Морозова Татьяна Игоревна
Карты-схемы для детей для повышения их самостоятельной двигательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Инструктор по физической культуре
МДОУ детского сада №9 «Семицветик»
г. о. Серпухов
Морозова Татьяна Игоревна.
Спортивное ориентирование предполагает научить детей с помощью плана, карты – схемы, выбрать нужное направление движения, проходить указанные маршруты, находить предметы на знакомой местности. Иногда даже взрослые в растерянности не могу определить направления движения, они так и не достигли автоматизма в пространственной ориентации.
Как же помощь ребенку овладеть этими знаниями и умениями?
Умение ориентироваться – важнейший навык для каждого человека. Осваивается он нелегко.
Публикация «Карты-схемы для детей для повышения их самостоятельной двигательной деятельности» размещена в разделах
Прежде чем приступать к играм (геокешинг и квест, надо научить ребенка хорошо ориентироваться в пространстве и разбираться в пространственной терминологии, правильно воспринимать такие понятия, как «близко», «далеко», «навстречу», «напротив», «вправо», «влево», «впереди», «позади». Точно определять, где находятся окружающие предметы и как они расположены по отношению к нему, объяснять свои действия и действовать согласно значению пространственной терминологии. Начинать нужно с простого, предложить детям самые необычные поручения, например:
- найди в комнате спрятанный предмет и объясни словами, где он находится;
- с какой стороны от тебя сидит Саша;
- что находится позади стола;
- с какой стороны едет автобус;
- Лена, подойди к столу и поверни налево;
- Сережа, вытяни правую руку вперед, а левую в сторону и наоборот;
- иди прямо, от стола поверни направо и сделай 5 шагов – найдешь карту (предмет, приз и другое).
Такие упражнения всегда с большим интересом увлекают ребят. Они учатся определять положение предметов относительно своего тела, и наоборот, свое положение по отношению к окружающим предметам.
Прежде чем перейти к выполнению аналогических заданий на территории детского сада, с его участками и окружающего его территорию. Ребенок знакомится с теми улицами, которые, находятся вблизи детского сада. Для того что бы развивать у ребенка зрительную память, закрепить зрительное впечатление, можно предложить самому найти дорогу в детский сад и быть «проводником» взрослых. Развитию у ребенка ориентировки в пространстве взрослые должны уделять самое пристальное внимание, связывая это с обучением правилам дорожного движения. Можно посоветовать родителям, когда они с малышом отправляются ь гулять на улицу, обращать внимание на дорожные знаки и стараться объяснить для чего они здесь находятся. Ребенок с младшего возраста знакомится с правилами дорожного движения, со знаками на дороге и понимает их значение. Долг взрослых – помочь ребенку овладеть дорожной азбукой. Такая практика помогает овладевать пространственной терминологией. Постепенно ребенок начинает понимать и смысл правила движения. Он может отвечать не примитивно: «там», «туда», «здесь», а грамотно объяснить.
Знакомство с основами ориентирования начинается в возрасте 5-6 лет. Начинается оно с того, что дети знакомятся с групповой комнатой. Далее, дети с воспитателем рисуют игровую комнату (сверху) обращая внимание на то, что стол похож на вытянутый прямоугольник, а шкаф изображается прямоугольником шире. Так постепенно дети знакомятся с картинкой – схемой. Для лучшего освоение картой – схемой изображенные на ей лучше раскрасить цветом, совпадающим с реальным. После того, когда нами будет нарисована и усвоена «большая» карта (схема) игровой комнаты, можно дать индивидуальное задание каждому ребенку, попросить детей нарисовать на малом листе бумаги, все предметы, находящиеся в групповой комнате. Дети быстрее осваивают элементы ориентирования, если пользуются схемой, которую нарисовали сами. Главное, закрепить с детьми, что при передвижение, держать перед собой карту – схему надо так, что бы ее главные детали (стены, окно, двери) совпадали с их подлинным расположением. Можно использовать игры «Найди, где спряталась игрушка». Затем усложняя задание, выполняя его на участке детского сада. Предварительно с детьми изучить условные знаки, которыми будут обозначаться предметы (деревья, кусты, веранды, игровое и спортивное оборудование) и обозначения расцветку. Маршруты на карте – схеме изображаются цветовыми знаками, пунктирной линией или стрелками с указанием направлением движения. Запомнив условные знаки, ребята со вместо с воспитателем смогут составить карту – схему всей территории детского сада.
Постепенно нужно подводить детей к тому, что на сравнительно не большом листе бумаги в уменьшенном варианте можно изобразить то, что на самом деле существует на большой территории.
Главным элементов любой карты является условные обозначения, с помощью которых «читают» карты. Это – своеобразная азбука. Вместе с детьми рассматривать, как, каким цветом и какими знаками обозначаются на карте леса, луга, горы, озера (масштабные знаки, а дороги и реки (линейные знаки)
Научившись ориентироваться на территории детского сада, с детьми проводиться игра командами – «поиск клада». Игру можно повторить, усложнив задание – направив команды в разных направлениях. Но при этом команды должны обязательно найти контрольные пункты, где делается отметка о прибытии (можно сделать 2 – 3 пункта). Финиш у команд один, но на определенном отрезке местности и на расстоянии друг от друга, находятся два спрятанных клада.
Знакомя с ориентированием по картам – схемам, необходимо учитывать меру сообразительности, степень доступности и возраст детей. Это основное условие успешного усвоения ребенком такого материала. Такие оздоровительные прогулки с использованием карт – схем требуют быстроты в движениях, ловкости, выносливости и силы в выполнении движений.
Ориентирование по схемам становится школой концентрации внимания - очень важного качества в жизни человека, которого многим из нас не хватает. Физическими показателями организма ориентировщики не уступают сильнейшим бегунам. Но этим, ценность ориентирования не ограничивается, это неисчерпаемый источник хорошего настроения и положительных эмоций.