ХОМЕНКО МАРИЯ
Консультация для родителей «Как сохранить психологическое здоровье дошкольника»
«Как сохранить психологическое здоровье дошкольника»
Что же такое психологическое здоровье? Это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и деятельности.
Психическое здоровье характеризуется психологическим и социальным благополучием, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.
Публикация «Консультация для родителей „Как сохранить психологическое здоровье дошкольника“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Критериями психологического здоровья являются:
состояние душевного комфорта ребенка, его психическое развитие;
приемлемое социальное поведение;
умение понимать не только окружающих, но и себя;
реализация потенциала в различных видах деятельности;
умение выбирать и быть ответственным за свой выбор.
Рассмотрим факторы, оказывают влияние на психологическое здоровье ребенка:
• социально-культурный
1. Ускорением темпа современной жизни
2. Дефицит времени
3. Чрезмерная загруженность родителей
4. Невротизация
Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
• социально-экономический
1. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия
2. Занятость родителей
3. Ранний выход матери на работу и помещение ребенка в сад
При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций.
• социально- психологический
1. Дисгармония семейных отношений
2. Дисгармония семейного воспитания
3. Нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Все выше перечисленные факторы веду к возникновению психологических проблем.
• неправильные типы воспитания
1. Дисгармония семейных отношений
2. Дисгармония семейного воспитания
3. Нарушения в сфере детско-родительских отношений.
• негативные тенденции личностного развития
1. Демостративность
2. Агрессивность
3. Тревожность.
• нарушение нервно – психического здоровья
1. СДВГ
2. Астенический синдром
3. Фобии
В период дошкольного детства формируется база здоровья малыша, фиксируется интенсивность развития и роста, закладываются осанка и типовые движения. Эти дни отведены на приобретение базовых физических качеств, становление привычек и обучение навыкам, а также выработке черт характера, способствующих ведению здорового образа жизни.
Первоочередной для взрослых должна стать задача, связанная с формированием и поддержанием интереса к оздоровлению. Нельзя недооценивать благотворное влияние личного примера. Недаром именно за родителями закреплено закладывание основ не только интеллектуального и нравственного, но и физического развития ребенка, а сами родители удостоились звания первых педагогов, что отражено в п. 1 ст. 18 Закона РФ.
Дети должны расти в дружелюбной и спокойной психологической атмосфере. Взаимопонимание и согласие рассматриваются в качестве основных аспектов взаимоотношений. Звучащая в присутствии малыша ругань чревата появлением невроза. В некоторых случаях наблюдается усугубление имеющихся нарушений нервной системы. Подобные проявления способствуют ухудшению защитных возможностей организма ребенка. В качестве лекарства, ориентированного на предотвращение пагубных последствий, прописано хорошее настроение и позитивное мышление. Украшающая лицо взрослого улыбка учит ребенка радоваться, в то время как нахмуренный лоб и раздражительность вызывают у крохи чувства разочарования и вины.
Родителям не следует забывать о том, что детство является особенным периодом. Важно учесть, что осуществляемая дошкольниками деятельность ограничена игровыми процессами. Отсутствие в жизни ребенка познавательных и развивающих игр отбирает у малыша детство.
Нанесенная в дошкольном возрасте травма аукнется как на этапе взросления, так и по его окончании. Недоигравшие в детстве дошкольники впоследствии могут испытывать проблемы с адаптацией в обществе, ощущать собственную неполноценность и демонстрировать неумелость в сфере выражения чувств.
Устранение нежелательных факторов воздействия — первый шаг, направленный на защиту детского организма. Второй предполагает создание условий, благоприятно отражающихся на повышении работоспособности и укреплении защитных сил. Благодаря правильно организованному режиму дня удается достичь оптимального сочетания периодов сна и бодрствования, предполагающих удовлетворение пищевых, двигательных и иных потребностей. Соблюдение режима приучает детей к дисциплине, настраивает их на определенный ритм и облегчает процесс овладения полезными навыками.
Окружающие дошкольника родственники и близкие должны осознавать важность проведенного с ребенком времени. В такие минуты можно развлечь малыша рассказами о запомнившихся моментах собственного детства, одержанных в тот период победах и постигших разочарованиях. Дошкольник должен иметь возможность высказаться. В ходе информативной для обеих сторон беседы можно дать ребенку несколько полезных советов и объяснить, по какой причине следует поступать именно так, а не иначе.
Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать. Лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами «пожалуйста», «будь добр». Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.
На дошкольный возраст приходится весомая доля детей, страдающих от разнообразных психологических заболеваний. Нуждающиеся в психопрофилактике дошкольники испытывают потребность в налаживании отношений с родителями. Взрослые должны стремиться понять ребенка, уметь заглянуть в его внутренний мир, знать о его переживаниях и проблемах.
Растущие в честности и терпимости дети учатся понимать других. Ненависть и замкнутость — вполне ожидаемые следствия постоянной критики и периодического высмеивания. Окружающие ребенка упреки и вражда — причины роста чувства вины и склонности к агрессии. Атмосфера понимания и дружелюбия побуждает малыша к поиску проявлений любви в окружающем мире. Родителям следует помнить о том, что истоки веры в людей кроются в безопасности ребенка, умение ценить себя произрастает из оказанной в детстве поддержки, а благородство является следствием достаточного количества полученных в дошкольные годы похвал.
И в заключении хотелось бы дать родителям несколько рекомендаций, помогающих сохранить психическое здоровье ребенка:
1. Принимайте и уважайте своего ребенка таким, какой он есть. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим.
2. Контролируйте свое поведение. Не выплескивайте переполняющие вас обиды и злость на ни в чем не повинного ребенка.
3. Ребенок не должны присутствовать при скандалах и разбирательствах.
4. Активно выслушивайте его переживания и потребности.
5. Будьте не рядом с ним, а вместе с ним.
6. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
7. Помогайте, когда просит.
8. Поддерживайте успехи.
9. Делитесь своими чувствами.
10. Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него - это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности. Совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.
11. Шутки и веселье рождают сердечность. Спойте вместе детскую песенку, проговорите с ним детские считалки, постройте вместе домик из песка или конструктора, почитайте книжки. Послушайте диски с записями детских произведений. Посмотрите вместе с ребенком добрый фильм.
12. Обнимайте не менее 8 раз в день, так как ребенок должен чувствовать Вашу любовь и ласку.
13. Делайте все то, что способствует созданию у ребенка позитивных эмоций, интереса.
И тогда психологическому здоровью вашего ребенка ничего не будет угрожать!