Татьяна Лимаренко
Консультация «Как помочь гиперактивному ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность, подвижность, любознательность являются характеристиками нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эти качества свыше нормального уровня. Данная патология вошла в современную классификацию заболеваний с названием: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Такое заболевание приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе. СДВГ проявляется в дискоординации движений, несформированности моторики, расторможенности, импульсивности. Повреждения мозга у таких детей нет, у них есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы. Отмечаются так же нарушения в пространственной координации, отсутствие сдерживающего контроля и саморегуляции поведения, неспособность принять инструкцию к выполнению. Но есть такие дети: без нарушения внимания, они тоже гиперактивные, им трудно поддерживать дисциплину, но проблем с обучением может не быть, более того, среди них встречаются талантливые дети. У мальчиков СДВГ встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Более или менее отчетливые проявления становятся к 3—4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом. В 6-7 лет многие дети с СДВГ не готовы к обучения в школе, так как происходит замедление темпов функционального созревания коры и подкорковых структур головного мозга. Каждодневные школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развития дезадаптационного школьного синдрома, усиливаемый трудностями обучения. В подростковом возрасте, не достигая успехов в учебе, получая за безобразное поведение тычки и затрещины дома, такие дети ведут себя все хуже и хуже, они отсеиваются из школы, затрудняются найти работу соответствующую их талантам и ожиданиям. Иногда становятся агрессивными и больше других склонны к асоциальному поведению. Исследования, проведенные Брязгуновым И. П., Касатиковой Е. В. показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные, -это дети из семей высокого социального риска. Педагогическая запущенность способствует отставанию психического развития. Еще одной причиной является неудовлетворение ребенка общением с близкими людьми. Отсутствие эмоционального контакта и во внеше благополучных семьях (Л. С. Алексеева, 1997, там, где родители всецело отдаются работе, а не ребенку.
Темочки:
Как же мы можем помочь такому ребенку? Для начала необходимо провести комплексное медико-психологическое обследование, после которой назначается медико-психологическая коррекция. Она включает в себя медикаментозную терапию, психотерапию, коррекцию поведения и физическую реабилитацию.
Вот несколько рекомендаций, которые мы можем использовать во время обучения, общения с таким ребенком :
• Повышение мотивации через занимательные формы, создание ситуации успеха, система поощрения. Мотивация может быть игровая, соревновательная, познавательная. Если ребенок неуспешен в своей деятельности, необходимо находить в его работе те моменты, за которые можно похвалить.
• Эмоциональная вовлеченность ребенка в процесс обучения. Ребенок не «объект», а «субъект» обучения.
• Пошаговая инструкция с постепенным переходом к более обобщенной. Способствовать созданию положительно эмоционального настроя на выполнение задания.
• Обязателен принцип «от простого к сложному». При решение задачи следует использовать внешние опоры, схемы, алгоритмы действия, что способствует нахождению самостоятельного решения.
• Формирование адекватной самооценки с учетом конкретных достижений: от молчаливого расположения работ (от лучшей к худшей) к развернутому речевому аргументированию выбора.
• Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
• Не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.
• Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Режим важен для всех детей, но для гиперактивного ребенка он важен вдвойне. Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля.
Это только некоторые рекомендации. Главным советом - является обращение родителей к специалистам, которые проведут необходимую диагностику, напишут рекомендации, конкретно для вашего ребенка и подскажут дальнейший ход решения данной проблемы. Желаю вам успехов! И помните: принимайте ребенка таким, каков он есть, со своими характелогическими особенностями!