Наталья Баландина
Опыт работы «Как мы реализуем технологию портфолио в яслях»
▼ Скачать +Заказ
Н. А. Баландина, старший воспитатель групп раннего возраста МБДОУ № 37 «Теремок», г. Железногорск, Красноярский край
В современном дошкольном образовательном пространстве технология портфолио становится все более популярной и востребованной. Для нас, педагогов раннего возраста, особая ценность использования технологии портфолио в яслях заключается в том, что это не просто метод фиксации достижений детей, но и многогранный инструмент, который оказывает значительное влияние на их развитие и взаимодействие с окружающими.
Публикация «Опыт работы „Как мы реализуем технологию портфолио в яслях“» размещена в разделах
Эта технология позволяет не только фиксировать достижения («шаги развития») детей, но и способствует их всестороннему развитию, а также укрепляет связь между педагогами и родителями. В нашем детском саду, начиная с групп раннего возраста, мы активно внедряем эту технологию, и сегодня я хочу поделиться с вами нашим опытом и результатами.
Что такое портфолио и зачем оно нужно?
Портфолио — это систематизированное собрание работ, достижений и результатов деятельности ребенка. Одной из ключевых ценностей технологии портфолио является возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Портфолио позволяет педагогам глубже понять уникальные особенности, интересы и потребности каждого малыша. Это помогает нам разрабатывать персонализированные образовательные программы, которые учитывают сильные стороны и зоны роста каждого ребенка.
Портфолио включает в себя рисунки, фотографии, видеозаписи, отчеты о мероприятиях и другие материалы, которые отражают развитие ребенка. Оно помогает педагогам и родителям отслеживать процесс развития детей, выявлять их индивидуальные особенности, а также планировать дальнейшую работу в зоне актуального развития.
Как мы организуем работу с портфолио в яслях?
Создание структуры портфолио
В начале учебного года мы вместе с родителями создаем структуру портфолио для каждого ребенка. Она включает в себя разделы, такие как «Это я и моя семья», «Мои первые дни в яслях», «Мои первые слова», «Мои первые рисунки», «Мои любимые игрушки», «Я и мои первые друзья», «Фотографии с календарных праздников и тематических развлечений», «Домашние странички».
Сбор материалов
На протяжении всего года мы регулярно собираем материалы для портфолио. Это все рисунки, которые дети делают на занятиях, в свободной или в совместной с воспитателем деятельности, ежедневные фотографии, отражающие основные виды детской деятельности, или фото с праздников и мероприятий, видеозаписи с утренников и другие материалы. Регулярное пополнение портфолио новыми материалами помогает детям осознавать свои успехи и достижения.
Анализ и оценка
Педагоги регулярно анализируют собранные материалы как «шаги развития». Это позволяет нам своевременно корректировать образовательный процесс и подбирать индивидуальные развивающие задания для каждого ребенка. Дети начинают понимать, что их усилия и старания ценятся и замечаются, что является важным мотивационным фактором для дальнейшего развития.
Обратная связь с родителями
Мы активно вовлекаем родителей в процесс создания портфолио. Регулярно проводим групповые родительские собрания, на которых обсуждаем достижения детей и планируем дальнейшую работу. Родители также могут добавлять свои отзывы и комментарии в портфолио.
Яркие примеры из нашей практики
История успеха Маши
Девочка Маша, 3 года, пришла к нам в начале учебного года. Она была очень тихой и застенчивой девочкой, неохотно участвовала в групповых занятиях. Однако, благодаря нашим наблюдениям и регулярному анализу ее портфолио, мы вместе с родителями смогли выявить ее интерес к рисованию и музыке. Мы начали уделять больше внимания этим направлениям развития, и уже через несколько месяцев Маша стала активно участвовать в групповых мероприятиях и даже выступила на новогоднем утреннике с сольной песенкой. Её рисунки заняли почётное место на групповой выставке детских работ, куда наши малыши самостоятельно размещают понравившиеся им работы сверстников и свои собственные.
Родительский отзыв
Мама мальчика Саши, 3 года, поделилась с нами своим отзывом: «Я очень благодарна педагогам за внимание и заботу о моем сыне. Благодаря портфолио я вижу, как он постоянно развивается и достигает новых успехов. Это не только помогает нам с папой лучше понимать его, но и вдохновляет на дальнейшую работу вместе с ним и развитие его интересов.»
Даже эти два примера убедительно показывают, что технология портфолио — это мощный инструмент, который помогает нам создавать индивидуальные образовательные траектории развития для каждого ребенка. Она способствует всестороннему развитию детей, укрепляет связь между педагогами и родителями и делает процесс воспитания и обучения более эффективным и понятным. Мы уверены, что продолжение использования этой технологии принесет еще больше положительных результатов и поможет нашим детям расти и развиваться гармонично.