Евгения Тузова
Какие мы разные, или Почему важно учитывать темперамент в воспитании ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Ракова Е. С.
Александр Сергеевич Пушкин
"Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно
.
"У нас трое детей. Старший-жизнерадостный, спокойный мальчик. Двое младших-близнецы, учатся в 5 классе. Один-тихий, робкий и такой послушный, зато другой-забияка, без ремня с ним и разговора не бывает. Как же это понять?" Такие слова можно услышать очень часто от многих родителей! Многие говорят, что все зависит от воспитания. Плохих, мол, детей не бывает-бывают плохие воспитатели! Но в данном случае,дети живут в одинаковых условиях, в одной семье, одинаково воспитываются. И тогда в самом деле, нельзя не задуматься, наблюдая детей из одной семьи, с совершенно несхожими и даже противоположными характерами, интересами. Что же является решающим: воспитание или то, что, как говорится, у них "в крови, т. е. прирожденные чувства?"
Публикация «Какие мы разные, или Почему важно учитывать темперамент в воспитании ребенка» размещена в разделах
Действительно, такие прирожденные особенности существуют. Это и физиологические особенности деятельности нервной и гуморальной систем,этими же особенностями обуславливаются и различные условия для формирования психики при воспитании детей. И как раз недооценка этих особенностей является причиной "одинакового" подхода к детям.
Рассмотрим такой пример: есть неопытный цветовод, который, желая вырастить лучшие сорта цветов, обильно подкармливает, поливает и ухаживает одинаково на всеми растениями. Результат один, он не добьется желаемого результата. И на своем горьком опыте, постигая науку цветоводства, он поймет, что за разными растениями, нужен разный уход.
Нечто подобное происходит и с некоторыми родителями, которые считают, что ко всем детям можно подходить с одинаковой меркой. Да, ребенок приходит в мир, наделенный такими чертами строения организма и жизнедеятельности, которые свойственны всем людям, но,наряду с этим, природа стремится к разнообразию, и щедро расточает краски, чтобы создать оригинальные образцы. Взять даже в пример черты лица человека, тембр голоса и так далее. Еще более важными являются особенности мозга ребенка. Изучение этих особенностей позволило выделить четыре основных типа нервной деятельности, четыре темперамента, которые присущи людям от рождения. В раннем детстве они отчетливо проявляются в поведении ребенка и должны учитываться родителями и воспитателями.
Дети с сильно возбудимым типом нервной деятельности обычно боевые, быстро возбуждающиеся. Они очень подвижны и эмоциональны. И когда активность таких детей стараются сдержать запретами, возникают непримиримые противоречия между потребностями ребенка, обусловленными особенностями его нервной системы и представлениями родителей. Детям с таким темпераментом необходимы значительные физические нагрузки, естественно, не во вред здоровью,подвижные игры, занятия спортом, где они могли бы расходовать свою энергию.
Дети с сильным уравновешенным типом нервной деятельности менее подвижны. Жизнерадостные, бодрые,редко унывающие. Они быстро и охотно увлекаются спортивными занятиями, усидчивы.
Еще более спокойны дети,у которых преобладает сдержанность поведения. Они усидчивы, трудоспособны,но крайне медлительны. Таких детей иногда приходится побуждать к активности. Зато привычки,которые вырабатываются у таких детей, приобретают прочность и сохраняются на долгие годы. Поэтому их режим,привычки, привязанности должны быть продуманы родителями. Перевоспитание детей с таким темпераментом-трудное занятие для родителей и самих ребят.
Дети со слабым типом нервной деятельности нуждаются в особо вдумчивом и осторожном отношении. Повышенная возбудимость, раздражительность, высокая чувствительность, еще более усугубляются при неправильном воспитании и могут привести к возникновению неврозов. Такие дети отличаются робостью, стеснительностью. Их надо больше включать в коллективные детские игры, поощрять попытки проявлять инициативу, самостоятельность.
Таким образом, правильный подход, обоснованные и продуманные меры воспитания дают положительные результаты. Учитывать особенности нервной системы ребенка и находить наилучшие варианты воспитательных приемов- дело сложное. Но задача воспитания оправдывает любые усилия.