Екатерина Поликарпова
Консультация «Как формировать самооценку младшего школьника»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ Школа №16
Поликарпова Екатерина Андреевна
учитель начальных классов
Как формировать самооценку младшего школьника?
Введение
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Публикация «Консультация „Как формировать самооценку младшего школьника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В школу дети приходят с разной самооценкой. Многие оценивают себя ниже, чем есть на самом деле, думая, что они ничего не умеют, и у них ничего не получится.
Новый стандарт ставит перед начальной школой важную социальную задачу: развивать у обучающихся умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления, ставить цель, планировать свою деятельность и добиваться результатов. Чтобы успешно реализовать эту задачу, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям, включить его в активную деятельность.
Цель: рассмотреть приёмы, формирующие самооценку школьника
Основная часть
Самооценка базируется на сотрудничестве ученика и учителя: оценку осуществляют учитель и ученик сообща. Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение, то учитель и ученик определяют оценку в диалоге. Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, то ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему оценку, в диалоге с учителем.
Для реализации этого правила ученик должен освоить алгоритм действий по самооценке.
Обучать умению самостоятельно оценивать результат своей деятельности я начала уже с первых уроков в первом классе.
Обучение самооценке проходит в несколько этапов.
1-й шаг. Я давала детям возможность эмоционально оценить прошедший урок. В конце каждого урока в «Личном еженедельнике ученика» (дневник) предлагала детям делать определенные обозначения. Приведу пример диалога с учениками:
Наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получилось (УСТАНОВКА НА УСПЕХ). Пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в дневнике.
Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то рисуй улыбающееся лицо или зеленый кружок.
Если тебе на уроке временами было непросто, не все получалось, то рисуй нейтральное лицо или желтый кружок.
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо или красный кружок. Мы тебе поможем и в следующий раз у тебя все получится.
2-й шаг. Даю детям возможность оценить результат своей письменной работы.
Какое у вас было задание? Что нужно было сделать? (Обучение первому шагу алгоритма самооценки).
Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка – обучение второму шагу самооценки).
Теперь пусть каждый, кто считает, что у него получилось выполнить задание, наградит себя, нарисует значок (улыбочку или зеленый кружок).
3-й шаг. Устанавливаем порядок самооценки.
Я выбирала урок для работы по развитию самооценки. Планируя этот урок, выбирала несложное задание, выполнение которого анализировала вместе с учениками.
Какое было задание, что тебе нужно было сделать? (Ученик воспроизводит формулировку задания).
Давай сравним твой ответ и задание. Ты справился? (Ученик сравнивает и решает – да).
Справился правильно или с ошибкой? (Без ошибок).
Сам или с чьей-то помощью? (Сам).
Награди себя за выполненное решение. Нарисуй себе значок (улыбочку или зеленый кружок).
Так мы теперь будем оценивать свою работу.
Подобную работу я проводила систематически, постоянно обращая внимание на порядок действий при оценивании.
На начальном этапе эта работа занимает 5 – 7 минут. Но дети очень быстро к ней привыкают. Достаточно попросить оценить свою работу на уроке, и они быстро закрашивают нужный кружок. При коллективной проверке я обязательно провожу небольшую беседу и выясняю, кто как оценил свою деятельность. Обязательно выясняю у детей, которые закрасили кружок красным цветом, причины такой самооценки. У ребенка может быть занижена самооценка, и моя задача аргументировано направить ее в нужное русло.
Во 2 классе, когда вводится понятие отметка, я перешла от закрашивания кружочков к выставлению отметки в бальной форме, используя тот же алгоритм самооценки.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось выполнить задание? Найдено решение?
3. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (Какой)
4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
5. Какую отметку ты себе поставишь?
Обучать алгоритму следует на простых заданиях, которые не вызывают у детей особых затруднений. Они легко с ними справляются и ставят себе хорошую отметку. Из практики замечено, что легче всего детям оценить свою работу на «4». Даже если задание выполнено самостоятельно и без ошибок, ребенок оценивает себя на «4». Тогда учитель еще раз проговаривает с ним алгоритм и аргументирует свою точку зрения. Тем самым поднимая самооценку ребенка.
Действия по развитию у учеников самооценки
1. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
2. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
3. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
4. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения своей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
5. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.
Так же во 2 классе в «Дневнике» ученики фиксируют самооценку дня, по аналогии с 1 классом. Только оценивается не отдельный урок, а весь учебный день. Проверяя дневники школьников, учитель может отслеживать, насколько комфортно ученики его класса чувствуют себя на уроках.
В своей работе я использую алгоритм самооценки не только на уроках для оценивания обще учебных умений, но и при планировании личностных достижений ученика.
Приведу фрагмент классного часа, посвященного окончанию первой четверти во 2 классе.
- Ребята, цель нашего классного часа подвести итоги 1 четверти. Она была очень важной. Как вы думаете, почему? (Выслушиваю предположения детей) Сегодня вы получаете свои первые четвертные отметки. Но прежде чем с ними ознакомиться, давайте, самостоятельно оценим результаты своей учебной деятельности в этой четверти. Для этого оценим свои достижения по основным предметам и отметим их в таблице требований в дневнике.
Ученики под моим руководством заполняют таблицы требований, используя знакомую им с 1 класса цветовую систему. По ходу работы мы выясняем, можем ли везде оценить себя только зеленым цветом. Ученики аргументировано доказывают, что некоторые темы нами еще не изучены или отработаны еще не достаточно хорошо, поэтому нет ничего страшного, если они поставят себе желтый или красный кружок.
После того как ученики заполнят таблицу требований, прошу внимательно ее рассмотреть и поставить себе итоговую отметку за 1 четверть по каждому предмету. Некоторые ученики, по желанию, озвучивают свою отметку и аргументируют свой выбор.
- Вы самостоятельно оценили свои достижения за четверть. Теперь сравните свои отметки с теми, которые выставила вам за четверть я. (Дети сравнивают отметки, выясняем: у кого они совпали с моими, у кого нет, почему так произошло).
На следующем этапе ученики отвечают на ряд моих вопросов, которые помогают им критически оценить свою деятельность, поставить цель, спланировать свою деятельность и найти пути решения для достижения результата.
- Ребята, кто из вас доволен своими отметками?
- Кто считает, что он может работать лучше? (Большинство детей моего класса считает, что они могут работать еще лучше).
- Как вы думаете, почему не удалось получить ту отметку, которую хотелось? Кто виноват? ( Дети отвечали так: «Мало времени уделял урокам», «Я ленился», «Плохо разобрался в решении задач», «Был невнимателен на уроке» и т. д. Ни один ребенок не сказал, что виноват учитель).
- Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы в следующей четверти улучшить свой результат? Какую цель вы поставите себе на следующую четверть, чего будете добиваться? Что для этого нужно делать?
В заключение классного часа мы записали цели, которые поставили себе дети. И обязательно к ним вернемся при подведении итогов 2 четверти.
Заключение
Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности.
Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.
Список источников
1. Амонашвили, Ш. А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. [Текст]/ Ш. А. Амонашвили - М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.
2. Ананьев Б. Г. Проблемы возрастной психологии. – М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
3. Аспер К. – М. : Добросвет, 2008.
4. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.
5. Феннел М. Как повысить самооценку. – М. : АСТ, 2005.
6. https://n-shkola.ru/site/search/topic/22 Журнал «Начальная школа».