Наталья Мыжевских
«Ярский район — родная земля!» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать уважительное отношение к народной национальной культуре, традициям.
Задачи: 1. Познакомить с элементами народной культуры жителей Ярского района Удмуртской республики, включающий в себя знакомство с некоторыми видами женского рукоделия;
2. Развивать умение сопоставлять выразительные средства разных видов искусств при создании единого художественного образа;
3. Совершенствовать умения создавать из квадратов разного размера и цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке; закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры;
4. Развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение;
Публикация «„Ярский район — родная земля!“ Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
5. Воспитывать интерес к составлению народных орнаментов.
Демонстрационный материал: вышитые полотенца, изделия народа Удмуртии.
Раздаточный материал: три полоски бумаги разного цвета размером 5x15 (красного цвета); 3,5x10,5 (синего цвета) и 2,5x7,5 см (черного цвета); прямоугольник белого цвета размером 15x30см. ; кисточки для клея; салфетки; клей, ножницы.
Предварительная работа: Беседы «Наша родина – Удмуртия!», «Село, в котором я живу», «Ижевск – наша столица», «Костюмы и орнамент удмуртского народа». Знакомство с удмуртскими и русскими народными праздниками, играми, поговорками и пословицами. Разучивание стихотворений и песен.
Дети под песню «Удмуртия» сл. И. Ермолина, Г. Юсимова, муз. Г. Юсимова, входят в зал, встают в круг.
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем?
Дети: В Удмуртии.
Воспитатель: Люди, какой национальности проживают в Удмуртии?
Дети: Удмурты, русские, бесермяне, татары.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине – Удмуртии. В нашей республике проживают люди разных национальностей, со своей культурой, обычаями, традициями. И в нашем районе таких людей немало. Ребята, а кто мне скажет, в каком районе мы с вами живем? (В Ярском районе). Молодцы! Правильно, в Ярском районе. Каждый из вас разучивал стихи о Ярском районе. Давайте их вспомним.
Дети (поочередно читают стихи.)
Лена М.
Малая родина – Ярский район,
Дедов земля и вокзала перрон.
Край родников с деревенской росой,
Сад с соловьями, рябиной-красой.
Дима Н.
Светлые улицы, добрый народ,
Зелень лугов, голубой небосвод.
Берез хороводы, запах цветов,
Ратные подвиги верных сынов.
Артем В.
Доярка, шофер, строитель и швец,
В поле комбайнер, старательный жнец.
Трудом неустанно ночи и дни
Малую родину славят они.
Степа Л.
В лунном стоят серебре деревца,
Тихо несет свои воды Чепца.
Вдоль берегов золотой италмас,
Солнышком светит и радует глаз.
Ваня В. В жизни у каждого много дорог.
Тянет домой всех отцовский порог.
Помнят поэтому молод и стар
С милым названьем селение Яр.
Автор стихотворения - Николай Бушмелев.
Воспитатель: Большую часть населения нашего края составляют удмурты. Какой язык у этого народа? (Удмуртский.) Это очень красивый и мелодичный язык. Давайте и мы с вами споем песню «Мы в Удмуртии живем». (Дети исполняют песню на сл. и муз. Цаперцан «Мы в Удмуртии живем»).
Но также в Ярском районе много и русских людей. Какой язык у этого народа? (Русский.) Правильно, русский. Ярский народ очень трудолюбивый. У него, как и у других национальностей, много пословиц и поговорок о труде. Вспомните их.
Дети поочередно называют пословицы и поговорки на русском и удмуртском языках.
- Любишь мед – терпи и жало пчел.
- Работа человека насквозь видит.
- Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.
- Проголодаешься, так и работать научишься.
- Без стараний и пригорка не насыплешь.
- Ленивый еще спит, работящий уже отдыхает.
- Деньги, заработанные своими руками, в пользу.
- На одном месте лишь пень сидит.
- Человек всю жизнь ума – разума набирается.
Воспитатель: Основным занятием населения на территория ярского района было сельское хозяйство, которое подразделялось на земледелие и скотоводство. Сеяли в основном зерновые культуры. Такие как: рожь, овес, ячмень, пшеница. Также возделывали некоторые технические культуры, такие как лен. Также в приусадебных хозяйствах выращивали разнообразные овощи. Скотоводство представляло себе разведение крупно-рогатого скота, а также овец, коз и свиней. В большом разнообразии разводили всевозможную домашнюю птицу. Когда мужчины трудились, женщины готовили еду, а вечерами пели, вышивали и вязали. И в песнях, и в вышивке отражалась жизнь и поэтическая душа народа. По вышитым узорам можно прочитать целые истории.
Дети рассматривают вышитые полотенца и с помощью воспитателя объясняют, что на них изображено.
Воспитатель: После трудовых буден и по праздникам народ любил петь и плясать. Давайте и мы с вами потанцуем.
Дети исполняют удмуртский танец «Хороводная».
Воспитатель: Удмуртский и русский костюм издревле богато украшался вышитым орнаментом. В орнаменте удмуртов обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели своё название: крылья утки, след курицы. Так как мы считаемся северными удмуртами, то любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим, а вот у южных удмуртов встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и о том, как этот мир устроен. Люди стремились к единству с природой.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством удмуртских народных умельцев. Красивые вещи создавали народные мастера-удмурты. Они вышивали и ткали полотенца. Края таких полотенец украшались орнаментами. Посмотрите, из каких элементов составлен орнамент?
Дети: Из квадратов и треугольников.
Воспитатель: Какого цвета квадраты, треугольники.
Дети: Красные, синие, черные.
Воспитатель: Элементы в орнаменте могут повторяться или чередоваться друг с другом по форме или по цвету. Где расположен узор на полотенцах?
Дети: По краю полотенца.
Воспитатель: Как расположен узор на полотенце?
Дети: Квадраты наложены друг на друга.
Воспитатель: На полотенцах обычно украшаются только концы. Вы хотели, поближе познакомится с народными умельцами народа Удмуртии?
Дети: да
Воспитатель: Давайте все вместе попробуем украсить полотенца удмуртским народным орнаментом и отправим им посылку с сюрпризом - наши полотенца.
Воспитатель: Давайте сядем за свои столы. Подготовим наши пальчики к работе, разбудим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Наши пальчики проснулись,
- Потянулись, потянулись
- И встряхнулись.
Воспитатель:Ребята, прежде чем приступим к работе, давайте вспомним правила безопасности труда при работе с ножницами:
Безопасность труда при работе с ножницами
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами левой руки.
5. Помни, линия разметки должна оставаться на вырезаемых деталях.
6. При вырезании окружности поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте вспомним, из каких элементов состоит узор удмуртского народа?
Дети: Из квадратов и треугольников.
Воспитатель: Что у вас лежит в тарелочках?
Дети: Полоски разного цвета.
Воспитатель: Как из полосок получить три квадрата?
Дети: Надо сложить полоску гармошкой на три части и разрезать.
Воспитатель: Давайте возьмем полоску бумаги и сделаем гармошку, еще раз и разрежем на месте сгиба и так все полоски. Какого цвета квадраты самые большие по размеру?
Дети: Квадраты большие красного цвета.
Воспитатель: Какие квадраты больше по размеру синие или черные?
Дети: Квадраты синие больше по размеру, чем черные.
Воспитатель: Какой квадрат самый маленький?
Дети: Самый маленький черный квадрат.
Воспитатель: Накладываем узор на полотенца в следующем порядке: на самый большой красный квадрат накладываем синий квадрат углами к сторонам к первой фигуры, затем наложим самый маленький черный квадрат. Где расположен узор на полотенце?
Дети: По краю полотенца.
Воспитатель: Начинаем работать с клеем, клеить можно по-разному: два из них наклеивают по бокам нижней части силуэта, а третий – между ними выше, соприкасаясь нижними углами с двумя другими.
Воспитатель: Чья работа готова выставляем на мольберт. Итак, наши работы готовы. Ребята, чье полотенце вам больше понравилось и почему?
Дети: Мне понравилось полотенце Артема, Вани, потому что они выполняли аккуратно.
Воспитатель: Что вам было трудно при выполнении вашей работы?
Дети: Нам все понравилось.
Воспитатель: Чтобы хотели смастерить или сделать своими руками на следующем занятии?
Дети: Узнать и выполнить работы умельцев других народов.
Воспитатель: Давайте сложим свои работы в посылку.
Воспитатель: А еще наш народ любит играть в веселые игры. Какие удмуртские народные игры вы знаете?
Дети. «Растяпа», «Водяной» (Ву-мурт, «Игра с платочком» (Кышетэн шудон) и др.
Воспитатель: Давайте и мы поиграем.
Проводится игра с полотенцем.
Берется удмуртское полотенце, как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя разворачиваясь вокруг своей оси начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце, где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длин края больше.
Воспитатель: Сегодня мы сделали еще несколько шагов в изучении истории родного края, культуры и традиций ярского народа.
Приложение 1.
Лена М.
Малая родина – Ярский район,
Дедов земля и вокзала перрон.
Край родников с деревенской росой,
Сад с соловьями, рябиной-красой.
Дима Н.
Светлые улицы, добрый народ,
Зелень лугов, голубой небосвод.
Берез хороводы, запах цветов,
Ратные подвиги верных сынов.
Соня С.
Доярка, шофер, строитель и швец,
В поле комбайнер, старательный жнец.
Трудом неустанно ночи и дни
Малую родину славят они.
Степа Л. В лунном стоят серебре деревца,
Тихо несет свои воды Чепца.
Вдоль берегов золотой италмас,
Солнышком светит и радует глаз.
Ульяна М. В жизни у каждого много дорог.
Тянет домой всех отцовский порог.
Помнят поэтому молод и стар
С милым названьем селение Яр.
Пословицы и поговорки.
- Любишь мед – терпи и жало пчел.
- Работа человека насквозь видит.
- Восходящее солнце не должно видеть тебя спящим.
- Проголодаешься, так и работать научишься.
- Без стараний и пригорка не насыплешь.
- Ленивый еще спит, работящий уже отдыхает.
- Деньги, заработанные своими руками, в пользу.
- На одном месте лишь пень сидит.
- Человек всю жизнь ума – разума набирается.
Фотографии занятия: