людмила кривошеева
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Учитывая это, в нашем детском саду работает экспериментальный кружок «Я познаю мир». Совместная исследовательская деятельность воспитателя с детьми проводилась 1 раз в неделю по 25-30 минут. Кружок посещали 10 детей старшей группы.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Занятия проводились в форме эксперимента. После экспериментов у детей возникало много вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. На занятия к детям приходили сказочные герои (дед Знай, Почемучка). Для положительной мотивации деятельности детей использовались различные стимулы: внешние (новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный (почему так, ситуация выбора.
В процессе детского экспериментирования дети научились:
• Видеть и выделять проблему
• Принимать и ставить цель
• Решать проблему
• Выдвигать предложения
• Осуществлять эксперимент
• Делать выводы
Качественные и количественные данные о работе кружка.
Наименование кружка Число занимающихся Возраст Бесплатные Руководитель
экспериментальный кружок
«Я познаю мир». 10 5-6 да Мигачёва Ю. В.
Уровень развития дошкольников
Начало учебного года Конец учебного года
высокий средний низкий высокий средний низкий
10 30 60 25 45 30
Вывод: В основу организации кружковой работы положен принцип учёта любознательности детей, что обеспечивает их интеллектуальное развитие. В конце учебного года по сравнению с началом высокий уровень развития способностей детей увеличился на 15%.
В экспериментировании ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него. Следует подчеркнуть, что важнейшим условием успешного развития исследовательской активности детей в экспериментировании являются компетентность воспитателя в данных вопросах, его стремление к постоянному самообразованию, совершенствованию организационно-проектировочных умений, увлеченность экспериментированием, стремление проявлять живой интерес к детской поисковой деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, исследовательского поиска и радости открытий.
С этой целью в каждой группе созданы уголки экспериментирования. В них находится материал, для осуществления опытной деятельности : лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы, коллекции для опытов, которые имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей, опытно-экспериментальной деятельности (камни, семена, крупы, ткани, различные виды бумаги разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Это позволяет детям проводить несложные опыты с песком, водой, магнитом и т. д., определять свойства различных материалов. Для познавательного развития подобрана специальная детская литература. В группах разработаны картотеки опытов и экспериментов, которые отражают цели, содержание, оборудование,
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
На тематическом педсовете, который прошёл в марте, была поставлена задача: повысить эффективность работы по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Для решения поставленной задачи в детском саду проводилась систематическая планомерная работа.
Семинар «Исследовательская и экспериментальная деятельность дошкольников как условие развития познавательной активности»
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к экспериментированию», «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников», «Экспериментальная работа в детском саду»
Тематический контроль «Состояние работы с дошкольниками по организации поисково- познавательной и опытническо-экспериментальной деятельности».
Консультативный день «Сотрудничество» : «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника»
Общее родительское собрание «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей»
Смотр уголков экспериментирования.
Итогом проведенной работы был Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования», в ходе которого заведующий СП раскрыла сущность развития исследовательской деятельности и поисковой активности дошкольников, старший воспитатель подвела итоги тематического контроля «Состояние работы с дошкольниками по организации поисково - познавательной и опытническо-экспериментальной деятельности», проведена квест-игра «Нетрадиционно экспериментирование», заслушаны выступления из опыта работы «Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами неживой природы, «Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с объектами неживой природы».
Мероприятия, проведенные для выполнения этой задачи, способствовали развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, созданию условий для успешного решения поставленной задачи.
Динамика развития детей в образовательной области «Познавательное развитие» показала следующие результаты:
Уровни Нач. года Конец года
Высокий уровень 9% 28%
Средний уровень 51% 55%
Низкий уровень 40% 17%
Высокий и средний уровень развития детей к концу учебного года составил 83%. Несмотря на высокий процент результата выполнения задачи было решено работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников продолжать, активнее использовать различные формы и методы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, регулярно использовать различные виды и формы проведения занятий по познавательному развитию детей, пополнить экспериментальные уголки материалами и оборудованием, подобрать материалы для родителей.