это нетрадиционная тематика и тематика, исходящая от детей.
С учётом особого интереса детей к летнему периоду времени воспитатель Шитикова И. Н. предложила идею проекта «Краски лета». Формы работы самые разнообразные. Итог работы выставки и летний праздник.
«Бархатцы – цветы солнца», автор проекта воспитатель Мирошниченко Е. Я.
В ходе проекта решались задачи разной направленности. Итогом стали выращенные бархатцы.
Во время реализации проектов формируется культура диалога между участниками, дети вместе с родителями творят, мастерят, рассказывают истории по теме проекта. Именно такое общение в форме диалога - одно из непременных условий формирования личности ребёнка и обогащения детско-родительских отношений.
Проекты : «Новогодний праздник», «Царство зимушки – зимы», «Новогоднее чудо – елочка» и «Пушистая снежинка» позволили объединить родителей, педагогов и детей в разных видах деятельности.
Проект «Создание мини - музеев» - один из успешных коллективных творческих проектов. Тематика мини – музеев может быть разнообразной: у автора проекта Носовой С. С. - «Народная кукла».
Результаты работы:
Самый важный результат обучения на проектной основе – это создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.
• Дети развивают свой собственный характер естественным образом.
• Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.
• Проекты учат верить в свои силы.
• Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребёнка в этом действительно возникает необходимость.
• Ребё нок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнению собеседника, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника, быть руководителем и исполнителем. Занимать творческую позицию.
• Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребёнка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.