Наталья Кузьмина
Конспект занятия по речевому развитию «Как скворец дом искал»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Старожиловский детский сад №3 «Солнышко»
Конспект занятия по речевому развитию
с применением приема мнемотехники «Волшебные колечки»
в подготовительной группе
«Как скворец дом искал»
Кузьмина Наталья Васильевна,
воспитатель первой
квалификационной категори
Цель
Обучение детей навыкам пересказа при помощи приема мнемотехники «Волшебные колечки»
Задачи
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Как скворец дом искал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы;
• обучать запоминанию и краткому пересказу текста посредством применения «волшебных колечек».
Развивающие :
• развивать умение правильно, последовательно пересказывать произведение;
• развивать монологическую и диалогическую форму речи;
• развивать память;
Воспитательные:
• воспитывать культуру поведения, дружелюбие;
• воспитывать любовь к природе.
Вид деятельности: речевая, игровая, коммуникативная
Форма организации: работа с подгруппой детей, фронтальная
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический, мнемотехника, биоэнергопластика, аквагимнастика
Словарная работа: скворец, скворечник.
Материалы и оборудование:
• технические средства: магнитофон с аудиозаписью пение скворца
• демонстрационный материал: макет скворечника, объемное изображение скворца, корзина для сюрпризного момента, «волшебные колечки», плоскостное изображение солнца; элементы костюма Весны
• раздаточный материал: миски с водой, бумажные салфетки, стаканы для использованных салфеток; поднос, бумажные смайлики в виде солнышка для проведения рефлексии
Предварительная работа: чтение рассказов, разгадывание загадок о природе, знакомство детей с содержанием экологической сказки
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент. Создание эмоционально-положительного
фона. Метод: стихотворное приветствие
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Васильевна. Я пришла к вам в гости, но не одна, а с солнышком. Оно будет светить все занятие, а в конце подарит вам сюрприз. Давайте поздороваемся с солнышком.
Доброе утро, солнышко ясное,
Доброе утро, дети прекрасные!
Вам посылаю улыбкой привет -
Будьте добры, улыбнитесь в ответ!
Гости с улыбкою смотрят на нас –
Им улыбнемся мы тоже сейчас.
II. Основная часть
1. Актуализация знаний о весне путем отгадывания загадок
Метод: игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, в чьем образе я к вам пришла?
Дети: Вы – Весна.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что сейчас такое время года.
(Если не догадаются, то спросить, какое время года).
Воспитатель. Да, я - Весна и приглашаю вас на весеннюю прогулку. Солнышко с собой возьмем? Обязательно! Смотрите, нас ждет красивая лужайка!
Воспитатель приглашает детей на лужайку (Красивый платок воспитателя превращается в весеннюю лужайку).
Воспитатель: Что вы знаете о весне? (несколько детей отвечают) Молодцы! А вы любите загадки? Весенние загадки знаете? (ответы детей). Солнышко тоже для вас подготовило интересные загадки о весне. Только пока к вам спешило, отгадки потеряло. Поможем их найти? Дети: ДА.
Вместе с этой черной птицей Он промочит всех до нитки,
К нам весна в окно стучится. Но беды не принесет,
Зимнюю одежду прячь! Рады травка и улитка,
Кто по пашне скачет? (Грач) Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Мишка вылез из берлоги, Падает на землю (Дождь)
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришёл. (апрель)
2. Игра «Дождь»
Метод: использование элементов аквагимнастики. Музыкальное сопровождение: музыка дождя.
Воспитатель. Весной, особенно после хорошего дождя, вся природа пробуждается от зимнего сна. Ребята, а вы любите весенний дождь? Хотите поиграть с ним? Хотите сами стать дождиком? Подходите к столам. В этих красивых мисочках вода, да не простая, а дождевая.
Дети подходят к столам с мисками.
Воспитатель. Ребята, смотрите внимательно за тем, что я делаю, и повторяйте мои движения.
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной (выполняют легкое постукивание пальцами по поверхности воды пальцами, согнутыми и раздвинутыми в стороны).
Громко хлопает в ладошки.
И от счастья сам не свой (хлопки в воде)
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра (набирают воду в ладони и выливают снова).
Если с вами мы притихнем,
Музыку дождя услышим.
Если дождь стучит по крыше,
Этот грохот сразу слышен (кулачки стучат).
Если шлепает по лужам,
Это слышно чуть похуже (ладошки стучат,
А попавши в камыши,
Он тихонечко шуршит (пальчики бегают)
3. Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята предлагаю вам присесть на стульчики. Ой, посмотрите, а на столе, какой то сюрприз нас дожидается.
(Воспитатель снимает платок)
Воспитатель: Это корзина, здесь есть письмо, давайте его прочитаем
(В письме загадка про скворца)
Смастерили домик птицам,
Не воронам, не синицам.
Поселился там певец,
И зовут его (скворец)
(Воспитатель достает из корзины скворца)
Воспитатель: Окончательно ее будят перелетные птицы, которые возвращаются из теплых южных стран. Вот и к нам скворец прилетел в гости.
Воспитатель:. Ребята. А кто эту птицу видел в природе? Что вы о ней знаете? А вы слышали, как поет скворец?
(Звучит аудиозапись его пения).
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называется домик нашего гостя? Правильно, скворечник.
(воспитатель, достает его и рассматривает).
Воспитатель: ой, ребята в нашем скворечнике, что-то лежит, давайте посмотрим,
(Воспитатель высыпает на красивый поднос колечки с картинками)
Это колечки с картинками, давайте рассмотрим, что на них изображено? (рассматривает с детьми изображения, они называют предметы). Как вы думаете, что означают эти картинки? Почему они оказались в корзине вместе с птицей?
(Дети высказывают предположения)
4. Рассказывание сказки воспитателем
Методы: прием мнемотехники «Волшебные колечки», беседа
Воспитатель. Ребята, мне кажется, что в этих картинках заключена история нашего скворца. Давайте попробуем вместе разгадать ее.
Воспитатель рассказывает сказку, надевая на свои пальцы и специальное приспособление «колечки» в нужном порядке.
Воспитатель: Нашего скворца зовут Сёма. Когда он был маленьким и учился летать, кот повредил ему крылышко. Мальчик Сережа взял его домой и выхаживал, пока крыло не зажило. К этому времени птенец подрос, и тогда мальчик выпустил его на волю. Скворец полетел в лес и стал искать себе подходящий домик. В лесу скворец заметил двух весёлых синиц, которые вили себе гнездо. - Уважаемые синицы! – обратился он к птицам. – Помогите мне найти жильё! - Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички. Сема поблагодарил синиц и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным для него. - Нет! Ваш домик мне не подходит! – сказал СЁма, попрощался с синицами и полетел дальше. В сосняке он увидел нарядного дятла, который долбил дупло. – Добрый день, дядюшка дятел! – обратился к нему Сёма. –Помоги мне, пожалуйста, найти домик. – Вон на той сосне осталось моё старое дупло. Можешь в нём поселиться, - ответил дятел. Заглянув в дупло, Сёма увидел, что оно занято совой. И скворушка полетел дальше. Возле реки увидел серую уточку, попросился к ней в домик. Но и он не подошел скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле. И тогда Сёма вернулся к дому, где жил Сережа. Мальчик обрадовался возвращению птенца. Они с папой смастерили для него красивый теремок с круглым окошком. Так у Семы появился свой дом.
Воспитатель: Ребята, кто же мне помог рассказать вам историю Семы? ( Дети: колечки). Да. Без них бы я не справилась. Наверное, это колечки не простые, а волшебные. Они помогли мне разгадать историю Семы. Понравилась вам эта история? Чем? Что нового узнали о птицах? А хотите сами ненадолго превратиться в птиц? Вставайте и повторяйте за мной слова и движения.
5. Физкульминутка на тему «ПТИЦЫ»
Прием биоэнергопластики
Воспитатель: Ребята, солнышко вместе с нами тоже с удовольствием слушало сказку, а теперь предлагает немного отдохнуть, давайте с вами превратимся в птичек.
Исходное положение. Руки расположены перед собой (ладонями к себе, большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы - крылья.
Птички летели, летели, летели (машут «крыльями», бегают)
Сели, посидели, (садятся на корточки, прижимают ладони к груди)
Наклонились, захватили, (пальцы сложить «щепотью» (это «клюв», наклонились)
Поднялись и проглотили (выпрямились, имитировать движения птицы).
Снова посидели (прижать ладони к груди)
И дальше полетели (машут «крыльями, бегают»)
6. Коллективный пересказ сказки детьми
Воспитатель: Ребята, а вы хотите эту сказку запомнить и рассказать родным дома и друзьям на улице? Вам в этом тоже помогут «волшебные колечки», которые я надену на ваши пальчики. Встаньте около меня полукругом и приготовьте свои пальчики.
(Воспитатель надевает всем детям колечки в нужном порядке).
Ребята, посмотрите на свои пальчики. Эти картинки вам помогут вспомнить сказку и подскажут, о чем каждый должен говорить. Вы стоите по порядку и будете говорить друг за другом. Я вам помогу.
Дети, глядя на свои «волшебные колечки», с помощью воспитателя пересказывают сказку.
7. Заключительная часть. Рефлексия
Метод наглядный, словесный.
Воспитатель:
Ребята, все занятие с нами было солнышко. Оно радовалось вашей дружной работе, а нас радовало весенним теплом. На память солнышко вам оставляет своих деток – маленькие солнышки. Присмотритесь внимательней, они разные: веселые, задумчивые, озорные, серьезные. Выберите каждый для себя то, которое вам по душе, подходит по настроению. А я подарю «волшебные колечки», которые помогут вам рассказывать сказки. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Вы молодцы, ребята! На этом наше занятие закончено, всем большое спасибо.