марина бокова
«Каменные богатства Прибайкалья». Интегрированное занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Обогащать знания детей о неживой природе родного края. Закрепить знания детей об угле,его применении, особенностях. Познакомить с мрамором, рассказать какую пользу приносит людям. Учить отражать в речи результаты опытов. делать выводы. способствовать развитию познавательной активности, любознательности. Развивать умение обследовать камни,называть свойства (крепкий, твердый, неровный,шероховатый, гладкий, блестящий, красивый).Развивать воображение, умение составлять небольшие описательные рассказы с опорой на схемы. Словарная работа Прибайкалье, Иркутская область. Развивать умение взаимодействовать,договариваться для достижения цели. Воспитывать желание изучать природу родного края и бережно относиться к ней.
Публикация «„Каменные богатства Прибайкалья“, Интегрированное занятие в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прибайкалье
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Индивидуальная работа:
Четкое произношение звука «Р» в слове мрамор.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» (раздел грамматический строй речи, связная речь) «Познание»(ознакомление с природой, опытно-экспериментальная деятельность).
Предварительная работа: чтение сказки Бажова «Серебряное копытце», рассматривание камней, создание коллекции камней, рассматривание фотографий,показ слайдов о горах Прибайкалья, чтение сказок рассказов местной писательницы Т. Долбуновой.
Методические приемы: сюрпризный момент, поисковые вопросы, проблемная ситуация, загадка, стихотворение, слушание музыки, релаксация,гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физкультурная пауза, использование ИКТ, опыты, эксперимент, игры с камнем, схемы, беседа, наводящие вопросы, речевой образец.
Материалы и оборудование: Слайды, шкатулка с камнями,игрушка-гномик, лупы 8 штук, деревянные брусочки, 8 прозрачных стаканов с водой, пластилин, отрывок из произведения П. Грига «В пещере Горного короля», макет Прибайкалья, шапка бакалавра, схемы, наборы мрамора разного цвета и размера, шкатулка с конфетами, коллекция камней.
Дети входят в группу здороваются
Организационный момент:Ребята сегодня к нам пришли гости и принесли шкатулку. Как мы можем узнать что в ней лежит, не открывая ее?
Ответы детей:
Да, можно ее потрясти и по звуку определить. Воспитатель встряхивает шкатулку.
Ответы детей: Разные мнения, Почему так думаешь? Поисковые вопросы.
Какой звук услышали? Звонкий, громкий, грубый….
Открываем шкатулку в которой лежат камни.
Основная часть.
-Скажите, где мы можем увидеть камни? (в горах, на берегах рек, озер, на дорогах) .Правильно ребята, в нашей местности почти повсюду можно встретить камни. А кто вспомнит как называется край в котором мы живем? (Сибирь, Иркутская область, Прибайкалье).
Воспитатель предлагает посмотреть на карту Прибайкалья- показывает зону вокруг Байкала, затем обращает внимание на модель на которой в объеме видны горы.
На модели мы видим, что Байкал окружают горы. Какой вывод можно сделать? Можно сказать наша местность -горная.
А шкатулку эту нам передали, Гномики, которые живут в горах и охраняют их каменные богатства. Мы можем с вами тоже отправиться в горы. Хотите? Но необходимо вспомнить правила поведения на природе, в горах. Если мы справимся с этим заданием, то появится гномик, отведет нас в свою горную пещеру и расскажет о камнях много интересного.
Дети рассказывают правила (не разорять гнезда, не ломать деревья, не разжигать костер….)
Сюрпризный момент
Появляется игрушка гном. Молодцы ребята. Но еще нельзя ходить в лес, в горы одному, особенно детям. Как вы думаете, ребята, почему? Потому, что можно заблудиться. Может случиться обвал камней, можно получить травму.
Поэтому мы пойдем все вместе. Но идти пешком долго, а на каком транспорте можно добраться в горы? На горном велосипеде.
Дыхательная гимнастика. Вдох носом с одновременным поднимание согнутых в локтях рук к груди. Задержка дыхания. Выдох с одновременным произношением звука «Ш» и опусканием рук. Накачали шины. Гномик приглашает ехать за ним. Дети проходят через арку в рабочую зону, садятся на стульчики полукругом.
Ребята у гномика голос очень….(тихий) Поэтому он будет говорить мне на ушко, а я вам. Давайте послушаем стихотворение про камни и посмотрим на монитор.
Чтение стихотворения с показом слайдовВ сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет
Он может быть мелким, в ладони лежать
А может большим одному не поднять. В. Мирясова.
Что можно сказать о камнях, прослушав это стихотворение? Камни разные одни красивые для украшений, другие прочные и тяжелые для строительства домов,дорог, мостов, памятников, скульптур.
А сейчас гномик предлагает вам отдохнуть закрыть глазки и послушать отрывок из музыкального произведения о горах. Он так и называется «В пещере горного Короля».
Открываем глазки. Что можно сказать про эту музыку. Какая она? (торжественная, каменная, таинственная, как сами камни.
Воспитатель достает из шкатулки камни (кроме угля).
- В шкатулке лежат разные камни,Один из них вам уже знаком:
Он блестящий
Помощник настоящий
Он несет в дома тепло
От него всегда светло. (уголь.)
-Вспомните,что можно сказать про уголь. Какой он?
«Игра с углем» - подбор прилагательных. Дети стоя передают камень друг другу и называют его свойства. (черный,блестящий,хрупкий,неровный,твердый,нужный,тяжелый,гладкий.)
Гномик хочет познакомить вас с новым камнем. Тоже очень нужным для людей. Это мрамор. Показывает, дети рассматривают. Добывают его недалеко от города Слюдянка (слайд) Этот камень прочный, очень красивый. Показ картинок,где применяется мрамор. Используют в строительстве дорог, зданий, облицовке зданий, изготовлении скульптур.
Использование ИКТ.
Игра «Что для чего нужно?» Закрепить знания детей о том,где применяется мрамор.
А теперь ребята, давайте возьмем мрамор и пригласим гномика в нашу лабораторию, чтобы исследовать камень и определить его свойства благодаря которым он применяется человеком.
Двигательная активность. Ребята, осторожно спускаемся с горы.
К речке мы с горы спустились
Наклонились и умылись
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Встали мы на бережок
И по камешкам прыг- скок.
Опытно-экспериментальная деятельность. Дети садятся за столы (работа в парах и индивидуально).
Опыт 1.Посмотрите на камни. Каждый пусть выберет самый красивый,как ему кажется камень. Воспитатель спрашивает у нескольких детей цвет мрамора и спрашивает у кого камень блестит.
Вывод: Мрамор бывает белого, розового, серого, голубого цвета. Блестящий Схема1
Для обследования поверхности камня нам нужны очень чувствительные пальчики и лупа. Давайте разомнем пальчики при помощи мрамора.
Пальчиковая гимнастика. Мрамор пальцами берем
На ладонь его кладем
По ладони покатали
Пальчики свои размяли.
Опыт 2.Возьмите в руки мрамор и погладьте пальчиками. Что можно сказать о своем камне? Какой он? Гладкий или шершавый, шероховатый?
Возьмите лупу и рассмотрите,что вы видите на поверхности (трещины, выбоины, неровности).
Вывод: Мрамор имеет неровную поверхность. Схема 2.
Опыт 3. Это задание делаем в паре. Разложите мрамор в порядке убывания. От самого большого к самому маленькому камешку.
Вывод: Мрамор бывает разного размера. Схема 3
Опыт 4.Возьмите в одну руку кусок пластилина в другую камень и сожмите кулачки. Что можно сказать про мрамор по сравнению с пластилином?
Вывод: мрамор твердый., . Схема 4
Опыт5. Вспомните,что произошло с углем, когда его ударили молоточком? Уголь легко рассыпается на более мелкие части. А как вы думаете что произойдет с мрамором? Ответы детей.
Воспитатель ударяет молотком по камню.
Вывод: Мрамор прочный,крепкий. .Схема 5.
Опыт 6. А теперь представьте, что вы весы. Возьмите мрамор в одну руку, а деревянный брусок в другую. Встаньте, вытяните руки вперед и определите одинаковые ли предметы по тяжести? Дети называют,что легче.
Как вы думаете что произойдет с мрамором в воде? Воспитатель предлагает одному ребенку положить в стакан с водой брусок, а другому в свой стакан мрамор.
Вывод: Мрамор тяжелее дерева он тонет в воде. Схема 6.
Ребята, кто хочет рассказать гномику какими свойствами обладает мрамор про который мы много узнали сегодня?
Ребенку предлагаю надеть шапочку ученого, смотреть на схемы и рассказывать.
Итог занятия .
Вы уже знаете свойства угля и мрамора. Скажите у кого в доме будет тепло?Кто топит печь углем или мрамором? Какой дом простоит долго из угля или из мрамора?
Обобщить выводы: Уголь,как и мрамор очень нужные для людей камни и их добывают в горах Прибайкалья. Обладают разными свойствами благодаря,которым используются людьми.
Давайте пополним нашу коллекцию мрамором, который нам подарил гномик. Пора прощаться с гномиком. Ему очень понравилось, как вы проводите опыты и рассказываете о камнях. Гномик приглашает вас, когда вы будете путешествовать с родителями по родному краю, Прибайкалью, обязательно заходить к нему в гости; он вам поможет найти много интересных камней, которые мы потом вместе будем рассматривать в детском саду. Гномик вас хочет угостить камешками,но только сладкими.