Гузалия Хайрова
Опытно-экспериментальная деятельность «Как устроены перья у птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в
подготовительной группе детского сада.
«Как устроены перья у птицы». Опытно-
экспериментальная деятельность»
Хайрова Гузалия Асхатовна, направление «Познавательно- исследовательское» структурное подразделение с. Кошки ГБОУ СОШ детский сад комбинированного вида «Теремок», воспитатель, e-mail :
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательно-исследовательское развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Как устроены перья у птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи:
- активизировать словарь по теме «Птицы»;
- способствовать развитию умения замечать красоту живущих рядом с нами птиц;
- находить отличительные особенности строения махового и пухового перьев;
- развивать долговременную память, слуховое внимание, логическое мышление, наблюдательность, любознательность;
- воспитывать интерес к жизни птиц, бережное отношение, желание помогать им.
Оборудование:
Математический веер, набор перьев для лупы; грамоты; листы бумаги (по два для каждого ребенка); схема – модель птицы; строение пера.
Методы:
- наглядного обучения (использование схем – моделей, иллюстраций птиц, картинки с видами перьев);
- игровой (игровые упражнения);
- практический (физкультминутка, проведение опытов).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка «Птица крыльями взмахнула…»
Игровая Дидактические игры и упражнения «Что общего», «Найди ошибку художника», «Небылица».
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций «Перья птиц»
Речевое развитие Коммуникативная Беседа, вопросы, ответы, рассказы, отгадывание загадок
Ход занятия
– Ребята, отгадайте загадку:
Снится ночью червяку.
Чудо- юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит-плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это (птица)
Игра «Что общего?»
-Ребята, рассмотрите картинки, и найдите что общего?
Игра «Найди ошибку художника»
(Воспитатель из конверта достает картину и показывает ее детям. Предлагает детям найти ошибки художника)
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о птицах. А вы знаете, кто занимается изучением птиц?
- Орнитолог - это ученый, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. И сегодня, я старший орнитолог, а вы младшие научные сотрудники. Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.
Кто же такие птицы, как выглядят, чем отличаются друг от друга? Мы много с вами говорили о птицах, наблюдали за ними на прогулках.
Воспитатель: Что умеют птицы делать?
Дети: Птицы умеют летать.
Воспитатель: Правильно. А человек может взлететь? Почему?
Дети: Нет. У человека нет крыльев.
Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло?
Возьмите другой лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по – разному?
Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.
Воспитатель: Почему же птицы летают?
Дети: отвечают
Воспитатель: Птицы самые быстрые и выносливые. Их гладкое тело с легкостью преодолевает сопротивление воздуха, а сильные крылья поднимают ввысь и несут вперед. Крылья птиц легкие, сильные и гибкие.
Птицы – единственные живые существа, имеющие перья. Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос. Ответьте, у всех ли птиц одинаковая форма и цвет перьев?
(Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с различными видами перьев.)
Воспитатель: Ребята, скажите, чем они отличаются?
Дети: Размером, цветом строением.
Воспитатель: Правильно. Оперение птицы состоит из огромного количества перьев. Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми перьями. Они согревают птиц.
Физ. минутка
Птица крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо – влево,
Удивилась: «Что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу – ка я домой».
Полетела, полетела,
В гнездышко свое присела.
Поисково –исследовательская деятельность
(Воспитатель предлагает детям поработать с раздаточным материалом)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим, как устроены перья у птиц. Обычно у пера есть проходящий посредине упругий стержень и плоское опахало. Найдите из предложенных перьев маховое и рассмотрите его. Что можно сказать про него?
Дети: Оно плотное, жесткое, большое.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень. Я вам напомню, что такое стержень: предмет удлиненной формы, являющийся основанием чего –то.
Воспитатель: Какой стержень у махового пера?
Дети: Плотный и пустой.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему?
Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.
Воспитатель: Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?
Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.
Воспитатель: Почему?
Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.
(Воспитатель предлагает помахать пером, понаблюдать, что с ним происходит)
Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность. Рассмотрите опахало через лупу. Что вы видите?
Дети: отвечают
Воспитатель: На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, как бы «застегивая» поверхность пера. Если по какой – то причине крючки расцепятся, птица в момент чистки перьев соединит их клювом.
Воспитатель: А где у птиц расположены маховые перья?
Дети: На крыльях.
Воспитатель: Как вы думаете, какую роль для птиц играют маховые перья?
Дети: Они помогают птицам летать.
Воспитатель: Рассмотрите перья и выберите те, которые обогревают птицу. Какие они?
Дети: Мелкие, мягкие, пушистые, нежные, стержень тоненький, волоски между собой не сцеплены, маленькие по размеру.
Воспитатель: Сравните, стержни махового и пухового перьев. Что можно сказать о них? Для чего нужны птицам такие перья?
Дети: Они сохраняют тепло тела.
Воспитатель: На каких местах растут пуховые перья?
Дети: На туловище, голове, спине, лапах.
Воспитатель: А как называются перья на хвосте?
Дети: Рулевые.
Воспитатель: Ребята, а когда птица сидит на дереве или на земле, как расположены крылья?
Дети: Они сложены на туловище.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: На земле или на дереве раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает.
(Воспитатель на примере веера показывает, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и когда садится.)
Воспитатель: Перья не только украшают птицу, но и помогают им взлететь и держаться в воздухе, но и спасают их от ушибов и царапин, холода и жары, намокания и пересыхания; с помощью перьев птицы передают друг другу сигналы, маскируются от хищников. Перья требуют тщательного ухода, и птицы ежедневно чистят свое оперение с помощью клюва, удаляя чужеродные предметы, втирая в них свой жир, купаются и «принимают» пылевые ванны. Перья птиц постепенно изнашиваются и потому подвергаются периодической смене или линьке.
Игра «Небылица»
- Послушай предложения. Скажите: чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Птенцы строят гнёзда.
Скворец живёт в будке.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны птицы? Какую пользу они приносят человеку?
Воспитатель: Ребята! Птицы, как люди, - живые существа. Но они меньше и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц?
Дети: Не разорять гнезд. Не кричать в лесу. Не брать яйца и птенцов из гнезда, а развешивать кормушки.
Воспитатель: Ребята, мне так понравилось с вами играть. Спасибо вам за то, что вы были любознательными, внимательными, наблюдательными, настоящими научными сотрудниками. И я вам хочу вручить дипломы. (Оценка деятельности детей)