Алёна Крайсвитняя
Мастер-класс для педагогов и родителей «Как рисовать пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №12 «Сказка» города Ставрополя
Мастер-класс для педагогов и родителей
«Как рисовать пейзаж»
составила: Крайсвитняя А. А.
г. Ставрополь, 2018 г.
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный, разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Часто дети рисуют только четверть светила, помещая его в один из верхних углов картины. Поэтому их композиции выглядят одинаково и безлико.
В своей деятельности дети часто рисуют природу, говоря языком искусства «пейзаж». Так что же такое «пейзаж»? Давайте обратимся к стихотворению «Пейзаж» А. Кушнер
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Какие ошибки и штампы допускают дети при построении своего рисунка в жанре живописи «пейзаж»?
1) изображения предметов однотипны;
2) изображения расположены в основном на первом плане;
3) размер изображений не соответствует композиции;
т. е детям сложно соблюдать законы композиции и перспективы.
С целью помощи педагогам и родителям, я предлагаю подсказки для создания полноценной композиции будущего пейзажа.
1. Рисование пейзажа начинается с выбора уголка природы, который бы вы хотели изобразить в своей картине. Это может быть сельский, городской, лесной, морской, сказочный, фантастический и др. виды пейзажа. Они могут различаться по временам года и частям суток.
2. Рисуют пейзаж обычно с натуры. Но есть один способ, который позволяет это делать - это рисование этюдов. Этюд - это зарисовка отдельных элементов вашей будущей картины, которые позволяют вспомнить весь ваш будущий пейзаж в целом. Это может быть прорисовка цветов, трав, облаков, зданий и др. Но можно рисовать и по представлению или по замыслу.
3. Рисование начинается с наброска карандашом. Линии проводим тонкие еле заметные, для того, чтобы можно было исправить ошибку в рисунке.
4. Делим плоскость бумаги на две части: небо и землю. Эта линия называется линией горизонта.
5. В рисовании пейзажа есть два основных закона. Это линейная и воздушная перспективы. Перспектива – в переводе с латинского языка, означает «ясно вижу».
6. Смотря куда-либо, мы видим, что удаленные предметы дома, деревья, люди кажутся маленькими, а ближние большими. Поэтому, рисуя пейзаж, на переднем плане даем крупное изображение предметов, а на заднем - мелкое. Этот закон называется линейной перспективой.
7. Чтобы пейзаж на листе бумаги не казался плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы. На переднем плане предметы прорисовываются четко, со всеми деталями, а на заднем - расплывчато видны лишь силуэты. Это могут быть цветные мазки, обозначающие предметы.
8. При рисовании переднего плана то, что ниже на листе бумаги используются более яркие цвета, контрастные цвета.
При рисовании заднего плана то, что выше на листе бумаги и ближе к линии горизонта цвет становится тусклее. Это достигается разбавлением водой, если это акварель, или добавлением белил, если это гуашь.
9. Зная хорошо законы линейной и воздушной перспективы, можно смело приступать к рисованию пейзажа.
Большую помощь в ознакомлении детей с жанрами изобразительного искусства окажет песня Г, Гладкова «Если видишь на картине». Дети очень быстро запоминают ее, и в дальнейшем им не составит труда отличить пейзаж от портрета и натюрморта.
Практическая часть
Рисование зимнего пейзажа на стекле.
Рисование – это занимательное и увлекательное занятие для детей. А если использовать нетрадиционные техники рисования, то занятие становится вдвойне интереснее. Я очень люблю рисование нетрадиционными способами. Так как использование разных техник позволяет детям раскрыть свои творческие способности, способствует развитию воображения, фантазии. Рисование дает полную свободу для самовыражения, что особенно актуально в условиях ФГТ. Сегодня я предлагаю вашему вниманию рисование зимнего пейзажа на стекле.
Для этого нам понадобится:
-два листа оргстекла (можно взять стекло из фоторамки, предварительно обклеив края скотчем, - лист бумаги,
-гуашь,
-кисточки.
Так как рисовать будем зимний пейзаж, на стекло наносим в произвольном порядке капли голубой, белой, фиолетовой гуаши.
Прикладываем лист бумаги, поворачиваем в разные стороны до полного слияния пятен.
Снимаем аккуратно и оставляем лист бумаги до полного высыхания. Это будет у нас фон.
Лист стекла промываем, просушиваем. Пока стекло сохнет, на втором листе стекла рисуем пейзаж, подложив под него фон.
Ждем до полного высыхания. Когда высохнет, накрываем вторым листом стекла и рисуем пальчиками, ватной палочкой, сухой жесткой кистью методом тычка - снежинки, сугробы.
Соединив два листа стекла, создается впечатление объемной перспективы. Рисунок готов. Скрепить листы между собой можно с помощью скотча
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №12 «Сказка» города Ставрополя
«Конспект интегрированного НОД
по развитию речи и рисованию
в средней группе:
«Письмо в Африку»»
составила: Крайсвитняя А. А.
г. Ставрополь, 2018 г.
Цель : продолжать развивать образное эстетическое восприятие, используя традиционные и нетрадиционные методы рисования.
Программное содержание
1. Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят осенью.
2. Расширить представления детей о сезонных изменениях зимой.
3. Продолжать развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты осеннего и зимнего пейзажа.
4. Активизировать словарный запас, развивать связную речь. Закрепить навыки рисования методом тычка.
Активизации словаря: звери полиняли, уходят в спячку, перелетные птицы, страна. Африка.
Обогащение словаря: экзотические.
Структура занятия
I часть. Просмотр видеописьма детьми. Краткое обсуждение. ( Приемы: сюрпризный момент, видеопоказ, вопросы детям.)
II часть. Беседа с детьми о временах года: признаках осени и зимы. ( Приемы: чтение стихотворений, вопросы детям, показ.) Физкультминутка.
III часть. Рисование красками по выбору детей зимнего или осеннего сюжета. ( Приемы: рисование методом тычка, объяснение воспитателя, показ приема рисования.) Физкультминутка.
IV часть. Анализ детских работ.
Материал к занятию: компьютер, почтовый ящик из бумаги, бумага цветная (голубая и желтая, краски, кисточки, салфетки.
Предварительная работа. Повторение знаний о явлениях природы, сравнение признаков осени и зимы. Рассматривание иллюстраций с изображением различных континентов, географической карты.
Подготовка воспитателя. Видеозапись письма, разработка и написание конспекта занятия, изучение специальной и методической литературы.
Ход занятия: I часть
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришло необычное письмо. Его не принес почтальон. К нам пришло видео письмо. Сейчас на компьютере мы его просмотрим, и вы знаете откуда оно? – Из далекой страны – Африки. Кто мне скажет, что это за страна?
Дети. Где постоянно жарко и растут бананы.
Воспитатель. Да, в Африке постоянно жарко и растут бананы и другие экзотические фрукты. Давайте посмотрим и послушаем от кого же это письмо. (Просмотр видеописьма по компьютеру.) “Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Лаура. Я живу в далекой стране-Африке, где много-много обезьян, попугаев, бегемотов и других животных. Где растут апельсины, лимоны, ананасы и бананы. У нас в Африке очень-очень жарко. Здесь никогда не бывает зимы и снега. Ребята, однажды я услышала стихотворение и не поняла, о каком времени года здесь говорится. Вот послушаете:
Миновало лето,
На полях и на рощах
Пусто и уныло,
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышко не видно,
Темны, темны ночи.
Объясните мне, пожалуйста. Я жду от вас ответа и рисунков. Пока, пока!”
Воспитатель. Письмо очень интересное, согласитесь ребята!
Дети. Да.
Воспитатель. Конечно же, мы все знаем, какое время года описывается в этом стихотворений. И сейчас нам поможет наш помощник воспитателя записать на камеру наше видео письмо, она будет снимать вас, как вы работаете, а после тоже по компьютеру отправим ваши ответы и рисунки Лауре. (Воспитатель повторно читает стихотворение А. Плещеева.) Ребята, скажите, пожалуйста, о каком же времени года говорится в этом стихотворений?
II часть
Дети. В этом стихотворений говорится об осени.
Воспитатель. Скажите, какой самый первый признак осени.
Дети. Листья на деревьях начинают желтеть, идут дожди.
Воспитатель. Почему листья желтеют?
Дети. Потому что на улице холодно.
Воспитатель. Правильно. Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю и защищают деревья от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух. Весной под опавшей листвой земля долго сохранит влагу. Осенью, какие дни и ночи?
Дети. Дни стали короче, ночи длиннее.
Воспитатель. Что делают осенью насекомые?
Дети. Насекомые уходят в спячку.
Воспитатель. Что делают птицы?
Дети. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель. Какие птицы улетают в теплые края?
Дети. Перелетные птицы.
Воспитатель. Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети. Грачи, скворцы, ласточки и другие птицы.
Воспитатель. Правильно, а почему они улетают в теплые края?
Дети. Потому что холодно, не найти еды.
Воспитатель. Скажите мне, пожалуйста, после осени какое время года идет?
Дети. После осени идет зима.
Воспитатель. Давайте Лауре расскажем, какая же у нас зима. Зимой чем покрыта земля?
Дети. Земля покрыта снегом.
Воспитатель. Какие дни и ночи зимой?
Дети. Дни стали короче, а ночи длиннее.
Воспитатель. Как изменились деревья и кустарники?
Дети. Деревья стоят голые.
Воспитатель. Какие птицы зимуют?
Дети. Зимуют воробьи, голуби, вороны, сороки.
Воспитатель. Что происходит со зверями?
Дети. Заяц и белка поменяли шубки, медведь и еж уходят в спячку.
Воспитатель. Правильно, заяц и белка поменяли шубки, одним словом можно сказать полиняли медведь и еж уходят в спячку.
Физкультминутка. “Мы осенние листочки”
III часть
Воспитатель
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул – полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Дети стоят свободно, руки вверху. Покачивание. Разбегаются. Бегают, кружатся. Приседают на корточки. Вновь разбегаются, помахивая руками. Идут на место.)
IV часть
Воспитатель. Мы с вами поговорили об осени и зиме. А сейчас давайте нарисуем зиму и осень и наши рисунки отправим Лауре в Африку. Вы по желанию рисуете или осень или зиму. Перед вами 2 листа бумаги, как вы думаете зиму на каком листе можно рисовать?
Дети. На голубом листе.
Воспитатель. Какие краски для зимы мы используем?
Дети. Белые.
Воспитатель. Какие краски используем, чтобы рисовать осень?
Дети. Желтый, оранжевый, красный, зеленый цвета.
Воспитатель. Сегодня мы будем рисовать методом тычка. Кто мне скажет, как это делается?
Дети. Тыкать кисточкой.
Воспитатель. Давайте возьмем кисточки и покажем, что при нанесение тычка кисть должна находится вертикально (прямо, тогда у нас получается пушистая точка. Когда рисуете осень, то листья рисуйте тоже методом тычка. Если зиму, – снег рисуете методом тычка. Приступаем к работе. (Дети рисуют.)
Физкультминутка
Ручки поднимаем,
Ручки опускаем.
Ножками потопаем.
Ручками похлопаем.
Птички прилетели
И тихонько сели.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как красиво. Ведь осень у нас по-своему красива, со своими яркими красками. А зима красива тем, что все покрыто снегом, белым-бело.
Лес дремучий, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес. (Воспитатель рассматривает вместе с детьми работы.)
Теперь рисунки наши подсохнут, потом мы их положим в конверт и отправим Лауре.