Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность «Как устроены перья у птицы»

Гузалия Хайрова
Опытно-экспериментальная деятельность «Как устроены перья у птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в

подготовительной группе детского сада.

«Как устроены перья у птицы». Опытно-

экспериментальная деятельность»

Хайрова Гузалия Асхатовна, направление «Познавательно- исследовательское» структурное подразделение с. Кошки ГБОУ СОШ детский сад комбинированного вида «Теремок», воспитатель, e-mail :

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательно-исследовательское развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Как устроены перья у птицы“» размещена в разделах

Задачи:

- активизировать словарь по теме «Птицы»;

- способствовать развитию умения замечать красоту живущих рядом с нами птиц;

- находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев;

- развивать долговременную память, слуховое внимание, логическое мышление, наблюдательность, любознательность;

- воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.

Оборудование:

Математический веер, набор перьев для лупы; грамоты; листы бумаги (по два для каждого ребенка); схема – модель птицы; строение пера.

Методы:

- наглядного обучения (использование схем – моделей, иллюстраций птиц, картинки с видами перьев);

- игровой (игровые упражнения);

- практический (физкультминутка, проведение опытов).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Физкультминутка «Птица крыльями взмахнула…»

Игровая Дидактические игры и упражнения «Что общего», «Найди ошибку художника», «Небылица».

Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций «Перья птиц»

Речевое развитие Коммуникативная Беседа, вопросы, ответы, рассказы, отгадывание загадок

Ход занятия

– Ребята, отгадайте загадку:

Снится ночью червяку.

Чудо- юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит-плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это (птица)

Игра «Что общего?»

-Ребята, рассмотрите картинки, и найдите что общего?

Игра «Найди ошибку художника»

(Воспитатель из конверта достает картину и показывает ее детям. Предлагает детям найти ошибки художника)

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о птицах. А вы знаете, кто занимается изучением птиц?

- Орнитолог - это ученый, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. И сегодня, я старший орнитолог, а вы младшие научные сотрудники. Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.

Кто же такие птицы, как выглядят, чем отличаются друг от друга? Мы много с вами говорили о птицах, наблюдали за ними на прогулках.

Воспитатель: Что умеют птицы делать?

Дети: Птицы умеют летать.

Воспитатель: Правильно. А человек может взлететь? Почему?

Дети: Нет. У человека нет крыльев.

Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло?

Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по – разному?

Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

Воспитатель: Почему же птицы летают?

Дети: отвечают

Воспитатель: Птицы самые быстрые и выносливые. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья птиц легкие, сильные и гибкие.

Птицы – единственные живые существа, имеющие перья. Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Ответьте, у всех ли птиц одинаковая форма и цвет перьев?

(Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с различными видами перьев.)

Воспитатель: Ребята, скажите, чем они отличаются?

Дети: Размером, цветом строением.

Воспитатель: Правильно. Оперение птицы состоит из огромного количества перьев. Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птиц.

Физ. минутка

Птица крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево,

Удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

Полечу – ка я домой».

Полетела, полетела,

В гнездышко свое присела.

Поисково –исследовательская деятельность

(Воспитатель предлагает детям поработать с раздаточным материалом)

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Обычно у пера есть проходящий посредине упругий стержень и плоское опахало. Найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него?

Дети: Оно плотное, жесткое, большое.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Я вам напомню, что такое стержень: предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего –то.

Воспитатель: Какой стержень у махового пера?

Дети: Плотный и пустой.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему?

Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.

Воспитатель: Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?

Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.

Воспитатель: Почему?

Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.

(Воспитатель предлагает помахать пером, понаблюдать, что с ним происходит)

Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите?

Дети: отвечают

Воспитатель: На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой – то причине крючки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом.

Воспитатель: А где у птиц расположены маховые перья?

Дети: На крыльях.

Воспитатель: Как вы думаете, какую роль для птиц играют маховые перья?

Дети: Они помогают птицам летать.

Воспитатель: Рассмотрите перья и выберите те, которые обогревают птицу. Какие они?

Дети: Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, маленькие по размеру.

Воспитатель: Сравните, стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? Для чего нужны птицам такие перья?

Дети: Они сохраняют тепло тела.

Воспитатель: На каких местах растут пуховые перья?

Дети: На туловище, голове, спине, лапах.

Воспитатель: А как называются перья на хвосте?

Дети: Рулевые.

Воспитатель: Ребята, а когда птица сидит на дереве или на земле, как расположены крылья?

Дети: Они сложены на туловище.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: На земле или на дереве раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает.

(Воспитатель на примере веера показывает, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и когда садится.)

Воспитатель: Перья не только украшают птицу, но и помогают им взлететь и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания; с помощью перьев птицы передают друг другу сигналы, маскируются от хищников. Перья требуют тщательного ухода, и птицы ежедневно чистят свое оперение с помощью клюва, удаляя чужеродные предметы, втирая в них свой жир, купаются и «принимают» пылевые ванны. Перья птиц постепенно изнашиваются и потому подвергаются периодической смене или линьке.

Игра «Небылица»

- Послушай предложения. Скажите: чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Птенцы высиживают яйца.

Из яиц птиц вылупились крокодильчики.

Дети сделали для аистов скворечники.

Тело птицы покрыто шерстью.

Птенцы строят гнёзда.

Скворец живёт в будке.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны птицы? Какую пользу они приносят человеку?

Воспитатель: Ребята! Птицы, как люди, - живые существа. Но они меньше и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц?

Дети: Не разорять гнезд. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда, а развешивать кормушки.

Воспитатель: Ребята, мне так понравилось с вами играть. Спасибо вам за то, что вы были любознательными, внимательными, наблюдательными, настоящими научными сотрудниками. И я вам хочу вручить дипломы. (Оценка деятельности детей)

Публикации по теме:

«Опытно — экспериментальная деятельность детей дома» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Фотоотчет. Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группеФотоотчет. Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будут ему необходимы для достижения.

Опытно-экспериментальная деятельность «Неизведанный мир» в средней группе Кружок «Неизведанный мир» (опытно – экспериментальная деятельность) Средняя группа Воспитатель: Кудрявцева Т. А. Расскажи – и я забуду,.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников (методическая разработка) Введение «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». (Китайская пословица) В настоящее время в системе.

Опытно-экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго,.

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебница вода» старшая группа Мир вокруг ребёнка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов,.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность» в младшей группеПроект «Опытно-экспериментальная деятельность» в младшей группе Экспериментирование в дошкольном образовательном учреждении. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с раз­личными веществами,.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе» Вид проекта: познавательно-творческий Срок проекта: 2 года Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители Актуальность проекта:.

Проект «Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе» Вид проекта: познавательно-творческий Срок проекта: 2 года Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители Актуальность проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность «Как устроены перья у птицы»
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 20:47
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность «Как устроены перья у птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Гузалия Хайрова (УИ 388822) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД