Мамшева Оксана
Консультация для родителей «Как научить ребенка быть самостоятельным»
▼ Скачать + Заказать документы
Главным препятствием для самостоятельности ребенка обычно оказываются его родители — им придется работать над собой
Когда малыш кричит: «Я сам!», это бывает не очень удобно для родителей, но крайне необходимо ребенку. Самостоятельные дети доверяют себе, чувствуют, что сами определяют свою жизнь, ведут себя более уверенно и могут полнее реа-лизовать свои способности. Как действовать родителям, чтобы у них вырос самостоятельный ребенок? На этот вопрос отвечает книга Неда Джонсона и Уильяма Стиксруда «Самостоятельные дети». Мы законспектировали некото-рые их идеи.
Публикация «Консультация для родителей „Как научить ребенка быть самостоятельным“» размещена в разделах
Мы все хотим счастья своим детям и стараемся делать для них все возможное, чтобы в будущем они обязательно преуспели, были конкурентоспособными и ощущали уверенность в собственных силах. Это получается не всегда, так как часто родители имеют ошибочные представления о целях и путях их достижения. Клинический нейропсихолог Уильям Стиксруд и лектор, тренер, основатель службы репетиторства для подростков Нед Джонсон предлагают сначала разо-браться в том, почему у нас не получается, а потом выработать новые стратегии, которые будут работать.
Что мешает нам растить самостоятельных детей
Первое препятствие — распространенные заблуждения и клише, которые нам навязывает общество. Они кажутся самоочевидными, поэтому родители подчи-няются этим стереотипам, даже не отдавая себе в этом отчет.
1. К успеху ведет узкая тропинка. Ставки слишком высоки, чтобы позволить ребенку самому решать все за себя. В основе такого представления лежит идея дефицита ресурсов: чтобы добиться успеха, дети всегда и во что бы то ни стало должны быть конкурентоспособными.
2. Если хочешь преуспеть в жизни, очень важно хорошо учиться в школе. По-бедителей — единицы, остальные — неудачники. В результате многие дети де-монстрируют маниакальную мотивацию или, напротив, совсем перестают прила-гать какие бы то ни было усилия.
3. Если больше стараться, то ребенок станет более самодостаточным и успешным во взрослой жизни. Будем учить 6-классников по программе 9 класса или заполним учебой все свободное время детей.
4. Окружающий мир опасен как никогда. За ребенком нужно постоянно при-глядывать, чтобы он не пострадал и не принял неправильного решения.
Многие родители чувствуют неправильность таких суждений, но им все равно бывает трудно преодолеть давление со стороны общества. Глубинная причина такого давления — страх, а он почти всегда ведет к плохим решениям.
Конечно, родители испытывали бы меньший стресс, если бы могли полностью контролировать ребенка и делать его таким, как им хочется. В таком случае дети стали бы послушны, но вовсе не самостоятельны.
Контроль за ребенком не должен стать целью воспитания. «Наша роль состоит в том, чтобы научить их мыслить и действовать самостоятельно, чтобы они сами хотели быть успешными в школе и, самое главное, в жизни», — утверждают ав-торы книги.
Ключ к самостоятельности — чувство контроля
Многочисленные исследования показали: если человек ощущает, что может вли-ять на окружающий мир, он чувствует себя увереннее и у него все получается лучше. Возможность самому сделать выбор в любой ситуации — от предпочтений в еде до принятия серьезных решений — фактор благополучия и комфорта. Именно поэтому мы должны позволить детям самостоятельно де-лать то, что им по силам.
«Ребенок, который сам решает, делать ли ему уроки, готовиться ли к выпускному экзамену, будет более счастлив, менее подвержен стрессу и в итоге сумеет лучше ориентироваться в жизни», — считает Нед Джонсон.
Многие родители часто говорят детям, что они сами отвечают за свою жизнь, но на самом деле продолжают вмешиваться в дела ребенка, контролировать уро-ки, внешкольную жизнь и отношения со сверстниками.
Потом возникают ситуации, когда родители утверждают, что не дети, а они, взрослые, в ответе за их жизнь. Такие поступки внушают ребенку чувство бесси-лия и подрывают отношения с родителями.
В наши дни вероятность тревожного расстройства у подростков в 5–8 раз выше, чем у молодых людей прежних поколений. У современных детей низкий уровень уверенности в том, что они сами в состоянии контролировать собственную жизнь, и более высокий уровень убежденности в том, что их судьба определяется внеш-ними силами. Ученые предполагают, что именно родители своими действиями подавляют естественные механизмы преодоления трудностей у ребенка, желая все делать ЗА и ВМЕСТО него.
Следует помнить, что без здорового чувства контроля дети ощущают беспомощ-ность, подавленность, часто становятся пассивными, безучастными. Если ребенок не имеет возможности сделать самостоятельный осознанный выбор, он может впасть в беспокойство, депрессию. Такие дети часто испытывают проблемы с концентрацией внимания, приступы гнева, склонны к саморазрушению.
Самая большая трудность для родителей — отказаться от постоянного контроля за уроками и домашними заданиями. Однако лучше все-таки попытаться спра-виться с собой. «Мы понимаем, что наступает момент, когда ребенку больше не нужно помогать одеваться или завязывать шнурки. Точно так же мы должны распознать момент, когда ребенку больше не будет нужно наше вмешательство в выполнение уроков», — советуют Нед Джонсон и Уильям Стиксруд.
Условие самостоятельности — чувство безопасности
Ощущение, что мир безопасен, возникает у ребенка в том случае, когда его роди-тели не слишком за него тревожатся и когда дом для него — убежище, где можно отдохнуть и восстановить силы, а не место боя со взрослыми.
Тревога может передаваться от одного человека к другому. Особенно такому «заражению» подвержены дети, которые настроены на то, чтобы чувствовать своих родителей.
Тревожным родителям сложно проявлять тепло и ласку, они более критичны и, как правило, выражают больше сомнений в способностях своих детей. Они более склонны к чрезмерному контролю и с меньшей вероятностью предоставляют са-мостоятельность своим детям.
Между тем, родители как лидеры семейной группы могут обеспечить ребенку «успокоительное присутствие». Спокойные родители, не испытывающие постоян-ный стресс, передают детям ощущение, что мир безопасен, в нем можно свободно перемещаться и исследовать его.
Три способа повысить у ребенка уверенность в себе
Помочь в поисках мотивации
Можно заставить ребенка делать что-то, что ему не нравится в определенный мо-мент, но в долгосрочной перспективе это не работает. В зависимости от темперамента и характера протест против навязывания чужой воли обязатель-но проявится в той или иной мере.
Когда родители ведут себя так, словно их работа — следить за тем, чтобы ребе-нок хорошо учился, играл на пианино или занимался спортом, они лишь укреп-ляют в нем ошибочную уверенность в том, что за его успехи отвечает кто-то дру-гой.
Если, решая проблему ребенка, родители прилагают больше усилий, чем он сам, то ребенок становится слабее, а не сильнее. «Если вы, пытаясь помочь ребенку, потратите 95 единиц энергии, он потратит 5, — уверены авторы книги. — Это контрпродуктивная динамика, и она не изменится до тех пор, пока не изменится степень вложения энергии».
Вместо того чтобы заставлять ребенка делать то, чему он сопротивляется, роди-тели могут помочь ему найти то, что понравится, и выработать мотивацию. В такой модели родители воспринимают себя как консультанта для своего ребен-ка, а не как его начальника.
Научить справляться со стрессом
Родители не могут и не должны полностью оградить ребенка от негативных пе-реживаний. Их задача в другом: объяснить, рассказать и показать, как выходить из сложных ситуаций, и тем самым сделать его более стрессоустойчивым.
Здесь важную роль играет поддержка близких и чувство контроля. «Если ребе-нок чувствует, что контролирует ситуацию в стрессовых обстоятельствах, то в дальнейшей жизни, даже когда он не будет фактически контролировать ситу-ацию, его мозг будет способен лучше справляться со стрессом, — объясняют ис-следователи. — По сути, так формируется иммунитет».
Кроме того, чтобы успешно справляться со стрессом, ребенку необходимо убе-жище, место, где можно отдохнуть и восстановить силы. «Когда дом является та-ким местом, дети и подростки смелее исследуют разные возможности вне дома здоровыми способами», — говорят эксперты. Разные стратегии воспитания при-водят к разным результатам.
Какой вы родитель? Есть ли в вашей семье определенная «генеральная линия» или вы — приверженец свободного воспитания? Какое влияние принципы, на которых строятся отношения между родителями и детьми, оказывают на жизнь ребенка? Если вы хотите получить хотя бы отчасти предсказуемые результаты воспитания, лучше задать себе эти вопросы как можно раньше.
Родители выбирают стиль воспитания детей в зависимости от многих обстоятель-ств. Характер и особенности личности родителей, семейная история и количество членов семьи, наличие или отсутствие образования, социально-экономический статус, культурный ландшафт и национальные традиции влияют на жизнь семьи и взросление детей.
Родители, как правило, повторяют тот стиль воспитания, в котором растили их самих, или наоборот — всеми силами стараются от него уйти и не повторить ошибок собственных родителей. Но у всех мам и пап всегда есть возможность подойти осознанно к решению проблемы и выбрать тот способ воспитания детей, который принесет наибольшую пользу ребенку.
В чем разница?
Отличить стили воспитания один от другого можно по распределению двух кри-териев: контролю за поведением ребенка и вниманию к нему, а также по тем чув-ствам, которые испытывают взрослые по отношению к сыну или дочери. Напри-мер, родители могут сильно любить ребенка, разрешать ему делать все что угод-но, то есть совсем не контролировать, или наоборот — неотрывно следить за всеми его действиями.
Обычно выделяют 4 основных стиля воспитания детей.
Авторитарный стиль
В таких семьях главенствуют родители. Они устанавливают авторитарные прави-ла и никогда их не меняют. Ребенок не участвует в обсуждениях, так как не имеет права голоса. Родители требуют от него полного подчинения. Главное в семье — власть родителей, обоих или, чаще, одного из них.
При этом, такие родители любят своего ребенка. Они стараются дать ему самое лучшее и все делают ради него. Но в отношениях между членами семьи не хватает теплоты, близости, ласки, чуткого принятия и нежного отношения к потребностям ребенка. Часто желания и чувства самого ребенка не принимаются и даже отвергаются. Его мнение не учитывается.
Как правило, такому стилю воспитания отдают предпочтение тревожные родите-ли. Они стремятся снизить свою внутреннюю тревогу, поэтому хотят все контро-лировать и подчинять себе. Часто к такому стилю воспитания детей прибегают родители, у которых было тяжелое детство, их самих воспитывали жестко. Обычно у них доминирующий и властный характер.
При таком стиле воспитания ребенок может вырасти безынициативным, пассив-ным. Он не сможет принимать решения самостоятельно без ориентира на чужой авторитет. В семьях с авторитарным стилем воспитания любые лидерские каче-ства ребенка подавляются. У таких детей высок риск возникновения зависимого поведения.
Либеральный стиль
В семье, использующей либеральный стиль воспитания, ребенок — центр внима-ния. Родители выполняют все его желания, полностью ему доверяют, при этом освобождая себя от ответственности за результат. Ребенок растет в атмосфере вседозволенности и полной свободы действий. Родители относятся к нему с необычайной теплотой и принимают все его эмоции.
Уровень контроля в такой семье очень низкий. Родители не могут выработать определенные требования и организовать процесс контроля. В таких условиях ребенок не знает, что такое «надо» и не выполняет почти никаких требований, ко-гда они возникают. Он часто командует родителями и другими родственниками, манипулирует ими и подчиняет себе.
С такими детьми практически всегда возникают проблемы в коллективах, в детском саду и в школе. Они часто становятся причиной конфликтов с ровесниками и учителями. У этих детей не выстроена система ориентиров и ценностей. При таком стиле воспитания дети вырастают тревожными, посколь-ку у них нет устойчивой сферы правил и норм — они не знают, как правильно. В основном, такие дети импульсивны, они склонны к непослушанию, агрессивно-сти. Они могут быть легко подвержены влиянию асоциальных групп.
Индифферентный стиль
При индифферентном стиле родители практически безразличны к ребенку, глав-ное в их отношении — равнодушие. О принятии чувств и эмоций ребенка никто не задумывается. Отсутствует и контроль за поведением. В такой семье у каждого своя жизнь. Родители заняты личными проблемами. На ребенка и его потребно-сти внимания не обращают. При этом такие родители бывают очень взыскатель-ными, придираясь к соблюдению порядка и исполнению требований. Ребенок с ранних лет привыкает к одиночеству. Часто своей реальной семье он предпочитает виртуальную «компанию».
Из-за того, что такие родители пренебрегают воспитанием и не участвуют в жизни ребенка, его личностное развитие затруднено. Самое тягостное чувство ребенка в такой ситуации — отсутствие любви. Ребенок чувствует свою ненуж-ность. У него возникает ощущение, что он — помеха и для своей семьи, и для общества в целом.
Дети из таких семей — потенциальные обладатели девиантного (отклоняющегося от норм) поведения. Часто среди юных правонарушителей можно встретить вос-питанников таких семей. Ребенка из подобных семей ждут безрадостные перспек-тивы: он может вырасти очень агрессивным и импульсивным, а может — тревож-ным и неуверенным в себе.
Авторитетный стиль
В таких семьях авторитет принадлежит родителям, при этом они предпочитают равноправные отношения с детьми. Используя в воспитании разумную требова-тельность, родители устанавливают все правила для ребенка с учетом его по-требностей и интересов. Чувства и эмоции ребенка всегда принимаются, у него есть автономия в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Система норм и правил в такой семье меняется в зависимости от возраста и умений ребен-ка.
Уровень контроля со стороны взрослых высокий, при этом физическая и вер-бальная агрессия отсутствуют.
Основная черта авторитетного стиля воспитания — уважение к личности ребенка. Свою власть родители используют в зависимости от ситуации и в разумных пре-делах, проявляя строгость при необходимости.
Авторитетный стиль по-другому называется демократическим. Такие родители стремятся к созданию гармоничного сочетания самостоятельности, ответственно-сти и дисциплинированности. Точка зрения, желания и потребности ребенка все-гда учитываются. Для разрешения спорных ситуаций всегда используются ра-зумный диалог и обсуждение проблемы.
Ребенок окружен безусловной любовью, не требующей ничего взамен. Для того чтобы получить одобрение родителей, ему не нужно стремиться к получению хо-роших оценок или абсолютному послушанию. Его принимают всегда и без вся-ких условий. Ребенка в такой семье любят, понимают и уважают. Он всегда полу-чает эмоциональную поддержку и чувствует себя защищенным, обладает адек-ватной самооценкой и мало подвержен влиянию извне.
Ребенок, воспитанный в семье с авторитетным стилем воспитания, обладает целе-устремленностью, силой воли, у него развито чувство ответственности. Такие де-ти уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, они открыты миру и настроены по отношению к нему дружелюбно. У них не вызывает затруднений выполнение социальных норм, они обладают высоким уровнем самоконтроля.
Выбрать свой стиль
Семьи, в которых придерживаются какого-то одного стиля воспитания в чистом виде, встречаются довольно редко. Но преобладание какого-то одного направле-ния можно заметить в каждой семье. Бывает и так, что по отношению к разным детям родители действуют по-разному или стиль воспитания у матери и отца за-метно различаются.
Из приведенного описания очевидно, что наиболее гармоничные личности вы-растают при авторитетном стиле воспитания, а вот авторитарного и индифферентного стиля лучше избегать. В любом случае родителям важно со-трудничать друг с другом, обсуждать и объединять позитивные методы, для того чтобы создать свой уникальный стиль воспитания детей.
Уважать, сотрудничать, устанавливать границы
Авторитетный стиль воспитания представляет собой золотую середину между ав-торитарностью и вседозволенностью. Он подразумевает поддержку, а не контроль. Авторитетные родители строят с детьми отношения сотрудниче-ства, потому что уважают их и хотят, чтобы дети учились на собственном опыте.
При воспитании авторитетом развивающийся мозг ребенка не тратит огромное количество энергии на сопротивление тому, что в его же собственных интересах.
При этом авторитетные родители не дают своим детям полной свободы действий. Они устанавливают ограничения и сообщают свое мнение, когда что-то им кажется неправильным, но не заставляют ребенка делать что-либо.
Не стоит недооценивать своих детей. Ребенок — разумное существо, он и сам хо-чет, чтобы у него все в жизни было хорошо. Он сообразит, что ему делать в той или иной ситуации, особенно если будет ощущать поддержку родителей.