Папки-передвижки

Консультация для родителей «Как научить ребенка быть самостоятельным»

Мамшева Оксана
Консультация для родителей «Как научить ребенка быть самостоятельным»
▼ Скачать + Заказать документы

Главным препятствием для самостоятельности ребенка обычно оказываются его родители — им придется работать над собой

Когда малыш кричит: «Я сам!», это бывает не очень удобно для родителей, но крайне необходимо ребенку. Самостоятельные дети доверяют себе, чувствуют, что сами определяют свою жизнь, ведут себя более уверенно и могут полнее реа-лизовать свои способности. Как действовать родителям, чтобы у них вырос самостоятельный ребенок? На этот вопрос отвечает книга Неда Джонсона и Уильяма Стиксруда «Самостоятельные дети». Мы законспектировали некото-рые их идеи.

Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка быть самостоятельным“» размещена в разделах

Мы все хотим счастья своим детям и стараемся делать для них все возможное, чтобы в будущем они обязательно преуспели, были конкурентоспособными и ощущали уверенность в собственных силах. Это получается не всегда, так как часто родители имеют ошибочные представления о целях и путях их достижения. Клинический нейропсихолог Уильям Стиксруд и лектор, тренер, основатель службы репетиторства для подростков Нед Джонсон предлагают сначала разо-браться в том, почему у нас не получается, а потом выработать новые стратегии, которые будут работать.

Что мешает нам растить самостоятельных детей

Первое препятствие — распространенные заблуждения и клише, которые нам навязывает общество. Они кажутся самоочевидными, поэтому родители подчи-няются этим стереотипам, даже не отдавая себе в этом отчет.

1. К успеху ведет узкая тропинка. Ставки слишком высоки, чтобы позволить ребенку самому решать все за себя. В основе такого представления лежит идея дефицита ресурсов: чтобы добиться успеха, дети всегда и во что бы то ни стало должны быть конкурентоспособными.

2. Если хочешь преуспеть в жизни, очень важно хорошо учиться в школе. По-бедителей — единицы, остальные — неудачники. В результате многие дети де-монстрируют маниакальную мотивацию или, напротив, совсем перестают прила-гать какие бы то ни было усилия.

3. Если больше стараться, то ребенок станет более самодостаточным и успешным во взрослой жизни. Будем учить 6-классников по программе 9 класса или заполним учебой все свободное время детей.

4. Окружающий мир опасен как никогда. За ребенком нужно постоянно при-глядывать, чтобы он не пострадал и не принял неправильного решения.

Многие родители чувствуют неправильность таких суждений, но им все равно бывает трудно преодолеть давление со стороны общества. Глубинная причина такого давления — страх, а он почти всегда ведет к плохим решениям.

Конечно, родители испытывали бы меньший стресс, если бы могли полностью контролировать ребенка и делать его таким, как им хочется. В таком случае дети стали бы послушны, но вовсе не самостоятельны.

Контроль за ребенком не должен стать целью воспитания. «Наша роль состоит в том, чтобы научить их мыслить и действовать самостоятельно, чтобы они сами хотели быть успешными в школе и, самое главное, в жизни», — утверждают ав-торы книги.

Ключ к самостоятельности — чувство контроля

Многочисленные исследования показали: если человек ощущает, что может вли-ять на окружающий мир, он чувствует себя увереннее и у него все получается лучше. Возможность самому сделать выбор в любой ситуации — от предпочтений в еде до принятия серьезных решений — фактор благополучия и комфорта. Именно поэтому мы должны позволить детям самостоятельно де-лать то, что им по силам.

«Ребенок, который сам решает, делать ли ему уроки, готовиться ли к выпускному экзамену, будет более счастлив, менее подвержен стрессу и в итоге сумеет лучше ориентироваться в жизни», — считает Нед Джонсон.

Многие родители часто говорят детям, что они сами отвечают за свою жизнь, но на самом деле продолжают вмешиваться в дела ребенка, контролировать уро-ки, внешкольную жизнь и отношения со сверстниками.

Потом возникают ситуации, когда родители утверждают, что не дети, а они, взрослые, в ответе за их жизнь. Такие поступки внушают ребенку чувство бесси-лия и подрывают отношения с родителями.

В наши дни вероятность тревожного расстройства у подростков в 5–8 раз выше, чем у молодых людей прежних поколений. У современных детей низкий уровень уверенности в том, что они сами в состоянии контролировать собственную жизнь, и более высокий уровень убежденности в том, что их судьба определяется внеш-ними силами. Ученые предполагают, что именно родители своими действиями подавляют естественные механизмы преодоления трудностей у ребенка, желая все делать ЗА и ВМЕСТО него.

Следует помнить, что без здорового чувства контроля дети ощущают беспомощ-ность, подавленность, часто становятся пассивными, безучастными. Если ребенок не имеет возможности сделать самостоятельный осознанный выбор, он может впасть в беспокойство, депрессию. Такие дети часто испытывают проблемы с концентрацией внимания, приступы гнева, склонны к саморазрушению.

Самая большая трудность для родителей — отказаться от постоянного контроля за уроками и домашними заданиями. Однако лучше все-таки попытаться спра-виться с собой. «Мы понимаем, что наступает момент, когда ребенку больше не нужно помогать одеваться или завязывать шнурки. Точно так же мы должны распознать момент, когда ребенку больше не будет нужно наше вмешательство в выполнение уроков», — советуют Нед Джонсон и Уильям Стиксруд.

Условие самостоятельности — чувство безопасности

Ощущение, что мир безопасен, возникает у ребенка в том случае, когда его роди-тели не слишком за него тревожатся и когда дом для него — убежище, где можно отдохнуть и восстановить силы, а не место боя со взрослыми.

Тревога может передаваться от одного человека к другому. Особенно такому «заражению» подвержены дети, которые настроены на то, чтобы чувствовать своих родителей.

Тревожным родителям сложно проявлять тепло и ласку, они более критичны и, как правило, выражают больше сомнений в способностях своих детей. Они более склонны к чрезмерному контролю и с меньшей вероятностью предоставляют са-мостоятельность своим детям.

Между тем, родители как лидеры семейной группы могут обеспечить ребенку «успокоительное присутствие». Спокойные родители, не испытывающие постоян-ный стресс, передают детям ощущение, что мир безопасен, в нем можно свободно перемещаться и исследовать его.

Три способа повысить у ребенка уверенность в себе

Помочь в поисках мотивации

Можно заставить ребенка делать что-то, что ему не нравится в определенный мо-мент, но в долгосрочной перспективе это не работает. В зависимости от темперамента и характера протест против навязывания чужой воли обязатель-но проявится в той или иной мере.

Когда родители ведут себя так, словно их работа — следить за тем, чтобы ребе-нок хорошо учился, играл на пианино или занимался спортом, они лишь укреп-ляют в нем ошибочную уверенность в том, что за его успехи отвечает кто-то дру-гой.

Если, решая проблему ребенка, родители прилагают больше усилий, чем он сам, то ребенок становится слабее, а не сильнее. «Если вы, пытаясь помочь ребенку, потратите 95 единиц энергии, он потратит 5, — уверены авторы книги. — Это контрпродуктивная динамика, и она не изменится до тех пор, пока не изменится степень вложения энергии».

Вместо того чтобы заставлять ребенка делать то, чему он сопротивляется, роди-тели могут помочь ему найти то, что понравится, и выработать мотивацию. В такой модели родители воспринимают себя как консультанта для своего ребен-ка, а не как его начальника.

Научить справляться со стрессом

Родители не могут и не должны полностью оградить ребенка от негативных пе-реживаний. Их задача в другом: объяснить, рассказать и показать, как выходить из сложных ситуаций, и тем самым сделать его более стрессоустойчивым.

Здесь важную роль играет поддержка близких и чувство контроля. «Если ребе-нок чувствует, что контролирует ситуацию в стрессовых обстоятельствах, то в дальнейшей жизни, даже когда он не будет фактически контролировать ситу-ацию, его мозг будет способен лучше справляться со стрессом, — объясняют ис-следователи. — По сути, так формируется иммунитет».

Кроме того, чтобы успешно справляться со стрессом, ребенку необходимо убе-жище, место, где можно отдохнуть и восстановить силы. «Когда дом является та-ким местом, дети и подростки смелее исследуют разные возможности вне дома здоровыми способами», — говорят эксперты. Разные стратегии воспитания при-водят к разным результатам.

Какой вы родитель? Есть ли в вашей семье определенная «генеральная линия» или вы — приверженец свободного воспитания? Какое влияние принципы, на которых строятся отношения между родителями и детьми, оказывают на жизнь ребенка? Если вы хотите получить хотя бы отчасти предсказуемые результаты воспитания, лучше задать себе эти вопросы как можно раньше.

Родители выбирают стиль воспитания детей в зависимости от многих обстоятель-ств. Характер и особенности личности родителей, семейная история и количество членов семьи, наличие или отсутствие образования, социально-экономический статус, культурный ландшафт и национальные традиции влияют на жизнь семьи и взросление детей.

Родители, как правило, повторяют тот стиль воспитания, в котором растили их самих, или наоборот — всеми силами стараются от него уйти и не повторить ошибок собственных родителей. Но у всех мам и пап всегда есть возможность подойти осознанно к решению проблемы и выбрать тот способ воспитания детей, который принесет наибольшую пользу ребенку.

В чем разница?

Отличить стили воспитания один от другого можно по распределению двух кри-териев: контролю за поведением ребенка и вниманию к нему, а также по тем чув-ствам, которые испытывают взрослые по отношению к сыну или дочери. Напри-мер, родители могут сильно любить ребенка, разрешать ему делать все что угод-но, то есть совсем не контролировать, или наоборот — неотрывно следить за всеми его действиями.

Обычно выделяют 4 основных стиля воспитания детей.

Авторитарный стиль

В таких семьях главенствуют родители. Они устанавливают авторитарные прави-ла и никогда их не меняют. Ребенок не участвует в обсуждениях, так как не имеет права голоса. Родители требуют от него полного подчинения. Главное в семье — власть родителей, обоих или, чаще, одного из них.

При этом, такие родители любят своего ребенка. Они стараются дать ему самое лучшее и все делают ради него. Но в отношениях между членами семьи не хватает теплоты, близости, ласки, чуткого принятия и нежного отношения к потребностям ребенка. Часто желания и чувства самого ребенка не принимаются и даже отвергаются. Его мнение не учитывается.

Как правило, такому стилю воспитания отдают предпочтение тревожные родите-ли. Они стремятся снизить свою внутреннюю тревогу, поэтому хотят все контро-лировать и подчинять себе. Часто к такому стилю воспитания детей прибегают родители, у которых было тяжелое детство, их самих воспитывали жестко. Обычно у них доминирующий и властный характер.

При таком стиле воспитания ребенок может вырасти безынициативным, пассив-ным. Он не сможет принимать решения самостоятельно без ориентира на чужой авторитет. В семьях с авторитарным стилем воспитания любые лидерские каче-ства ребенка подавляются. У таких детей высок риск возникновения зависимого поведения.

Либеральный стиль

В семье, использующей либеральный стиль воспитания, ребенок — центр внима-ния. Родители выполняют все его желания, полностью ему доверяют, при этом освобождая себя от ответственности за результат. Ребенок растет в атмосфере вседозволенности и полной свободы действий. Родители относятся к нему с необычайной теплотой и принимают все его эмоции.

Уровень контроля в такой семье очень низкий. Родители не могут выработать определенные требования и организовать процесс контроля. В таких условиях ребенок не знает, что такое «надо» и не выполняет почти никаких требований, ко-гда они возникают. Он часто командует родителями и другими родственниками, манипулирует ими и подчиняет себе.

С такими детьми практически всегда возникают проблемы в коллективах, в детском саду и в школе. Они часто становятся причиной конфликтов с ровесниками и учителями. У этих детей не выстроена система ориентиров и ценностей. При таком стиле воспитания дети вырастают тревожными, посколь-ку у них нет устойчивой сферы правил и норм — они не знают, как правильно. В основном, такие дети импульсивны, они склонны к непослушанию, агрессивно-сти. Они могут быть легко подвержены влиянию асоциальных групп.

Индифферентный стиль

При индифферентном стиле родители практически безразличны к ребенку, глав-ное в их отношении — равнодушие. О принятии чувств и эмоций ребенка никто не задумывается. Отсутствует и контроль за поведением. В такой семье у каждого своя жизнь. Родители заняты личными проблемами. На ребенка и его потребно-сти внимания не обращают. При этом такие родители бывают очень взыскатель-ными, придираясь к соблюдению порядка и исполнению требований. Ребенок с ранних лет привыкает к одиночеству. Часто своей реальной семье он предпочитает виртуальную «компанию».

Из-за того, что такие родители пренебрегают воспитанием и не участвуют в жизни ребенка, его личностное развитие затруднено. Самое тягостное чувство ребенка в такой ситуации — отсутствие любви. Ребенок чувствует свою ненуж-ность. У него возникает ощущение, что он — помеха и для своей семьи, и для общества в целом.

Дети из таких семей — потенциальные обладатели девиантного (отклоняющегося от норм) поведения. Часто среди юных правонарушителей можно встретить вос-питанников таких семей. Ребенка из подобных семей ждут безрадостные перспек-тивы: он может вырасти очень агрессивным и импульсивным, а может — тревож-ным и неуверенным в себе.

Авторитетный стиль

В таких семьях авторитет принадлежит родителям, при этом они предпочитают равноправные отношения с детьми. Используя в воспитании разумную требова-тельность, родители устанавливают все правила для ребенка с учетом его по-требностей и интересов. Чувства и эмоции ребенка всегда принимаются, у него есть автономия в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Система норм и правил в такой семье меняется в зависимости от возраста и умений ребен-ка.

Уровень контроля со стороны взрослых высокий, при этом физическая и вер-бальная агрессия отсутствуют.

Основная черта авторитетного стиля воспитания — уважение к личности ребенка. Свою власть родители используют в зависимости от ситуации и в разумных пре-делах, проявляя строгость при необходимости.

Авторитетный стиль по-другому называется демократическим. Такие родители стремятся к созданию гармоничного сочетания самостоятельности, ответственно-сти и дисциплинированности. Точка зрения, желания и потребности ребенка все-гда учитываются. Для разрешения спорных ситуаций всегда используются ра-зумный диалог и обсуждение проблемы.

Ребенок окружен безусловной любовью, не требующей ничего взамен. Для того чтобы получить одобрение родителей, ему не нужно стремиться к получению хо-роших оценок или абсолютному послушанию. Его принимают всегда и без вся-ких условий. Ребенка в такой семье любят, понимают и уважают. Он всегда полу-чает эмоциональную поддержку и чувствует себя защищенным, обладает адек-ватной самооценкой и мало подвержен влиянию извне.

Ребенок, воспитанный в семье с авторитетным стилем воспитания, обладает целе-устремленностью, силой воли, у него развито чувство ответственности. Такие де-ти уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, они открыты миру и настроены по отношению к нему дружелюбно. У них не вызывает затруднений выполнение социальных норм, они обладают высоким уровнем самоконтроля.

Выбрать свой стиль

Семьи, в которых придерживаются какого-то одного стиля воспитания в чистом виде, встречаются довольно редко. Но преобладание какого-то одного направле-ния можно заметить в каждой семье. Бывает и так, что по отношению к разным детям родители действуют по-разному или стиль воспитания у матери и отца за-метно различаются.

Из приведенного описания очевидно, что наиболее гармоничные личности вы-растают при авторитетном стиле воспитания, а вот авторитарного и индифферентного стиля лучше избегать. В любом случае родителям важно со-трудничать друг с другом, обсуждать и объединять позитивные методы, для того чтобы создать свой уникальный стиль воспитания детей.

Уважать, сотрудничать, устанавливать границы

Авторитетный стиль воспитания представляет собой золотую середину между ав-торитарностью и вседозволенностью. Он подразумевает поддержку, а не контроль. Авторитетные родители строят с детьми отношения сотрудниче-ства, потому что уважают их и хотят, чтобы дети учились на собственном опыте.

При воспитании авторитетом развивающийся мозг ребенка не тратит огромное количество энергии на сопротивление тому, что в его же собственных интересах.

При этом авторитетные родители не дают своим детям полной свободы действий. Они устанавливают ограничения и сообщают свое мнение, когда что-то им кажется неправильным, но не заставляют ребенка делать что-либо.

Не стоит недооценивать своих детей. Ребенок — разумное существо, он и сам хо-чет, чтобы у него все в жизни было хорошо. Он сообразит, что ему делать в той или иной ситуации, особенно если будет ощущать поддержку родителей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно разговаривать с пользой»Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно разговаривать с пользой» Родители считают, что эффективность занятий зависит от педагога. На практике же вы можете иметь самый передовой опыт, проводить самую.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки»Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки» Замечали ли вы,что после игры ваш малыш оставляет игрушки разбросанными по всей комнате,а то и по квартире?Приучать ребенка к уборке своих.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы»Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию консультацию о том, как научить ребенка.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр»Консультация для родителей «Как научить ребенка любить театр» Когда знакомить ребенка с миром театра определяют сами родители,музыка,зрелищное представление и сама атмосфера театра это всегда семейное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как научить ребенка быть самостоятельным»
Опубликовано: 28 мая 2024 в 19:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как научить ребенка быть самостоятельным»» (включая файлы) размещена пользователем Мамшева Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД