Наталья Твердохлебова
Ключ успеха дошкольного воспитания: родителям об образовательных стандартах
▼ Скачать + Заказать документы
Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина. (Грамши А.)
Уважаемые родители!
Многим из Вас известно, что в Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Публикация «Ключ успеха дошкольного воспитания: родителям об образовательных стандартах» размещена в разделах
И так как дошкольное образование является одним из уровней общего образования, то оно обязательно должно регламентироваться каким, то образовательным стандартом. С этой целью был разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, обсужден общественностью и принят приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие 1 января 2014 г.
Я постараюсь кратко познакомить вас с этим документом и показать его актуальность.
Зачем же дошкольным организациям понадобился свой Стандарт?
Темп нашей жизни стремителен, и, вполне возможно, что в скором будущем интересы наших детей изменятся, их потребность в знаниях растет. Очевидно, что существующая система дошкольного образования не сможет подготовить наших детей к тому, о чем еще сама не догадывается, потому что привыкла ориентироваться на выработку у детей определенных знаний, умений и навыков. А будущее требует от наших детей «инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности». Развитием этих качеств и призван заниматься Стандарт.
Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ДО и текстом Стандарта можно познакомиться по ссылке: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Что изменилось с введением ФГОС ДО?
На основе требований Стандарта мы с вами самостоятельно разработали и утвердили свою программу (да-да, уважаемые родители, именно мы с вами, так как 40% программы формируется участниками образовательных отношений, то есть теми запросами, которые вам необходимы). Главный упор в нашей работе сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями, призванное сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Мы работаем над окружающей ребенка средой, ведь она должна быть «предметно-развивающей». То есть она должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний. Таким образом, Государство взяло на себя львиную долю заботы об оснащении детского сада не только мебелью и игрушками, но и оборудованием для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудованием для проведения исследовательской деятельности!
Предусматривает ли ФГОС ДО оплату за образование ребенка в детском саду?
Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Оплата родителями осуществляется только за
присмотр и уход за ребенком в ДОУ.
Как изменилась работа педагогов с внедрением ФГОС ДО?
Профессия «Воспитатель» предполагает непрерывное совершенствование во владении педагогическими технологиями. По закону об Образовании РФ и в соответствии с нормами трудового законодательства каждые три года проходит повышение квалификации. 10 педагогов из нашего детского сада, что составляет 100% от общего числа педагогов ДОУ, прошли курсы повышения квалификации по теме «Концептуальные основы ФГОС дошкольного образования», организованные Краснодарским Краевым, Туапсинским, Ейским Институтами Дополнительного Профессионального Педагогического Образования. Все педагоги нашего детского сада владеют
ИКТ и активно используют их в повседневной практике.
Каким образом ФГОС ДО обеспечивает подготовку детей к школе?
В соответствии со Стандартом не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Все усилия педагогов направлены на то, чтобы дети на выходе из детского сада, чувствовали себя уверенными, способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети все разные, но каждый ребенок имеет свой потенциал, который мы и пытаемся раскрыть, через общение и игру. Их цель - эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера. Так же не нужно забывать, что новое поколение педагогов, это активные, любознательные, эмоциональные, владеющие новыми технологиями дошкольного образования и творческие личности. Я уверена, что именно они смогут в полном объеме воплотить в «жизнь» Стандарт.
Каким будет выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ будет обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. То есть главной целью дошкольного образования является не подготовка ребенка к школе, а его адаптация в социуме. Такой ребенок готов к восприятию и обучению в школе.
Как проявляется взаимодействие педагогов и родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения дошкольного образования. Это частные, семейные сады, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».
Детский сад – первый пункт для оказания помощи родителям (законным представителям) или лицам их заменяющих в воспитании детей, охране и укреплении их психо-физического здоровья, в развитии индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития.
В соответствии с ФГОС ДО детский сад:
- консультирует и поддерживает родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, анкетирования, папки – передвижки, семейный клуб «Дружная семейка» и т. д.);
- информирует родителей (законных представителей, общественность, заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность о целях дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования (имеет свой сайт на котором родители могут узнать все, что их интересует о ДОУ);
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, спортивных и тематических праздниках, выставках, творческих и фото конкурсах;
- обеспечивает вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создает условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, обсуждаем с родителями (законными представителями) детей вопросы, связанные с реализацией Программы (улучшение и укрепление предметно пространственной среды, пожелания родителей в организации дополнительных услуг в зависимости от направления работы ДОУ).
ФГОС ДО – нужно!
ФГОС ДО – важно!
ФГОС ДО – Стандарт, который изменит наше представление о дошкольном образовании!