МАРИНА ПОЧИНОК
Консультация для родителей «Как организовать занятия ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Успех и эффективность занятий с дошкольниками определяет не только то, чему мы учим ребенка, но и в значительной степени то, как проводятся эти занятия. Формы занятий могут быть разными : не «привязанные» к одному месту и времени игры, рассказы, обсуждения и т. п. в обыденной жизни; чтение книг с обсуждением, анализом поведения и действий героев, ситуаций, с пересказом, разыгрыванием сценок, чтением наизусть и т. п. ; специальные занятия, которые помогут ребенку научиться учиться и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Как организовать занятия ребенка“» размещена в разделах
Чаще всего такие занятия проводятся в детском саду, в так называемых «группах временного пребывания», куда дети приходят 2-3 раза в неделю на 2-3 занятия. Такие занятия могут быть организованы и дома, а заниматься с ребенком могут родители или бабушка (дедушка, гувернер или учитель.
В возрасте от 5 до 6 лет ребенок :
• способен воспринимать и удерживать в памяти инструкцию (задание);
• способен планировать свою деятельность и работать по плану (если его этому научить);
• может сосредоточенно, без отвлечений работать 5-10 минут;
• способен оценивать результаты и вносить коррективы по ходу деятельности. У детей разного возраста организация деятельности существенно различается, и мы не можем требовать от ребенка в 4 года то, что ему по силам только в 5-6 лет. В тех случаях, когда дети испытывают трудности в выполнении заданий, необходимо более подробно разобрать (объяснить) само задание, ход его выполнения, возможно, дать сначала аналогичный вариант. Еще один способ преодоления трудностей состоит в определенной последовательности действий, которые выполняет взрослый (педагог, родитель) и ребенок.
Понятно, что обучение дошкольника требует от взрослых внимания и терпения. Взрослые должны быть готовы к тому, что придется по несколько раз отвечать на один и тот же вопрос; не один раз объяснять одно и то же, без раздражения и нетерпения; проявлять настойчивость в достижении цели. При этом важно уметь помочь ребенку, проявляя гибкость, подсказывая или побуждая к собственному решению.
Требуя от ребенка внимания, взрослые нередко сами не очень внимательны -не умеют заинтересованно слушать, быть внимательными к его проблемам. Даже очень маленькие дети чувствуют, когда взрослый их не слушает, вернее, слушает, но не слышит.
То, как говорит взрослый с ребенком, также очень важно. Спокойный тон, доброжелательные интонации, приветливость и участие - важное условие позитивного общения с детьми.
В речи взрослого не должно быть непонятных слов и выражений. Нередко взрослые используют резкие и жесткие слова в оценках ребенка - «бестолковый», «тупица», «сколько раз можно объяснять одно и то же», -не задумываясь, что это может обидеть, унизить ребенка.
Основной формой занятий с дошкольниками (где бы они ни проводились) является игра. И в то же время игровая форма занятий - это не свободная игра ребенка, когда он сам выбирает цели и задачи своей деятельности. Для того чтобы игровая форма занятий была более эффективной, взрослым необходимо четко спланировать и организовать каждое занятие.
Прежде чем разработать самый простой план занятий, необходимо в течение нескольких дней внимательно понаблюдать за ребенком, обратить внимание на то, как он себя ведет, что привлекает его внимание, что ему нравится и не нравится, как он говорит, спрашивает, просит, умеет ли играть сам или ему необходим постоянный контроль взрослых.
Не менее важно разобраться в том, на что следует обратить особое внимание во время занятий. Для этого также необходимо какое-то время внимательно понаблюдать за деятельностью ребенка, его речью, играми. Нередко родители (воспитатели) не замечают явных нарушений речи и внимания, скованности движений, «нежелания» рисовать и т. п.
Правила эффективного наблюдения
1. Определите, на какую сторону жизни ребенка будет направлено наблюдение (сегодня, в течение нескольких дней, недели и т. п.). Например, наблюдая за тем, развита речь, анализируйте различные ситуации - разговор, рассказ, просьбу, общение со сверстниками, со взрослыми, общение в бытовых ситуациях, в игре, во время занятий и т. п. При этом обращайте внимание на правильность произношения, словарный запас, умение правильно строить предложение, задавать вопросы и отвечать на них. Это поможет более четко определить, как формулировать инструкцию, объяснять дополнительно и т. д.
2. Ведите записи во время (после) наблюдения. (Безусловно, ребенок не доля видеть, что взрослый внимательно наблюдает за ним.)
3. Наблюдайте повторно одни и те же ситуации, для того чтобы понять, насколько типичны те или иные проявления, что осложняет, ухудшает ситуацию, а что, наоборот, успокаивает ребенка. Кроме этого, можно увидеть, как изменяет поведение в течение дня, и выделить оптимальное время для занятий.
4. Во время наблюдения не оценивайте ситуацию, целесообразнее описывать ее. Например, ребенка трудно заинтересовать рисованием, рисует он неохотно, «не получается». Заметки типа «плохо рисует» малоинформативны. Более подробная ; запись: отказывается (приходится уговаривать, неловко держит или очень сильно сжимает карандаш (ручку, рука быстро устает, штрихи неровные и т. п.
Результаты подобных наблюдений позволяют определить проблемы, а значит и направление особого внимания взрослых в процессе занятий, и особенности организации занятий. Например, при трудностях концентрации внимания и высок отвлекаемости следует исключить громкий звук разговора, радио, телевизора да; в другой комнате. Бегающая вокруг стола собачка или кошка, очки, которые крут в руках взрослый, - все может быть фактором отвлечения. Занятия с такими детьми должны быть очень короткими - несколько минут для выполнения несложного задания, затем перерыв и следующее задание.
5. В процессе наблюдения важно зафиксировать то, как ведет себя ребенок в случае затруднения (справляется ли сам, бросает работу, отказывается, нервничает, обращается за помощью к взрослым). Это облегчает поиск способов общения с ребенком, позволяет определить тактику и характер помощи.
Затруднения, с которыми сталкиваются дошкольники в процессе обучения, неизбежны, а успех их преодоления в значительной степени зависит от взрослых.
Педагоги и психологи уже давно перестали спорить о том, что эффективнее ругать ребенка при неудаче или поддерживать. Безусловно, поддержка, подбадривание более эффективны, но в жизни взрослые чаще делают замечания, ругают или всем своим видом показывают неудовольствие. Критические замечания и комментарии типа «Ты вообще не стараешься», «Не хочешь, поэтому и не получается», «Какой же ты непонятливый (неумеха)» и т. п. многие взрослые просто не считан: негативной оценкой. Чаще всего оценивается результат (при этом задание может быть не по силам ребенку, а не старание, желание, стремление добиться успеха. Несколько неудачных попыток, сопровождаемых негативной оценкой, могут привести к ощущению беспомощности, не успешности, страху вновь сделать ошибку. Ребенок просто отказывается выполнять какие-то задания, заранее считая «У меня не получится». Важно помнить, что такие ситуации не возникают сами по себе, а формируются в результате неверной тактики взрослых.
Дальнейшая адаптация в школе, состояние и поведение ребенка в значительной мере зависят от отношения к нему.
В каждом отдельном случае могут быть свои проблемы и совсем непростые пути решения. Важно уметь видеть и понимать, что удается в общении с ребенком, а что нет. В процессе такого общения учатся не только дети, но и взрослые. Внимание, понимание, доброжелательность и уважение к ребенку помогают решать самые сложные проблемы. ZUmR4IyF7Y0
В процессе занятий дошкольники быстро устают. Даже если ребенок хочет продолжать занятие, через 10 минут необходимо сделать несколько расслабляющих упражнений и упражнений, снимающих зрительное утомление. Мы даем примеры этих упражнений.
Упражнения на расслабление
Положение лежа. «Вытяни руки вдоль туловища, руки кистями «смотрят» вниз. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох». Ваш голос должен быть ровным, спокойным, тихим. Все ваши мысли должны быть направлены на ребенка, на его успокоение, расслабление. Если вы будете нервничать, отвлекаться, толку от упражнения не будет.
Положение сидя, в свободной осанке. «Сядь. Твердо поставь ноги на пол. Руки неподвижно свисают вдоль туловища. Ты закрываешь глаза, дышишь спокойно: вдох, выдох».
Упражнения для предупреждения зрительного утомления
И. п. (исходное положение) сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу - выдох. Повторить 5-6 раз.
И. п. сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
И. п. сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
И. п. сидя, смотреть прямо перед собой 2-3 секунды; поставить палец правой руки вертикально по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд па конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку.
И. п. сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев; поднять руки вверх (вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы; руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.