Надежда Туева
Конспект открытой ОД «Книжки каждому нужны, книжки каждые важны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД в подготовительной к школе группе
Образовательная деятельность в детском саду (конспект ОД)
I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область познавательное развитие, Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, двигательная деятельность, продуктивная
Согласно ФГОС ДО допускается расширение
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Книжки каждому нужны, книжки каждые важны»
Публикация «Конспект открытой ОД „Книжки каждому нужны, книжки каждые важны“» размещена в разделах
2. Словесная: беседы, проблемные вопросы, чтение художественной литературы разного жанра, рассказ, пояснения;
Наглядные: показ, демонстрация;
Игровые: Сюрпризный момент, дидактическая игра «Составь слово», «Книгопечатники», Физминутка: «Царевна Несмеяна», «В госте в сказки».
Технология: создание и решения проблемной ситуации
3. Возрастная группа: Подготовительная к школе группа
4. Цель: Углубить представления детей о существенных характеристиках книги, о свойствах и качествах различных материалов используемых в древности для создания книги в соответствии с федеральными государственными стандартами.
5. Задачи:
5.1. Формирование познавательного интереса, расширение кругозора;
5.2. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление;
5.3. Поощрять творчество, инициативу и самостоятельность детей, умение согласовывать свои действия со сверстниками.
6. Планируемые результаты:
6.1 Сформирован у детей познавательный интерес;
6.2 Испытывает потребность в воображении в ассоциативном мышлении;
6.3 Способен согласовывать свои действия со сверстниками.
7. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) :
Картинки с изображением писателей, мольберт, ИКТ, книжки – малышки сделанные своими руками, глобус, микроскоп, макет машины времени, флэшка с записями музыки по ходу занятия, слайд-шоу по теме занятия, пяльцы, кусочки шелка, кисточка, тарелочки, краски, салфетки, доски с глиной, тарелки с песком и с водой, деревянные палочки, оттиски букв, образцы иероглифов, большие кубики с буквами и цифрами, подставка для кисточек, медали «умников», столы, стулья, ковер, веер, деревенский домик, березка, костюм профессора Всезнайки.
8. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:
Чтение художественной литературы: «Былины», Стихотворение А. К. Толстой: «Колокольчики мои», С. А. Есенин: «Черемуха душистая», «Стрекоза и муравей», просмотр мультфильма: «Вовка в тридевятом царстве»
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
(Звучит веселая музыка) За столом сидит профессор Всезнайка и смотрит в микроскоп.
Всезнайка: Сколько всего надо успеть узнать самому и рассказать ребятам. Ведь у них всегда столько вопросов и я на каждый должен найти ответ!
(В это время в группу входит воспитатель и дети)
1.1Введение в тему (создание проблемной ситуации).
Воспитатель: Здравствуйте, всезнайка, у наших ребят опять возник вопрос, не могли ли вы помочь найти на него ответ?
Всезнайка: Здравствуйте ребята! Я магистр школы «Всезнаек». В моей школе «Всезнаек» занимаются ребята со всего земного шара (показывает на глобус, все те, кто хочет получить ответы на различные вопросы. Значит и у вас есть ко мне вопрос? И что же вы бы хотели узнать сегодня?
Ребенок: (в руках у него книга). Уважаемый всезнайка я и мои друзья хотели бы узнать, какими были первые книги?
Всезнайка: Я вижу, вы очень умные и любознательные ребята, а таких детей я люблю и вам конечно помогу. Значит, вы хотите узнать какими были первые книги. Ребята, а как вы думаете, для чего нужны книги? А как вы думаете, какими были первые книги?
(ответы детей).
Всезнайка: Молодцы, вы наверно дома много читаете со своими папами и мамами?
(ответы детей).
Всезнайка: А какие ваши любимые книги, отвечаем полным ответом, ведь я всезнайка и люблю умных детей.
(дети называют свои любимые книги).
Всезнайка: Молодцы, ну что ж пора в путь. Чтобы узнать какими были первые книги, нам надо будет отправить в прошлое. А что же такое прошлое?
(ответы детей) : Прошлое это то, что уже было, то, что уже прошло и т. д.
Всезнайка: Хорошо. Ребята, как же нам попасть в прошлое, кто знает? А как я уже сказал, отвечаем полным ответом, ведь я всезнайка и люблю умных деток.
(ответы детей) : Мы можем попасть в прошлое на (при помощи волшебной палочки, на самолете, на ракете, на машине времени)
|всезнайка обыгрывает каждое высказывание ребенка, например «Ты думаешь, что на ракете, ребята, если мы сядем в ракету, куда мы попадем? В космос. А космос – это прошлое? Нет» и т. д. пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое возможно, только на машине времени|
1. 2 Мотивация деятельности детей:
Всезнайка: Правильно ребята, в прошлое мы попадем на машине времени. И в моей лаборатории тоже она есть. Прошу всех вас пройти в мою машину времени (звучит космическая музыка, дети проходят в машину времени).
Всезнайка: Ребята, чтобы наша машина полетела нужно ее завести, давайте вспомним с вами сказочную физминутку:
Мы царевну Несмеяну будем целый день смешить,
Как снежинки, как пушинки (кружатся на месте)
Будем радостно кружить. (вправо, влево)
Будем пятиться как раки, не смотря на буераки. (шаги назад)
Спрячемся как крот в нору (присесть)
И появимся к утру. (высоко подпрыгнуть)
Несмеяна захохочет, с нами поиграть захочет.
Всезнайка: Какие молодцы! А сейчас посмотрите ребята на экран мы с вами попали в древний Египет. (просмотр презентации).
Всезнайка: Египет - это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, моря, реки и даже горы. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы - это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать.
Всезнайка: А сейчас закройте глаза и послушайте музыку. А теперь откройте их. Проходите и садитесь за столы. Посмотрите на ваших столах лежат какие- то природные материалы. Давайте посмотрим, что перед вами лежит?
(ответы детей) : На столе лежит глина, песок и вода.
Всезнайка: Молодцы вы угадали все материалы. А как вы думаете, почему на наших столах лежит песок, глина, вода?
(ответы детей) : Может, мы будем, что-то строить или выращивать растение, а может из них делали книги.
Всезнайка: А давайте мы сейчас с вами и узнаем. Для начала попробуем на песке. Возьмите деревянные палочки и попробуйте написать любую знакомую вам букву на песке. Скажи, какие буквы вы написали? (ответы детей). Ваше изображение видно?
(ответы детей) : Да.
Всезнайка: А сейчас положите свои палочки на стол. Представим, что мы свои надписи понесли читать нашим мамам. Мы несли их и трясли по дороге. Возьмите тарелочки и немножко, не сильно потрясите, как я. Что стало с нашей надписью?
(ответы детей) : Ее нет, наша надпись исчезла.
Всезнайка: А как вы думаете, почему это произошло?
(ответы детей) : Потому что мы трясли, потому что песок сыпучий.
Всезнайка: Правильно ребята потому, что песок сыпучий и если его потрясти, подуть на него надпись пропадает. Подойдет нам песок для написания книги?
(ответы детей) : Нет, потому что надпись исчезает.
Всезнайка: А сейчас подвинем аккуратно тарелочки с водой возьмем наши деревянные палочки и попробуем пописать на воде. Ну что получается ребята?
(ответы детей) : Ничего
Всезнайка: А почему?
(ответы детей) : Потому что вода невидимая, жидкая, и буквы наши тоже исчезают
Всезнайка: Молодцы, вы все правильно сказали, вода жидкая, прозрачная и не имеет формы, а значит и вода нам тоже не подойдет для написания книги. А сейчас аккуратно отодвинем нашу тарелочку с водой и подвинем следующий природный материал глину. Возьмем свои палочки и попробуем порисовать на глине. Нарисуйте в середине небольшой квадрат, а справа от него круг. Ну что, получается, рисовать на глине?
(ответы детей) : Да.
Всезнайка: Хорошо, положите палочки на стол. А теперь проверим, сохраниться ли наш рисунок, давайте потрясем доску с глиной, а теперь подуем на него. Что стало с нашим рисунком, он остался?
(ответы детей) : Рисунок остался, он не изменился.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) :
Всезнайка: Значит, какой можно сделать вывод?
(ответы детей) : Из глины можно сделать книгу.
Всезнайка: Вот к этому выводу и пришли древние жрицы. Давайте посмотрим на экран, как они это делали (просмотр презентации). Для записи жрицы использовали такие же глиняные таблички, на которых они писали при помощи деревянных палочек, которые назывались клинки, они палочкой надавливали на глину, как вы сейчас, а после их ставили высыхать. Так получалась одна страничка книги. Когда жрицами было написано много таких глиняных страничек книги, они их складывали друг на дружку. Вот так ребята и получились первые книги. Глиняные книги - были очень большими и тяжелыми.
Всезнайка: Ну, что ребята понравилось вам в Древнем Египте?
(ответы детей) : Очень.
Всезнайка: А сейчас нам пора снова в путь. Пройдемте к нашей машине времени. Сейчас мы с вами окажемся в другой стране и в другом времени. Но чтобы нам туда попасть, нужно опять завести нашу машину времени, давайте вспомним еще одну физминутку про сказки:
Сказка даст нам отдохнуть
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
- Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
Всезнайка: Давайте выйдем из машины времени. Мы с вами попали в страну Древний Китай, чтобы узнать какие же первые книги были в этой стране, посмотрим на наш экран, который все знает (просмотр презентации). Ребята Китай это родина многих открытий. Это дворец императора, император-это самый главный человек в Китае. В Китае выращивают все время чай, рис, изобрели материал шелк. А это ребята китайский Новый год, он считается самым главным праздником в Китае. Китайцы очень любят придумывать различные загадки и головоломки. И для нас они тоже приготовили задание. Посмотрите на эти кубики, рассмотрите их и подумайте, какое задание могли придумать для нас хитрые китайцы?
(ответы детей) : Может из них надо, что- то построить. На кубиках написаны буквы и цифры.
Всезнайка: А как вы думаете, ребята, зачем они написали нам буквы на кубиках?
(ответы детей) : Из букв нужно составить слов.
Всезнайка: А из слов, что можно составить?
(ответы детей) : А из слов можно составить предложение.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Всезнайка: А это мы сейчас с вами и проверим. Ребята, нам нужно разделить на две команды (всезнайка делит детей на две команды). Слушайте внимательно, у вас у каждого на кубике написана буква, а рядом с буквой в верхнем углу написана цифра. Вам необходимо расставить цифры по порядку и тогда у вас получиться слово. Ребята, с какой цифры начнем составлять слово?
(ответы детей) : Мы начнем составлять слово с цифры один.
Всезнайка: Будьте внимательными, не путайте последовательность цифр, а то слово может не получиться ( дети составляют слова: книга, друг).
Всезнайка: Я смотрю, вы работали дружно и уже справились с заданием, давайте проверим, правильно ли вы их выполнили. Виталик, прочитай, какой слово получилось у вашей команды.
(ответы детей) : У нас получилось слово-книга.
Всезнайка: Молодцы, все правильно выполнили. Давайте прочитаем, какие слова получилось у каждой команды.
(ответы детей) : У нас получилось слово- друг, а у нас книга
Всезнайка: А сейчас вместе дружно произнесем эти два слова (дети произносят хором книга- друг). Какой предложение у нас получилось?
(ответы детей) : Книга- друг.
Всезнайка: Да ребята, книга это наш с вами друг. А почему так говорят: «Книга наш лучший товарищ», кто знает?
(ответы детей) : Так говорят, потому что книга нас всему учит, из нее мы можем узнать много интересного.
2.2 Добывание нового знания
Всезнайка: Молодцы ребята. А сейчас, присаживайтесь удобнее, на этот красивый ковер. История древней китайской книги очень интересная. А как вы думаете, из чего была сделана первая книга в Китае? (ответы детей). Первую книгу в Китае сделали из шелка. А что такое шелк?
(ответы детей) : Шелк - это такой материал (всезнайка помогает)
Всезнайка: Молодцы. Шелк нарезали на небольшие кусочки, это и были страницы книжки, а потом эти странички сшивали их между собой. И получались вот такие шелковые книги, посмотрите на экран. В таких книгах китайцы писали при помощи кисточки и красок. Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковой книги. И предлагаю написать на ваших кусочках книжной шелковой страницы. Только, то, что мы будем писать на ваших шелковых страничках, давайте я вам сейчас покажу. Посмотрите на доску, что за странные символы здесь нарисованы? (ответы детей).
Дело в том, что в Китае для написания использовали специальные буквы - символы, которые назывались иероглифы. Скажем вместе - иероглифы. Посмотрите, вот на этой стене написаны иероглифы. Вот этот иероглиф обозначает слово человек, этот обозначает слово солнце, а это иероглиф обозначает слово трава, а это вода. Я предлагаю выбрать понравившейся иероглиф и написать при помощи кисточки и красок, как это делали в древнем Китае, на ваших шелковых страничках. Ну, что ребята получается?
(дети комментируют свои иероглифы? Ой, как красиво у вас получается, человек стоит в траве. Молодцы.
Положите кисточку на подставку и посмотрите на меня.
Всезнайка: А еще ребята в Китае люди очень любят танцевать. И я вас тоже хочу научить китайскому танцу (динамическая пауза «Китайский танец» в сопровождении артикуляционной гимнастики)
Всезнайка: Ребята, я открою вам небольшой секрет, что китайцы это довольно изобретательный народ, и следующее что они изобрели - это была бумага. Но об этом мы поговорим на другом занятии и в другом времени. А сейчас, прошу всех вас пройти в машину времени, чтобы переместиться в новое время. Ну что, раз, два, три, машину заводи, вспомним еще физминутку и пройдем по сказке (проводиться физминутка «Зарядка семи гномов»)
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
Всезнайка: Ребята мы с вами переместились в Древнюю Русь, так раньше называлась наша с вами страна Россия. А как вы думаете, из чего можно было сделать первую книгу на Руси? (ответы детей).
Всезнайка: Ну, тогда, посмотрите на экран. Русь всегда славилась своими красивыми городами, своими могучими и сильными богатырями, своим праздниками, своей природой. Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. Ребята, а что такое береста?
(ответы детей) : Береста - это кора березы (всезнайка помогает)
Всезнайка: Молодцы, береста – это кора березы. И первые книги на Руси, действительно были из бересты. И писали на ней с помощью вот такой специальной острой палочки, летописцы или как мы их сейчас называем писатели, выцарапывали буквы. Скажем вместе: летописцы (дети проговаривают слово хором «летописцы»). А как по-другому сейчас мы называем летописцев?
(ответы детей) : Сейчас летописцев мы называем писателями.
Всезнайка: Труд летописцев был очень сложным и требовал большого внимания и терпения. Поэтому они так обрадовались, когда на смену бересте пришла бумага. А уже позднее появились первые печатные книги. Посмотрите на наш умный экран. Оказывается, буквы для первых печатных книг на Руси вырезали из дерева. Затем на них наносили краску и прижимали к листу бумаги (показ презентации).
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Всезнайка: Предлагаю вам сейчас, тоже попробовать себя в роли книгопечатников и попробовать напечатать одну страничку, такой книги. Хотите? (ответы детей).Тогда пройдемте вместе со мной к столу, на котором мы и будем печатать. Посмотрите, у нас на столе лежит большой лист бумаги и оттиски печати. Вам как древним летописцам необходимо нанести краску на оттиск и приложить его к листу бумаги. Для этого выберите понравившуюся вам букву и будем создавать первую печатную книгу, так как это делали в древней Руси. Ну что ж приступайте, мне не терпится посмотреть, что же у нас получится.
Всезнайка: Ну, что ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам с вами пора отправляться в обратный путь. Прошу вас всех пройти в машину времени. Ребята закройте свои глазки и произнесите вместе со мной следующие слова:
Раз, два, три,
Машина времени лети,
В настоящее нас верни.
3. Заключительная часть.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Всезнайка: А сейчас откройте свои глаза. Посмотрите, мы с вами опять оказались в моей лаборатории. Ну что ребята, понравилось вам наше путешествие во времени?
А где мы с вами сегодня побывали?
На чем рисовали в Египте?
Какие первые книги были в Китае?
На чем писали первые книги на Руси?
Ребята, на ваш взгляд какую книгу было создавать легче всего?
А какую труднее?
Что нового вы сегодня узнали?
Что больше всего вам запомнилось?
А на прощание я хочу вручить вам ордена умников, которые вам будут напоминать о нашей встрече и подтверждать что вы стали учениками школы «Всезнаек». Ну что ж ребята, нам с вами пора прощаться, до свидания, до скорых встреч.
#сидимдома