Елена Барабанщикова
«Казачья папаха». Конспект познавательного занятия с детьми в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование любви к малой родине посредством знакомства детей с казачьим фольклором.
Задачи:
- Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям;
- Развивать эмоционально-эстетическую сферу ребёнка в процессе восприятия музыкальных, литературных произведений искусства родного края;
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину – Донской край;
- Пополнять словарный запас детей.
Словарная работа: казак, справа, шаровары, лампасы, парочка, черики, запон, папаха, рушник.
Материалы: фото семейной пары казаков в традиционной одежде, папаха для игры, фото Донских пейзажей.
Ход занятия:
Дети сидят перед телевизором и смотрят на фото Донского пейзажа.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами живём в славном Донском крае. Свое название он получил от протекающей по нему реки Дон. Она большая, широкая, с красивыми берегами, по ней ходят корабли. По берегам расположены: деревни, сёла и города. Как красива природа нашего края! Просторные степи, много зелени, цветов. Люди всегда выбирали такие уютные и богатые места для жизни. Вот и в наших краях давным-давно живут, трудятся казаки. Казаки, это люди военные, смелые, сильные, защищающие свою землю от врагов. Про себя они так и говорили - казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. В мирное время казаки пахали землю, выращивали пшеницу, ловили рыбу, растили детей, пели и танцевали на праздники, сочиняли пословицы и сказки о своей жизни. Мы с вами должны знать и уважать их историю.
Ребята, у меня в руках необычный головной убор казаков, который называется – папаха. И она много может о себе рассказать. У меня есть вот такое фото казачьей семьи и сейчас мы его рассмотрим.
Одежда казака называлась «справа». Носили казаки шаровары с лампасами, высокие сапоги, гимнастерку зеленого, синего цвета и фуражку, а зимой папаху, которую носили сдвинутой на бочок, а из фуражки выглядывал чуб.
Казачки одевали юбки, блузки одного цвета, которые называли парочка, на ноги одевали низкие ботиночки – чирики, Казачки были трудолюбивыми, аккуратными. Одежду прикрывали фартуком – запоном.
Игра «Одень казака и казачку».
Давайте поиграем с вами в игру: «Одень казака и казачку».
(Дети называют одежду, проговаривая её название по фото. Юбка, блузка, запон, чирики, гимнастерка, шаровары, сапоги, папаха).
Казаки любили петь и играть в подвижные игры. Казак сам себя веселит. Так говорили казаки. Вот и мы с вами поиграем в казачью игру «Папаха».
Все участники стоят в кругу и передают папаху из рук в руки со словами:
«Ты лети, лети папаха,
Ты лети, лети вперед.
У кого папаха встанет,
Тот на круг пускай идет!»
У кого в руках остается папаха, тот выходит на середину круга – танцует под казачью музыку. Остальные подтанцовывают. Проводится игра 2-3 раза.
Воспитатель: Про папаху казаки придумали сказку. Хотите послушать? Присаживайтесь и слушайте внимательно.
«Папаха»
Жила – была молодая казачка. Красивая – залюбуешься. Родители у неё давно умерли – сироткой осталась. Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.
Проснулась казачка как-то ранним утром и решила стирку растеять. Собрала бельё и на речку отправилась. А там прохладно, тишина. Солнышко подниматься начало, залюбовалась девушка, вдруг слышит: «Ква-ква, глянь, красавица, по реке папаха плывёт». Удивилась она, что лягушка разговаривает по-человечьи. Стала искать её, а той и след уж простыл. Посмотрела, а по реке и впрямь папаха плывёт, наклонилась, а та ей в руки, словно живая. Как только девица папаху-то в руки взяла, сразу почувствовала, будто та зовёт её куда-то. Подумала-подумала, да и пошла. День идёт, второй, третий, уже черики истоптала, парочка на солнце выгорела, запон весь истрепался. Вдруг видит : конь вороной стоит, а рядом казак недвижим лежит. Принесла девица воды, омыла казаку раны, перевязала. Открыл глаза удалой храбрец и зажмурился от красоты такой. И женился на своей спасительнице. Они и сейчас счастливо живут, пампушки жуют, вам привет передают.
Воспитатель: Понравилась сказка? О чем она? Что привело девушку к казаку? Какая была девушка по отношению к казаку? Что она для него сделала? Что про неё можно сказать? Чем все закончилось?
Какие новые казачьи слова вы услышали в сказке? РУШНИК – полотенце; ГРУБКА – печка; ЧЕРИКИ – невысокая кожаная обувь (тапки); ПАРОЧКА – юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН – фартук.
Итог. Ребята, вам понравилось занятие? О ком сегодня говорили? Кто такие казаки? Где они живут? В какую игру играли? Какую сказку слушали? Какие новые слова вам запомнились?